Как действовать, если Вы считаете, что Вам
неправильно начисляют пенсию?
Анализ обращений военных пенсионеров к руководителям и должностным лицам государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, а также их заявлений в судебные органы показывает, что указанная категория пенсионеров не всегда удовлетворена работой пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Следует также отметить, что увеличению числа указанных обращений способствует и то, что в последние годы законодательство о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации подверглось значительному реформированию, в связи с чем пенсии некоторых бывших военнослужащих на фоне существенного увеличения пенсий государственных служащих иногда не только не увеличивались, но и значительно "урезались".
Так, начиная с 2003 г. и по настоящее время в результате проверок военными комиссариатами, пенсионными и территориальными органами МВД и ФСБ России пенсий на предмет соответствия уточненному перечню тарификации воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации выяснилось, что пенсии многим военным пенсионерам были существенно уменьшены.
Также нередки случаи занижения пенсионных выплат бывшим военнослужащим в результате неправильного применения при назначении пенсий п. 9 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 (внесение в приказы руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, "боковика").
Встречаются случаи неправильного назначения пенсий при увольнении в запас (отставку) военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и т.д.
Много вопросов вызывает позиция федеральных органов исполнительной власти по пересмотру пенсий при увеличении стоимости соответствующего продовольственного пайка в свете получившего большой резонанс в обществе определения Конституционного суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. N 429-О.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что в правоприменительной практике пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нередко преобладают субъективизм, необоснованное стремление к экономии государственных средств, а не объективный подход к применению законодательных норм.
Что же делать военным пенсионерам, если неправильно начислены пенсии, а работники районных (городских) военных комиссариатов по поводу обращений о неправильном начислении пенсии привычно "кивают" на указания вышестоящих начальников?
В таких случаях остается лишь одно, а именно обратиться в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, вышестоящие пенсионные органы МВД и ФСБ России, а в случае непринятия указанными органами решений о перерасчете неправильно начисленных пенсий обжаловать (оспорить) их неправомерные действия (бездействие) руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти либо в суд.
Способы защиты прав, свобод и законных интересов военных пенсионеров в области пенсионного обеспечения можно условно разделить на два вида:
1) несудебный способ защиты;
2) судебный способ защиты.
Право граждан на обращение в государственные органы гарантируется Конституцией Российской Федерации, согласно ст. 33 и 45 которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Как показывает практика, военные пенсионеры, выделяясь в среде российских пенсионеров повышенной терпимостью и являясь в высшей степени законопослушными гражданами, несмотря на ухудшение их материального положения, предпочитают участию в демонстрациях, пикетах и иных массовых акциях протеста защиту своих прав путем оспаривания неправомерных действий и решений в государственных органах, обращения к должностным лицам и государственным служащим.
В большинстве подобных случаев военные пенсионеры пытаются восстановить справедливость, обращаясь в военные комиссариаты и вышестоящие по отношению к ним органы, т.е. используют несудебный способ защиты своих прав, и только при получении отказа от должностных лиц пенсионных органов обращаются в суд.
Это объясняется тем, что при таком способе защиты своих прав и законных интересов многие возникшие проблемы решаются более оперативно, срок, необходимый для выявления и устранения нарушений в начислении пенсии значительно короче по сравнению с судебным способом защиты своих прав.
Кроме того, многие военные пенсионеры, чья служба проходила в "советское время", помнят о том, что в указанный период многие вопросы достаточно эффективно решались должностными лицами государственных и партийных органов, тогда как в районных народных судах подобные обращения рассматривались крайне редко.
Военным пенсионерам, пенсии которым неправильно начислены (незаконно занижены), принявшим решение об обращении в пенсионные органы о перерасчете пенсий, следует учитывать, что порядок обращения по вопросу пересмотра пенсий схож с порядком обращения по вопросу назначения пенсий.
В соответствии с п. "а" ст. 11, ст. 50 и 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I имеющие право на получение пенсии от Министерства обороны Российской Федерации граждане, уволенные с военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу, пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, потерявшие кормильца, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в военный комиссариат района по месту постоянного жительства (регистрации).
Полученное военным комиссариатом района заявление (жалоба) по поводу неправильного начисления пенсии вместе с приложенными документами должно регистрироваться в книге учета письменных обращений граждан в установленном порядке. На заявлении указывается дата его поступления.
Военные комиссариаты районов обязаны оказывать всемерное содействие гражданам, уволенным с военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу, пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, потерявшим кормильца, в истребовании документов, необходимых для перерасчета пенсий, а также давать им разъяснения по вопросам пенсионного обеспечения.
Полностью и правильно оформленные документы на перерасчет пенсии в семидневный срок со дня поступления заявления представляются в военный комиссариат соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следует признать, что обращение военного пенсионера в районный (городской) военный комиссариат не всегда приводит к желаемому результату, поскольку работники райвоенкомата самостоятельно чаще всего не могут устранить несправедливость и принять законное решение по пенсионному вопросу. Отменить незаконное решение при назначении и последующих выплатах пенсий может пенсионный орган, назначивший такую пенсию, - военный комиссариат субъекта Российской Федерации. Роль районного (городского) военкомата во многих случаях сводится к подготовке необходимых документов, которые с сопроводительным письмом представляются в военный комиссариат субъекта Российской Федерации.
В письме при необходимости сообщается также о невозможности предоставления того или иного документа и указываются причины.
Представляется, что военным пенсионерам по поводу неправильного назначения или выплаты пенсии более целесообразно обращаться сразу в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, минуя райвоенкомат как некое "передаточное звено", хотя и имеющее в штате отделение социального и финансового обеспечения, но зачастую не обладающее правомочиями по решению пенсионных вопросов. Это позволяет значительно сократить время рассмотрения заявлений (жалоб) военных пенсионеров, как правило, не обладающих "богатырским" здоровьем для длительных тяжб и долгой переписки, и избежать конфликтных ситуаций, не вызванных необходимостью. Даже в случае проживания военного пенсионера в населенном пункте, находящемся на значительном удалении от областного центра, отправление заявления (жалобы) по почте сразу в адрес военкомата субъекта Российской Федерации значительно сократит сроки его рассмотрения по сравнению с обращением в райвоенкомат.
Обязанность военного комиссариата субъекта Российской Федерации по устранению нарушений при назначении или выплатах пенсии определяется нормами Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Как следует из ст. 11 и ст. 50 указанного Закона пенсии гражданам, проходившим военную службу, и их семьям, назначаются:
а) в Министерстве обороны Российской Федерации:
- уволенным с военной службы высшим офицерам центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации - Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации (возобновление выплаты пенсий уволенным с военной службы высшим офицерам центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации);
- уволенным с военной службы офицерам, прапорщикам, мичманам и другим гражданам, проходившим военную службу по контракту (принятому обязательству), лицам, занимавшим соответствующие командные должности в советских партизанских отрядах и соединениях, - военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по месту их жительства;
- семьям всех граждан, проходивших военную службу, пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, - военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по месту их жительства;
б) в Министерстве внутренних дел Российской Федерации:
- уволенным с военной службы офицерам центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и членам семей офицеров из их числа - пенсионным отделом Финансово-экономического управления Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- уволенным с военной службы офицерам (кроме указанных в первом абзаце настоящего пункта), прапорщикам и другим гражданам, проходившим военную службу по контракту, а также членам семей граждан из числа указанных в данном абзаце - соответствующими пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту их жительства;
в) в Федеральной службе безопасности Российской Федерации:
- уволенным с военной службы генералам, адмиралам, Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда - Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- уволенным с военной службы старшим и младшим офицерам, прапорщикам, мичманам и другим гражданам, проходившим военную службу по контракту, семьям всех граждан, проходивших военную службу, пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, - территориальными органами безопасности по месту их жительства.
Соответственно в компетенцию указанных пенсионных органов входит и устранение нарушений, допущенных при назначении и выплатах пенсий, а также перерасчете пенсий.
Общее руководство работой по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, и членов их семей, осуществляет Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации, в составе которого имеется Управление социального обеспечения. Почтовый адрес: 119160, г. Москва, Хрустальный переулок, д. 2.
В целом систему пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации можно отобразить с помощью следующей схемы:
/---------------------------\ /---------------------------\
|Главное финансово-экономи-| | Управление социального |
|ческое управление Минестер-|----------------| обеспечения |
|ства обороны Российской| | |
|Федерации | | |
\---------------------------/ \---------------------------/
| |
/---------------------------\ /---------------------------\
|Финансово-экономическое уп-| | Отдел социального |
|равление военного округа |----------------| обеспечения |
|(флота) | | |
\---------------------------/ \---------------------------/
| |
| |
/---------------------------\ /--------------------------\
|Военные комиссариаты| | Отделы социального |
|субъектов Российской Феде-| | обеспечения |
|рации, в том числе, военный| | |
|комиссариат г. Санкт-Петер-|-----------------| |
|бурга, военный комиссариат| | Центр социального |
|г. Москвы | | обеспечения |
\---------------------------/ \--------------------------/
| |
/-------------------------\ /----------------------------\
| Военные комиссариаты | |Начальники отделений соци-|
| районов (городов) | |ального и финансового обес-|
| | |печения |
| Военные комиссариаты | | |
| районов г. Москвы | |Старшие помощники начальника|
| |-----------------|отделения по социальному|
| | |обеспечению |
\-------------------------/ \----------------------------/
Обращения военных пенсионеров могут быть оформлены в виде заявления или жалобы.
Под заявлением понимается обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и российским законодательством.
Жалоба - это волеизъявление гражданина на устранение нарушенных решениями и действиями (бездействием) пенсионного органа или должностного лица его прав, свобод или законных интересов.
Как правило, военные пенсионеры по поводу нарушений при назначении и выплате пенсий обращаются с жалобой на действия (бездействие) конкретного должностного лица, не принявшего мер по устранению допущенного в отношении их нарушения пенсионного законодательства.
В случае если военный пенсионер обнаружил факт неправильного назначения пенсии, произошедшее вследствие невнимательности либо недостаточной компетентности должностных лиц, более правильным будет оформление обращения в виде заявления.
Следует отметить также, что первоначальной формой обращения военных пенсионеров по поводу неправильного назначения или выплат пенсии чаще становится заявление в военный комиссариат субъекта Российской Федерации. И лишь в дальнейшем, когда должностным лицом военного комиссариата (начальником отдела социального и финансового обеспечения) отказано в удовлетворении требований, содержащихся в заявлении, либо письменный ответ на заявление не был получен, военный пенсионер обращается с жалобой на действия (бездействие) в вышестоящий пенсионный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Военному комиссару Московской области
От Григорьева Петра Ивановича, проживающего по адресу:
-------------------------------------------------------
(фамилия, имя, отчество, адрес места жительства)
Заявление
Я, Григорьев Петр Иванович, после увольнения с военной службы и прибытия в ноябре 2002 года в г. Раменское Московской области (избранное мною место жительства после увольнения с военной службы) столкнулся с нарушением моих прав и законных интересов со стороны должностных лиц Центра социального обеспечения возглавляемого Вами военного комиссариата.
В результате неправомерных действий (бездействия) со стороны должностных лиц Центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области я понес убытки: в связи с неправильным исчислением пенсии за выслугу лет я с ноября 1998 года по настоящее время получаю заниженную пенсию.
7 февраля 1998 года приказом Министерства обороны Российской Федерации N _____ я был откомандирован в распоряжение руководителя Федеральной службы специального строительства России.
29 апреля 1998 года приказом руководителя Росспецстроя N _____ я был зачислен в списки личного состава Федеральной службы специального строительства (контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе заключен 21 апреля 1998 г.) и был назначен на должность заместителя начальника отдела - начальника группы отдела. В указанной должности проходил военную службу до 26 ноября 1998 года.
Приказом руководителя Росспецстроя N _____ по личному составу от 30 октября 1998 года досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы" (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
26 ноября 1998 года приказом командира в/части N 000 по личному составу от 13 ноября 1998 года исключен из списков личного состава воинской части.
7 декабря 1998 года приказом руководителя Росспецстроя N 001 по личному составу в пункт 6 приказа руководителя Росспецстроя N 00 по личному составу от 29 апреля 1998 года о моем назначении внесен льготный "боковик" о перемещении на должность с меньшим должностным окладом в связи с организационно-штатными мероприятиями с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941. Должностной оклад на день перемещения устанавливался по 31-му тарифному разряду. Основание: ходатайство начальника Департамента эксплуатации и восстановления связи Росспецстроя от 12 ноября 1998 года и мой рапорт.
Указанные обстоятельства могу подтвердить копией послужного списка личного дела, а также выпиской из приказа руководителя Росспецстроя N 001 по личному составу от 7 декабря 1998 года (копии прилагаю к настоящему заявлению).
После прибытия к месту жительства после увольнения с военной службы в г. Раменское Московской области в декабре 1998 года я обратился с заявлением о назначении пенсии в объединенный военный комиссариат города Раменское. Работники указанного военкомата в семидневный срок направили необходимые документы на назначение пенсии в военный комиссариат Московской области, где в Центре социального обеспечения мне было оформлено пенсионное дело и с 27 ноября 1998 года назначена пенсия.
Пенсию за выслугу лет я впервые получил в декабре 1998 года, при этом я узнал, что назначенная мне пенсия исчисляется из должностного оклада "заместитель начальника отдела - начальник группы отдела восстановления объектов взаимосвязанной сети связи и обеспечения первоочередных связей при чрезвычайных ситуациях Департамента эксплуатации и восстановления связи Федеральной службы специального строительства России" (26-й тарифный разряд), а не из должностного оклада "начальник войск связи и радиотехнического обеспечения - начальник отдела связи и радиотехнического обеспечения" (31-й тарифный разряд).
Считаю, что пенсия мне начислена и выплачивалась в указанный выше период неправильно, что подтверждается нижеуказанными нормами нормативных правовых актов:.
1. Как следует из подп. "а" п. 9 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941, офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
2. Согласно п. 12 Положения о Федеральной службе специального строительства России (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 1997 г. N 1066), действовавшего на момент моего увольнения, руководитель Росспецстроя определяет порядок зачисления на военную службу в Росспецстрой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; решает вопросы прохождения военной службы военнослужащими в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Статьей 58 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В связи с вышеизложенным прошу обязать подчиненных Вам работников Центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области составить перерасчет неправильно назначенной мне пенсии и расчет недополученной мной суммы пенсии по март 2005 года, после чего выплатить рассчитанные в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации денежные суммы.
Приложения:
1. Копия выписки из приказа по личному составу N 001 от 7 декабря 1998 года.
2.Копия выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу N 000 от 28 января 1997 года.
3. Копия приказа руководителя Росспецстроя N 00 от 29 апреля 1998 года.
"___" марта 2005 г. Григорьев П.И.
Если военные пенсионеры после обращений в пенсионные органы сочтут, что их права не восстановлены, они вправе в соответствии со ст. 65 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I оспорить незаконные действия и решения пенсионных органов в суд.
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а также Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-I предоставляют военным пенсионерам большие возможности по судебной защите своих прав и свобод, возмещению убытков и компенсации морального вреда, причиненных вледствие неправомерных действий (решений) органов, осуществляющих работу по пенсионному обеспечению.
Дела по заявлениям граждан рассматриваются в судах по правилам гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление может быть подано в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действия (бездействие) которых оспариваются.
Для обращения с заявлением в суд ст. 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению гражданина, подавшего жалобу.
Восстанавливаться могут только сроки, установленные законом, а не назначаемые судом.
Уважительными могут быть признаны причины, которые исключали или затрудняли обращения гражданина в суд с заявлением в срок, установленный законом, а также препятствовали им.
Уважительной причиной также считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об оспариваемых (обжалуемых) действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренной ст. 2 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
На определение суда об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть подана частная жалоба.
Заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) должностных лиц пенсионных органов оформляется применительно к правилам, предусмотренным ст. 131, 132, 247, 254 ГПК РФ.
В заявлении должны быть указаны:
- наименование суда, в который подается заявление;
- фамилия, имя, отчество заявителя, его место жительства, а также фамилия, имя, отчество представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
- наименование пенсионного органа, место его нахождения или фамилия, имя, отчество, должность и воинское звание лица, действия которых оспариваются;
- действия пенсионного органа или воинского должностного лица, которые оспариваются (обжалуются), и время их совершения;
- какое именно право гражданина нарушено этими действиями (решениями);
- обстоятельства, на которых заявитель основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные заявителем обстоятельства;
- подавалась ли аналогичная жалоба (заявление) в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и если подавалась, какой получен ответ;
- требования заявителя;
- перечень прилагаемых к заявлению документов, в том числе письменные ответы пенсионного органа или воинского должностного лица, в связи с действиями (бездействием) которых подано заявление.
Важное значение имеет указание заявителем в заявлении требования о восстановлении нарушенного права, которое является предметом заявления. Требование должно быть сформулировано четко и юридически грамотно: от этого зависит уяснение судьей позиции, которую занимает заявитель.
Если заявитель не имеет, кроме пенсии, другого источника средств к существованию, он, не дожидаясь вступления судебного решения в законную силу, вправе требовать немедленного исполнения решения суда. Заявление данного требования не обязывает суд исполнить решение немедленно. Заявляя это требование, гражданин должен обосновать и доказать, что замедление исполнения приведет к ущербу для него.
В своем заявлении гражданин может потребовать возмещения судебных и других расходов, произведенных в связи с рассмотрением, разрешением дела и исполнением решения суда.
Если заявитель считает необходимым использовать при рассмотрении дела показания некоторых лиц в качестве свидетелей, то в конце заявления должна содержаться просьба о вызове их в суд с точным указанием этих лиц и их адресов.
Перечень и характер прилагаемых к заявлению документов, а также их содержание зависят от характера нарушенного права и конкретных обстоятельств дела. Заявитель должен собрать такие документы, с помощью которых он мог бы отстоять свою позицию в суде.
После того как заявление написано в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями, оно подписывается заявителем или его представителем. К заявлению необходимо также приложить квитанцию об уплате государственной пошлины.
Заявление представляется в суд с необходимым количеством копий. Копия заявления направляется в пенсионный орган или воинским должностным лицам вместе с повесткой.
А.Л. Иванов,
преподаватель кафедры уголовного права
Военного университета, кандидат юридических наук,
подполковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как действовать, если Вы считаете, что Вам неправильно начисляют пенсию?
Автор
А.Л. Иванов - преподаватель кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук, подполковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 6