г. Пермь
30 сентября 2011 г. |
Дело N А60-10954/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Усцова Л.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клешниной Н.С.
при участии:
от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ТУ Росимущества в Свердловской области): представитель не явился,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: представитель не явился,
от третьих лиц - ФГУП "Совхоз "Знаменский", Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 июля 2011 года
по делу N А60-10954/2011,
принятое судьей Киреевым П.Н.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
третьи лица: ФГУП "Совхоз "Знаменский" (ОГРН 1036602080943, ИНН 6633002831), Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказ Управления Росреестра в Свердловской области (Сухоложский отдел) в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 262427 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, д. Шата, ул. Гагарина, 52; обязании Управление Росреестра провести процедуру государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП "Совхоз "Знаменский", Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ст. 51 АПК РФ).
Решением арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2011 заявление удовлетворено (ст. 201 АПК РФ).
Принимая решение, суд исходил из того, что отказ Управления Росреестра в Свердловской области в регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок не соответствует требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Управление Росреестра в Свердловской области, обжалуя решение, в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении заявления ТУ Росимущества в Свердловской области отказать. В обоснование указывает, что заявитель не представил в полном объеме правоустанавливающие документы, необходимые для регистрации права. Решение арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2008 по делу N А60-621/2008, подтверждающее факт принадлежности совхоза "Знаменский" к федеральной собственности, не представлялось. Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей, кадастровый паспорт от 15.01.2008 не позволяли установить, что земельный участок с кадастровым номером 66:63:1501001:0142 был образован из земельного участка площадью 7,46 или 5,18 га. Полагает также, что представленное постановление Главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ принято органом местного самоуправления с превышением полномочий.
ТУ Росимущества в Свердловской области представило мотивированный отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены решения. Пояснило, что изменение площади земельного участка произошло в связи установлением (уточнением) границ земельного участка в соответствии с межевым планом. Постановление Главы городского округа Сухой лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ издано в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в ходе проведения кадастровых работ в отношении ранее предоставленных ФГУП "Совхоз "Знаменский" земельных участков. Данное постановление не носит характер распоряжения (управления) земельными участками.
ФГУП "Совхоз "Знаменский" с доводами апелляционной жалобы также не согласно, считает, что заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно. Указывает, что с момента создания является федеральным государственным унитарным предприятием. Постановление Главы городского округа Сухой лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ издано в соответствии с требованиями п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", в связи с чем для государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок распорядительного акта иного государственного органа не требуется.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 17.12.2010 ТУ Росимущества в Свердловской области обратилось в Управление Росреестра в Свердловской области (Сухоложский отдел) с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 262427 кв.м., кадастровым номером 66:63:1501001:0142, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, д. Шата, ул. Гагарина, 52.
К заявлению были приложены: доверенность, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 63-2/08-38 от 15.01.2008, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное Совхозу "Знаменский" от 03.03.1993 N22, постановление Главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ.
30.12.2010 Управление Росреестра в Свердловской области направило в адрес заявителя уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. При этом регистрирующий орган предложил заявителю представить акт государственного органа, подтверждающий предоставление земельного участка.
Далее, 28.01.2011 Управление Росреестра в Свердловской области направило в адрес заявителя сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок ввиду непредставления испрашиваемого документа (акта государственного органа, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающий предоставление земельного участка площадью 262427 кв.м).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации)).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок площадью 262427 кв.м, поскольку право собственности Российской Федерации на земельный участок подлежит государственной регистрации в порядке разграничения государственной собственности на землю без вынесения отдельного распорядительного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно абз. 6, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены в статье 17 названного Закона перечень которых является закрытым. При этом согласно п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 названного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, созданным федеральными органами государственной власти.
Для государственной регистрации права федеральной собственности заявителем было представлено свидетельство N 22 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное Совхозу "Знаменский" 03.03.1993, что соответствует положениям п. 1 ст. 17 Закона о регистрации.
Довод ответчика о том, что в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации было представлено постановление Главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ, является необоснованным. Из указанного постановления следует, что оно принято органом местного самоуправления с целью уточнения границ и площади земельных участков, предоставленных ФГУП "Совхоз Знаменский", что соответствует положениям п. 7 ст. 36 ЗК РФ.
Как следует из п. 20 постановления органом местного самоуправления по факту использования уточнены границы и площадь земельного участка, ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование совхозу "Знаменский" на основании свидетельства от 03.03.1993 N 22, расположенного по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, д. Шата, ул. Гагарина, 52, общей площадью 51800 кв.м, с разрешенным использованием - под Шатскую молочно-товарную ферму.
Согласно материалам дела, указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 66:63:1501001:0142. В этой связи довод ответчика об отсутствии доказательств его формирования из земельного участка площадью 7,46 или 5,18 га является необоснованным.
Ссылка ответчика на положения главы I. ЗК РФ не может быть принята во внимание, поскольку кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:63:1501001:0142 был осуществлен до введения в действие указанной главы.
Довод ответчика о том, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие, что совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием отказа в государственной регистрации.
Вместе с тем, предоставление Теруправлением решения арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2008 по делу N А60-621/2008 регистрирующему органу, наверное, позволило бы избежать передачу дела в арбитражный суд.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены (изменения) решения не имеется.
Госпошлина по апелляционной жалобе относятся на Управление Росреестра в Свердловской области, которое в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от её уплаты освобождено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2011 года по делу N А60-10954/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.А. Усцов |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10954/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министрерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГУП "Совхоз "Знаменский"