г. Москва |
Дело N А40-471/11-2-4 |
27 сентября 2011 г. |
N 09АП-22809/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Свиридов
судей С.Л. Захаров, И.Б. Цымбаренко
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ставропольского МУП "Горэлектросеть" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2010 г.. по делу N А40-471/11-2-4 судьи Махлаевой Т.И.,
по заявлению Ставропольского МУП "Горэлектросеть" (ИНН 2633005874) г.Ставрополь, ул. Советская, д. 5
к Федеральной службе по тарифам (г.Москва, Китайгородский проезд, д.7)
третьи лица: 1) Региональная тарифная комиссия Ставропольского края, 2) ОАО "МРСК Северного Кавказа", 3) ООО "Ставропольэнергоинвест";
о признании недействительным приказа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Аксенюк B.C. по дов. от 02.02.2011 г..;
от третьих лиц: 1) Гладких О.В. по дов. от 06.09.2011 г..; 2) Кондратенко Н.В. по дов. от 05.04.2011 г..; 3) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Ставропольское муниципальное унитарное предприятие "Горэлектросеть" (далее предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительным приказ Федеральной службы по тарифам от 09.12.2010 г.. N 581-к "Об отмене постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 07.09.2010 г.. N 26 "О внесении изменений в постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24.12.2009 г.. N 63/2 и от 24.12.2009 г.. N 63/4".
Решением от 07.07.2010 г.. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий ответчика, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предприятия.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. Считает, что перечень документов, представляемых для установления регулируемых тарифов является исчерпывающим и не содержит указания на необходимость представления договора оказания услуг со смежной сетевой организацией. Полагает, что ФТС не вправе изменять упомянутый перечень. Указал, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы заявителя.
Региональная тарифная комиссия Ставропольского края в отзыве на апелляционную жалобу просит удовлетворить апелляционную жалобу предприятия. Считает, что право изменять перечень материалов, представляемых организацией для установления регулируемых тарифов ФСТ РФ не представлено.
Федеральная служба по тарифам в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, соответствует нормам действующего законодательства и принят в пределах полномочий ФТС.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "МРСК Северного Кавказа" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указал, что договорные отношения между предприятием и ОАО "МРСК Северного Кавказ" по точкам поставки, в отношении которых и был установлен индивидуальный тариф, отсутствуют. Данное обстоятельство повлекло установление Региональной тарифной комиссией Ставропольского края незаконного тарифа для заявителя.
Отзыв на апелляционную жалобу от ООО "Ставропольэнергоинвест" не поступил.
В судебном заседании представитель Региональной тарифной комиссия Ставропольского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ОАО "МРСК Северного Кавказа" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явились заявитель и ООО "Ставропольэнергоинвест", суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Ставропольское муниципальное унитарное предприятие "Горэлектросеть" обратилось в региональную тарифную комиссию Ставропольского края с заявлением от 08.07.2010 г.. N 01/99 об установлении на 2010 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, эксплуатируемым предприятием.
В результате рассмотрения заявления предприятия, приложение к постановлению РТК Ставропольского края от 24.12.2009 г.. N 63/2 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между сетевыми организациями Ставропольского края в 2010 году" дополнено новым пунктом - 36, устанавливающим тариф для расчетов между СМУП "Горэлектросеть" и филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго". В соответствии с пунктом 2 постановления РТК Ставропольского края от 24.12.2009 г.. N 63/2 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между сетевыми организациями Ставропольского края в 2010 году (с изменениями, внесенными постановлением от 07.09.2010 г.. N 26), установленные тарифы действуют по 31.12.2010 г..
ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала - "Ставропольэнерго" 27.09.2010 г.. обратилось в ФСТ России с заявлением об отмене постановления РТК Ставропольского края от 07.09.2010 г.. N 26 "О внесении изменений в постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24 декабря 2009 г.. N 63/2 и от 24.12.2009 г.. N 63/4".
Приказом Федеральной службой по тарифам от 09.12.2010 г.. N 581-к Постановление РТК Ставропольского края от 07.09.2010 г.. N26 "О внесении изменений в Постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24.12.2009 г.. N 63/2 и от 24.12.2009 г.. N 63/4" было отменено в связи с отсутствием договорных отношений по точкам поставки между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и СМУП "Горэлектросеть".
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом ч.4 ст.200 АПК РФ, ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г.. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Апелляционный суд достоверно установил, что срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ заявителем не нарушен.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч.7 ст.23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г.. N 332 (далее - Положение), Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с п.5.3.8 Положения, Федеральная служба по тарифам осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. Порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 г.. N 123 (далее - Правила).
В соответствии с Приложением 2.5. к Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом ФСТ России от 08.04.2005 г.. N 130-э, индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
Индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии, установленный Постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 07.09.2010 г.. N 26 "О внесении изменений в постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24 декабря 2009 г.. N 63/2 и от 24 декабря 2009 г.. N 63/4", предполагает оплату филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа"-"Ставропольэнерго" услуг по передаче электроэнергии СМУП "Горэлектросеть" за сальдированный переток на границе балансовой принадлежности. При этом объем услуг по передаче электрической энергии по сетям СМУП "Горэлектросеть" принят без учета договорных отношений, действующих на момент утверждения указанного индивидуального тарифа, в части точек поставки.
Договорные отношения между СМУП "Горэлектросеть" и ОАО "МРСК Северного Кавказ" по точкам поставки, в отношении которых и был установлен индивидуальный тариф, отсутствуют. Данное обстоятельство повлекло установление РТК Ставропольского края незаконного тарифа для СМУП "Горэлектросеть".
Таким образом, оспариваемый приказ принят Федеральной службой по тарифам в пределах предоставленных ей полномочий.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что оспариваемый приказ Федеральной службы по тарифам нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимая решение об отмене тарифа на услуги по передаче электроэнергии, ответчик не пригласил его на заседание Контрольной комиссии.
Так согласно п.5 Правил отмены решений, перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решения, устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, и перечня документов, необходимых для рассмотрения заявления об отмене, утвержден приказом ФСТ России от 11.10.2004 г.. N 111-к (далее -Порядок рассмотрения вопросов).
Согласно п.12 Порядка рассмотрения вопросов, в необходимых случаях по решению руководителя Федеральной службы по тарифам (руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) в целях рассмотрения вопроса об отмене решения соответствующего органа может проводиться заседание с участием представителей заявителя и органа, решение которого оспаривается. Порядком рассмотрения вопросов не предусмотрено обязанности по приглашению на заседание по рассмотрению вопроса об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представителей организаций, имущественные интересы которых затрагиваются.
Довод заявителя о том, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии установлены по сетям, принадлежащим СМУП "Горэлектросеть", обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Бесхозяйные сети, указанные в заявке СМУП "Горэлектросеть" при установлении тарифов, были переданы на баланс предприятия распоряжением комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя от 06.10.2009 г.. N 37 "О передаче бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства". Данное распоряжение решением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2010 г.. признано недействительным. Решение от 03.11.2010 г.. вступило в законную силу 02.03.2011.
Электрические сети, которые были учтены РТК Ставропольского края при установлении тарифа СМУП "Горэлектросеть", не являются бесхозными, принадлежат на праве собственности ОАО "Ставропольэнергоинвест".
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него какие-либо обязанности, соответствует нормам действующего законодательства и принят в пределах полномочий ФТС.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от "07" июля 2011 г.. по делу N А40-471/11-2-4 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать со Ставропольского МУП "Горэлектросеть" (ИНН 2633005874 г.Ставрополь, ул.Советская, д.5) государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-471/2011
Истец: Ставропольское МУП "Горэлектросеть"
Ответчик: Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможженная служба Российской Федерации
Третье лицо: ОАО "МРСК Северного Кавказа в лице филиала "Ставропольэнергоинвест", ОАО "МРСК Северного Кавказа", ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице "Ставропольэнерго", ОАО "Ставропольэнергоинвест", Региональная тарифная комиссия Ставропольского края, РТК Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22809/11