29 сентября 2011 г. |
Дело N А55-10934/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Суханова О.Ю., представитель по доверенности от 14.12.2010 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 августа 2011 года по делу NА55-10934/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (ОГРН 1026301152558), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Самарские городские электрические сети" (далее заявитель, Общество) обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик, Министерство), выражающееся в непринятии решения по заявлению ЗАО "Самарские городские электрические сети" вх. N 12-1/1350/09 в установленный законом срок и уклонении от подготовки проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Самарские городские электрические сети" путем принятия решения о предоставлении в собственность ЗАО "Самарские городкие электрические сети" земельного участка площадью 4 201,00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0316006:517, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Управленческий, ул. Восьмого Марта, участок N 3 и направлении в адрес ЗАО "Самарские городские электрические сети" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность с применением коэффициента выкупной цены 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 августа 2011 года по делу N А55-10934/2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в непринятии решения по заявлению ЗАО "Самарские городские электрические сети" N 12-1/1350/09 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 4 201, 00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Управленческий, ул. Восьмого марта, участок N 3 с кадастровым номером 63:01:0316006:517 в установленный законом срок и уклонении от подготовки проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка. На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлении в законную силу настоящего решения суда устранить допущенные нарушения прав и интересов ЗАО "Самарские городские электрические сети" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ЗАО "СГЭС" земельного участка, площадью 4 201, 00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Управленческий, ул. Восьмого марта, участок N 3 с кадастровым номером 63:01:0316006:517, и направления в адрес ЗАО "СГЭС" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части в которой были удовлетворены заявленные требования и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает, что заявителем пропущен срок на обращение в суд с заявлением.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, на что возражений от лиц, участвующих в деле не поступило.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявителем в судебном заседании суда первой инстанции подано ходатайство о восстановлении срока на оспаривание бездействия Министерства, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Арбитражный суд первой инстанции восстановил пропущенный срок, оценив фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, незначительность пропуска срока, суд пришел к выводу о том, что причины пропуска заявителями срока на подачу заявления в суд по данному делу следует оценить, как уважительные.
В соответствии со ст. 117 АПК РФ может быть обжаловано только определение об отказе в восстановлении пропущенного срока. Поскольку срок на обжалование восстановлен судом первой инстанции, довод ответчика о пропуске срока отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ЗАО "Самарские городские электрические сети" является собственником производственного здания, подсобного помещения, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Управленческий, ул. 8 марта, дом 3.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями Свидетельств о государственной регистрации права от 05 сентября 2003 года, от 28 ноября 2003 года.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 4 201 кв.м., разрешенное использование - под производственные помещения, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, ул. 8 Марта, участок N 3, с кадастровым номером 63:01:0316006:517.
Данные обстоятельства подтверждаются кадастровым паспортом земельного участка от 14 февраля 2011 года N 63-00-102/11-25530.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что изначально о предоставлении земельного участка заявитель обратился в Министерство 27 марта 2009 года), впоследствии заявителем неоднократно вносились уточнения в заявление и предоставлялись дополнительные документы.
В итоге заявителем были представлены ответчику все документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития от 30 октября 2007 г. N 370.
На дату обращения заявителя в суд с настоящими требованиями - 09 июня 2011 года Министерством имущественных отношений решения по заявлению принято не было, в адрес заявителя не был направлен проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Посчитав, что Министерство проявляет незаконное бездействие, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу положения частей 7,8 статьи 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 11 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
При указанных выше обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ЗАО "Самарские городские электрические сети" 16.02.2011 года выполнены все требования законодательства, представлены в Министерство имущественных отношений Самарской области все необходимые документы.
Ссылка ответчика на то, что заявитель, являясь арендатором спорного участка, имел задолженность по арендной плате по данному земельному участку в размере 3 367, 14 руб. является несостоятельной.
Действительно, пунктом 10 Приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года в случае выкупа земельного участка, находящегося в аренде, арендатор представляет сведения об отсутствии задолженности по арендной плате, выданные органом, осуществляющим в соответствии с действующим законодательством администрирование доходов от поступлений арендной платы за земельные участки.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Указанный Перечень утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. N 370.
Данный перечень документов является исчерпывающим и данным Перечнем не предусмотрено представление документов, подтверждающих отсутствие задолженности по арендной плате, в случае, если заявитель является арендатором испрашиваемого земельного участка.
Частью 5 статьи 36 ЗК РФ определено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
При указанных обстоятельствах, довод Министерства о непредставлении заявителем данных документов по отсутствию задолженности по арендной плате не основан на законе.
Более того, в материалы дела заявителем представлены доказательства оплаты указанной задолженности (платежное поручение N 2542 от 25.07.2011 года).
Материалами дела подтверждается, что в период с 16.02.2011 года (дата представления в Министерство кадастрового паспорта земельного участка), и до 09.06.2011 года (дата обращения заявителя в суд) ответчик не исполнял возложенную на него законом (статьей 36 ЗК РФ) обязанность, при отсутствии на то законных оснований, то есть проявлял незаконное бездействие.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Министерством имущественных отношений Самарской области допущено незаконное бездействие, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки.
Указанное бездействие не соответствует действующему законодательству - ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и препятствует реализации Обществом исключительного права на приватизацию земельного участка.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 августа 2011 года по делу N А55-10934/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10934/2011
Истец: ЗАО "Самарские городские электрические сети"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10182/11