И снова размещаем заказы по-новому
Настоящий Федеральный закон принят с
целью "...обеспечения гласности и
прозрачности размещения заказов,
предотвращения коррупции и других
злоупотреблений в сфере размещения
заказов".
(Ст. 1 Федерального закона от 21.
07.2005 N 94-ФЗ).
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон) претерпел существенные изменения. Практически вся сложившаяся практика "расширенного толкования закона" на местах нашла свое отражение в новой редакции закона. Изменения были приняты Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ и вступили в силу с момента официального опубликования.
Но очень существенным изменением в государственных и муниципальных закупках, с нашей точки зрения, являются не только изменения в самом законе, но и выход распоряжения Правительства РФ от 15.05.2007 N 609-р. Этим документом в соответствии со ст. 10 Закона был утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.
Обращаем ваше внимание на то, что перечень составлен по кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93. Распоряжение уже вступило в силу, а потому для практической работы этот документ очень важен.
Таким образом, любые закупки товаров, работ, услуг, входящих в этот перечень, на сумму, превышающую 60 000 руб. в квартал, теперь необходимо закупать на аукционе.
Мы хотим обратить ваше внимание на следующие позиции Перечня.
Код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и ус- луг (ОКДП) ОК 004-93 |
Наименование |
1000000 | Уголь каменный и лигнит, торф |
1500000 | Пищевые продукты и напитки |
1800000 | Одежда, мех и изделия из меха (кроме кода 1820000)* |
2422000 | Краски, лаки и аналогичные покрытия: |
2423000 | Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты |
2424000 | Мыло и моющие средства, чистящие и полирующие препа- раты: |
3000000 | Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислитель- ная техника |
3697050 | Изделия хозяйственно-бытового назначения (3697490)- (3697717) |
3699010 | Канцелярские принадлежности (3699110)-(3699135) |
5510010 | Услуги гостиниц (5510100)-(5510500) |
6020000 | Услуги автомобильного транспорта |
7493000 | Услуги по уборке зданий |
9010000 | Услуги по канализации, удалению отходов, санитарной обработке и аналогичные услуги (кроме кода 9010010)** |
9311000 | Услуги по стирке, чистке и окраске |
Поскольку на аукционах раньше практически ничего не закупалось, обратим внимание именно на процедуру аукциона.
Прежде всего, отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона в случае, если товары, работы, услуги включены в Перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, а уж тем более запросом котировок не допускается. А в случае, если это все же произойдет, то в соответствии с п. 5 ст. 10 Закона это будет являться основанием для признания судом, арбитражным судом размещения заказа недействительным.
В действующей редакции ст. 10 Закона (п. 2.1) при размещении заказов путем проведения конкурсов и аукционов разрешено разбивать весь заказ на отдельные лоты, при этом указывая по ним отдельные цены. В конкурсной документации отдельно по каждому лоту указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки заказа. Участник размещения заказа в этом случае подает заявку на участие в отношении конкретного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный (муниципальный) контракт.
В этом случае один тот же участник конкурса (аукциона) может подать заявку сразу на несколько лотов.
Обратите внимание на то, что в Закон включено положение о том, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд с 1 января 2008 года осуществляется только путем проведения аукциона.
Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.
В случае если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает один миллион рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет.
Заказчиком может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (далее также - требование обеспечения заявки на участие в аукционе). При этом размер обеспечения заявки на участие в аукционе должен составлять пять процентов начальной (максимальной) цены контракта (лота). В случае если заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в извещении о проведении открытого аукциона и в приглашении принять участие в закрытом аукционе. При проведении аукциона в электронной форме требование обеспечения заявки на участие в аукционе не устанавливается.
При проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения аукцион может быть признан недействительным.
Извещение о проведении открытого аукциона опубликовывается заказчиком в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик, уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Изменение предмета аукциона не допускается. В течение пяти рабочих дней и в течение одного дня со дня принятия указанного решения такие изменения, соответственно, опубликовываются в официальном печатном издании и размещаются на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте изменений, внесенных в извещение о проведении открытого аукциона, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Заказчик, официально опубликовавший и разместивший на официальном сайте извещение о проведении открытого аукциона, вправе отказаться от его проведения не позднее чем за десять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Извещение об отказе от проведения открытого аукциона опубликовывается и размещается заказчиком в течение пяти рабочих дней и двух дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона в порядке, установленном для опубликования и размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения заказчик обязан направить соответствующие уведомления всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе. В случае если установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе он возвращает участникам размещения заказа денежные средства, внесенные в качестве обеспечения таких заявок. Деньги должны быть возвращены в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона.
В действующей редакции Закона не допускается включать в документацию об аукционе требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара)), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, указанными выше.
Порядок проведения аукциона
В аукционе могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками аукциона. Заказчик, уполномоченный орган обязаны обеспечить участникам аукциона возможность принятия непосредственного или через своих представителей участия в аукционе. Если документацией об аукционе предусмотрена возможность электронной формы участия в аукционе, участники аукциона вправе выбрать такую форму участия в аукционе.
Аукцион проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей. Участники аукциона, выбравшие электронную форму участия в аукционе, считаются присутствующими при проведении аукциона, если они к моменту начала аукциона зарегистрировались в системе, обеспечивающей электронную форму участия в аукционе. При этом регистрация участников аукциона в указанной системе осуществляется без взимания платы. Система, обеспечивающая электронную форму участия в аукционе, должна создавать условия, при которых участники аукциона, непосредственно присутствующие при проведении аукциона, а также участники аукциона, выбравшие электронную форму участия в аукционе, получают своевременную и полную информацию о ходе аукциона и предложениях о цене контракта, поданных участниками аукциона, непосредственно присутствующими на аукционе, и участниками аукциона, выбравшими электронную форму участия в аукционе.
Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона".
"Шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, заказчик, уполномоченный орган обязаны снизить "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
При проведении аукциона заказчик в обязательном порядке осуществляет аудиозапись аукциона и ведет протокол аукциона. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передает победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.
Протокол аукциона размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. При проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд указанный протокол также опубликовывается в официальном печатном издании в течение пяти рабочих дней после дня подписания указанного протокола.
Любой участник аукциона вправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона.
Любой участник аукциона после размещения протокола аукциона вправе направить заказчику, в уполномоченный орган в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, запрос о разъяснении результатов аукциона. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса в письменной форме или в форме электронного документа обязаны представить такому участнику аукциона соответствующие разъяснения.
В случае если было установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, заказчик, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола аукциона обязаны возвратить внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежные средства участникам аукциона, которые участвовали в аукционе, но не стали победителями аукциона, за исключением участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, возвращаются такому участнику аукциона в течение пяти рабочих дней со дня подписания государственного или муниципального контракта с победителем аукциона или с таким участником аукциона.
В случае если в аукционе участвовал один участник или если в связи с отсутствием предложений о цене контракта, предусматривающих более низкую цену контракта, чем начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), "шаг аукциона" снижен до минимального размера и после троекратного объявления предложения о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) не поступило ни одно предложение о цене контракта, которое предусматривало бы более низкую цену контракта, аукцион признается несостоявшимся. Если документацией об аукционе предусмотрено два и более лота, решение о признании аукциона несостоявшимся принимается в отношении каждого лота отдельно.
Если в аукционе участвовал один участник, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола обязан передать единственному участнику аукциона прилагаемый к документации об аукционе проект контракта. При этом государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона. Единственный участник аукциона не вправе отказаться от заключения государственного или муниципального контракта. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, возвращаются такому участнику аукциона в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного (муниципального) контракта. При непредставлении заказчику таким участником аукциона в срок, предусмотренный документацией об аукционе, подписанного контракта, а также обеспечения исполнения контракта в случае, если такое требование было выдвинуто, такой участник аукциона признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта. В случае уклонения участника аукциона от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются.
Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона.
Для аукциона так же, как и для котировок и конкурсов, возможно проведение совместных торгов. Это допускается п. 6 ст. 10 Закона. Это означает, что два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) и Законом. Государственный или муниципальный контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение государственных или муниципальных контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона.
27 октября 2006 года постановлением Правительства РФ N 631 было утверждено Положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов. Совместные торги могут проводиться при наличии не менее чем у двоих заказчиков, уполномоченных органов потребности в одноименных товарах. Для проведения совместных торгов заказчики, уполномоченные органы заключают между собой соглашение о проведении совместных торгов (далее - соглашение) до утверждения конкурсной (аукционной) документации.
В соглашении указываются:
сведения о заказчиках и уполномоченных органах, проводящих совместные торги (далее - стороны соглашения);
сведения о видах и предполагаемых объемах заказов, в отношении которых проводятся совместные торги;
права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
сведения об организаторе совместных торгов, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения в целях проведения торгов;
порядок и срок формирования конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказа (далее - комиссия);
порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной (аукционной) документации;
ориентировочные сроки проведения совместных торгов;
порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов (при этом стороны соглашения несут расходы на проведение совместных торгов пропорционально доле начальной цены контракта заказчика, уполномоченного органа в общей сумме начальных цен контрактов на размещение заказов, в отношении которых проводятся совместные торги);
срок действия соглашения;
порядок рассмотрения споров и обжалований;
иная информация, определяющая взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных торгов.
Организатор совместных торгов утверждает состав комиссии, в который по согласованию включаются представители сторон соглашения. Кроме того, он осуществляет разработку и утверждение конкурсной (аукционной) документации для проведения совместных торгов в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением.
По сравнению с постановлением Правительства РФ N 631 изменилось понятие одноименных товаров (работ, услуг).
В постановлении Правительства РФ от 27.10.2006 N 631 |
В Законе (в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ) |
одноименные товары - аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары опреде- ленного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потреби- тельские свойства, и которые являются однородны- ми по своему потребительскому назначению |
Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой* товаров, работ, услуг для государственных и муни- ципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов |
* На сегодняшний день эта номенклатура не утверждена, но можно предположить, что базироваться в любом случае она будет на уже существующих классификаторах. |
Несмотря на большое количество изменений, которое претерпел Закон, мы посчитали необходимым остановиться именно на аукционах, поскольку ранее с этой процедурой на практике мы не сталкивались.
Е.В. Кулакова,
главный редактор журнала
"Советник бухгалтера в здравоохранении"
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 5, июль-август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859