г. Пермь
07 сентября 2010 г. |
Дело N А50-7162/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В. Ю., Зелениной Т. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмагиловой Л.Р.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пашиев В. А., доверенность от 24.03.2009; Воскресенских В. В., доверенность от 24.03.2009 N 109,
от ответчиков: от Администрации г. Перми - Левитан О. Е., доверенность от 24.12.2009 N И-01-43-5739,
от Департамента имущественных отношений администрации г. Перми - Левитан О. Е., доверенность от 28.12.2009 N 220,
от заинтересованного лица - не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Администрации г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 июня 2010 года
по делу N А50-7162/2010,
вынесенное судьей Трефиловой Е. М.,
по заявлению Открытого акционерного общества специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы"
к Администрации г. Перми, Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми,
заинтересованное лицо Муниципальное учреждение "Содержание муниципального имущества",
о признании постановления недействительным, действий - незаконными,
установил:
Открытое акционерное общество специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" (далее - ОАО "Мотовилихинские заводы", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления Администрации г. Перми (далее - Администрация) от 14.11.2003 N 3262 "Об утверждении в составе муниципальной собственности г. Перми здания по ул. Анри Барбюса, 27 / ул. Ивановской, 17а", признании незаконными действий Департамента имущественных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) по включению в реестр муниципальной собственности г. Перми двухэтажного административного здания (лит. А) общей площадью 294,5 кв. м, материал стен бревенчато-кирпичный, расположенного по адресу ул. Анри Барбюса, 27 / ул. Ивановской, 17а; заинтересованное лицо - Муниципальное учреждение "Содержание муниципального имущества".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.06.2010 заявление удовлетворено. Признано недействительным постановление Администрации г. Перми от 14.11.2003 N 3262 "Об утверждении в составе муниципальной собственности г. Перми здания по ул. Анри Барбюса, 27/ул. Ивановской, 17а"; на Администрацию г. Перми возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Мотовилихинские заводы". Также признаны незаконными действия Департамента имущественных отношений администрации г. Перми по включению в реестр муниципальной собственности г. Перми двухэтажного административного здания (лит. А) общей площадью 294,5 кв. м, материал стен бревенчато-кирпичный, расположенного по адресу ул. Анри Барбюса, 27 / ул. Ивановской, 17а. На Департамент имущественных отношений администрации г. Перми возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Мотовилихинские заводы" путем исключения из реестра муниципальной собственности г. Перми двухэтажного административного здания (лит. А) общей площадью 294,5 кв. м, материал стен бревенчато-кирпичный, расположенного по адресу ул. Анри Барбюса, 27 / ул. Ивановской, 17а.
Администрация г. Перми в апелляционной жалобе просит решение суда от 30.06.2010 отменить, в удовлетворении заявления отказать; считает необоснованным вывод суда о включении спорного имущества в план приватизации ОАО "Мотовилихинские заводы", об отсутствии оснований для включения спорного имущества в состав муниципальной собственности. Указанные доводы заявитель апелляционной жалобы поддержал в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
ОАО "Мотовилихинские заводы" в отзыве и в судебном заседании просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемое решение - без изменения.
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми в судебном заседании поддержал доводы заявителя апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Заинтересованное лицо в суд апелляционной инстанции не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрацией 14.11.2003 вынесено постановление N 3262 "Об утверждении в составе муниципальной собственности г. Перми здания по ул. Анри Барбюса, 27 / ул. Ивановской, 17а".
В соответствии с п. 1 указанного постановления названное в нем здание утверждено в составе муниципальной собственности, прочими пунктами определены организационные мероприятия для обеспечения такого утверждения.
Оспариваемое постановление принято на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее- Постановление N 3020-1).
На основании п. 4 оспариваемого постановления Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми спорный объект включен в реестр муниципальной собственности, что подтверждено выпиской из реестра муниципальной собственности от 31.12.2009 N 19-18-11644.
В ответе от 09.02.2010 N 19-24-802 на письмо заявителя от 18.01.2010 N 200-30 Департамент сообщил о невозможности исключения спорного здания из реестра муниципальной собственности во внесудебном порядке.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Как установлено п. 1 Приложения 3 к Постановлению N 3020-1, к объектам государственной собственности, расположенным на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, относится: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Пунктом 5 Постановления N 3020-1 предусмотрено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (абзац 5 пункта 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
Согласно п. 6 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (далее- Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, утвержденный комитетом план приватизации предприятия (подразделения) является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа.
Пунктом 5 раздела I Положения установлено также, что величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с Положением, определяется по состоянию на 01.07.1992.
С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия (абз. 1 п. 10 Положения). Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки (абз. 2 п. 10 Положения).
В приложении N 1 к плану приватизации Пермского машиностроительного завода им. В. И. Ленина - акте оценки стоимости зданий и сооружений спорное здание указано в строке N 386 с инвентарным номером 601 как "здание 1980 года ввода в эксплуатацию".
План приватизации Пермского машиностроительного завода им. В. И. Ленина утвержден Комитетом по управлению имуществом Пермской области 29.09.1992 и является основанием возникновения права собственности общества на включенное в уставный капитал имущество.
Право собственности ОАО "Мотовилихинские заводы" на двухэтажное нежилое здание площадью 301,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Анри Барбюса, 27 зарегистрировано, что подтверждается свидетельством от 28.07.2010.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорное здание было отчуждено в собственность созданного при приватизации Пермского машиностроительного завода им. В. И. Ленина юридического лица, поэтому порядок разграничения государственной собственности, установленный Постановлением N 3020-1, распространяться на него не мог.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты коммунально-бытового назначения, используемые по назначению: жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, не могут быть приватизированы.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.10.1994 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" установлено, что при приватизации государственных предприятий передача отдельных объектов федеральной собственности, не включаемых в состав приватизируемого имущества, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.
В перечень объектов, не подлежащих приватизации, спорный объект не вошел. Из представленных в материалы дела перечней объектов, переданных с баланса АО "Мотовилихинские заводы" в муниципальную собственность г. Перми, усматривается, что спорное здание в них отсутствует.
Ответчики в нарушение ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили доказательств использования спорного здания для обслуживания жителей муниципального образования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОАО "Мотовилихинские заводы" указали, что владение и пользование спорным зданием осуществляется обществом. Данный довод заявителя подтвержден материалами дела, ответчиками не оспорен.
Ссылка ответчиков на копию справки МУ "Бюро технической инвентаризации" от 24.10.1997 N 7-3-910, в соответствии с которой строения на участке N 27 по ул. Анри Барбюса (двухэтажное административное здание, стены смешанные кирпично-бревенчатые, общая площадь 294,5 кв. м) записаны в материалах БТИ на праве муниципальной собственности за МУЖРЭП "Доминанта", судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку при внесении записи документы, подтверждающие право собственности, представлены не были.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии правовых оснований для включения спорного здания в состав муниципальной собственности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии спорного здания в плане приватизации Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина, об отсутствии заинтересованности ОАО "Мотовилихинские заводы" в оспаривании постановления и действий органов местного самоуправления, судом апелляционной инстанции отклонены в силу вышеизложенного.
Кроме того, согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении судебных споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Право собственности ОАО "Мотовилихинские заводы" на здание зарегистрировано, в судебном порядке не оспорено.
Включение здания в состав муниципальной собственности нарушает права заявителя как собственника имущества.
Исходя из совокупности представленных доказательств, суд обоснованно признал оспариваемое постановление недействительным, действия - незаконными, обязал ответчиков устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для отмены (изменения) решения от 30.06.2010, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании и руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июня 2010 года по делу N А50-7162/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т. Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7162/2010
Истец: ОАО "Мотовилихинские заводы", ОАО специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы"
Ответчик: "город Пермь" в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми, Администрация г. Перми, Департамент имущественных отношений администрации г. Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми
Третье лицо: МУ "Содержание муниципального имущества", МУ "Содержания муниципального имущества"
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8589/10