г. Пермь |
|
28 сентября 2011 г. |
Дело N А50-5475/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Варакса Н.В., Осиповой С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя - администрации города Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460): Абрамов А.А. по доверенности от 20.06.2011
от заявителя - комитета по культуре администрации г.Перми (ИНН 5902293146, ОГРН 1055900220848): Абрамов А.А. по доверенности от 25.04.2011, Власова Н.В. по доверенности от 18.04.2011
от заявителя - муниципального автономного учреждения "Агентство социокультурных проектов" города Перми (ИНН 5903091745, ОГРН 1085903007662): Баландина Ю.Ф. генеральный директор, Кононов Д.С. по доверенности от 26.09.2011
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Баранов Д.Е. по доверенности от 11.01.2011
третьего лица - Пермской городской Думы: Голубева А.И. по доверенности от 17.05.2011
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы заявителей, администрации города Перми, комитета по культуре администрации города Перми, муниципального автономного учреждения "Агентство социокультурных проектов" города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 июля 2011 года
по делу N А50-5475/2011
принятое судьей Якимовой Н.В.
по заявлению администрации города Перми, комитета по культуре администрации города Перми, муниципального автономного учреждения "Агентство социокультурных проектов" города Перми
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третье лицо: Пермская городская Дума
о признании недействительными ненормативных актов
установил,
Администрация города Перми обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о признании недействительным пункта 1 решения от 24.12.2010 по делу N 761-10-а и предписания N 761-10-а. Заявление администрации города Перми принято к производству суда, делу присвоен N А50-5475/2011.
Комитет по культуре администрации г.Перми обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о признании недействительными п.3 решения от 24.12.2010 по делу N 761-10-а и предписания N 761-10-а. Заявление комитета по культуре администрации города Перми принято к производству суда, делу присвоен N А50-5473/2011.
Муниципальное автономное учреждение "Агентство социокультурных проектов" города Перми обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о признании недействительными п.4 решения от 24.12.2010 по делу N 761-10-а и предписания N 761-10-а. Заявление Муниципального автономного учреждения "Агентство социокультурных проектов" принято к производству суда, делу присвоен N А50-5477/2011.
Определением суда от 27.04.2011 дела N А50-5475/2011, А50-5473/2011, А0-5477/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением N А50-5475/2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Пермская городская Дума.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 июля 2011 года по делу N А50-5475/2011, принятым судьей Якимовой Н.В., в удовлетворении требований администрации г.Перми, комитета по культуре администрации г.Перми, муниципального автономного учреждения "Агентство социокультурных проектов" о признании недействительными пунктов 1,3,4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24.12.2010 по делу N761-10-а и предписаний N761-10-а отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции заявители, администрация города Перми, комитет по культуре администрации города Перми, Муниципальное автономное учреждение "Агентство социокультурных проектов" города Перми, обратились с апелляционными жалобами.
Муниципальное автономное учреждение "Агентство социокультурных проектов" города Перми в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что проведение квалификационных отборов подрядных организаций без учета требований Закона о закупках могло привести к ограничению конкуренции. Учреждение, являясь исполнителем, не имело права отказаться от выполнения муниципального задания, в соответствии с п.2.1 ст.4 ФЗ "Об автономных учреждениях". Вина учреждения в нарушении ст.15 Закона о защите конкуренции не доказана. Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Администрация города Перми в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Вывод суда первой инстанции о том, что администрацией г.Перми решение вопроса местного значения по организации мест массового отдыха передано МАУ "Агентство социокультурных проектов" г.Перми является необоснованным. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет по культуре администрации города Перми в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывает на то, что МАУ "Агентство социокультурных проектов" не передавалось решение вопроса местного значения по организации мест массового отдыха. Учреждению не поручалось исполнение функций, связанных с организацией обустройства мест массового отдыха жителей города Перми, при его создании, а также в дальнейшей деятельности. Комитет организовал реализацию своих полномочий, в том числе, путем выдачи учреждению финансового обеспечения и контроля выполнения соответствующих муниципальных заданий. Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Антимонопольный орган в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, указывает, что доводы апелляционных жалоб являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Представитель заинтересованного лица поддержал доводы отзыва.
Пермская городская Дума в письменном отзыве указала на то, что 22.12.2009 Думой было принято решение "О бюджете города Перми на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в соответствии с которым выделены денежные средства на реконструкцию скверов в виде субсидий автономным учреждениям, правовой позиции относительно доводов апелляционных жалоб не выразила. Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию заявителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г.Перми от 27.06.2008 N 600 утверждены порядок ведения перечня муниципальных услуг социальной направленности, оказываемых за счет средств бюджета города Перми и перечень муниципальных услуг социальной направленности, оказываемых за счет средств бюджета города Перми.
В соответствии с п.4.1 названного перечня к полномочиям, отнесенным к вопросам местного значения Пермского городского округа относятся, в том числе, услуги по организации мест массового отдыха.
Постановлением администрации г. Перми от 05.12.2008 N 1167 утверждена долгосрочная целевая программа "Организация и обустройство мест массового отдыха жителей города Перми". Инициатором и заказчиком данной программы является комитет по культуре администрации г.Перми. к исполнителям программы отнесены комитет по культуре администрации г.Перми, территориальные органы администрации г.Перми, департамент земельных отношений администрации г.Перми, департамент имущественных отношений администрации г.Перми, муниципальные автономные учреждения.
В систему программных мероприятий входят задача N 1 "Создание системы управления и развития мест массового отдыха жителей города", для реализации которой в п.1.1. раздела 3 указано на необходимость создания Муниципального автономного учреждения "Агентство социокультурных проектов", а также задача N 2 "Обустройство мест массового отдыха жителей города Перми на 2009-2013 г."
02.12.2008 Администрацией города Перми издано постановление N 1138 "О создании муниципального автономного учреждения "Агентство социокультурных проектов", в соответствии с которым принято решение: создать МАУ "Агентство социокультурных проектов" (п.1), комитету по культуре администрации города Перми поручено выступить от имени администрации города Перми учредителем МАУ "Агентство социокультурных проектов", подготовить, согласовать и утвердить устав создаваемого учреждения, разработать и выдать муниципальное задание МАУ "Агентство социокультурных проектов" (п.2) (т.1 л.д.144).
Во исполнение данного постановления приказом комитета по культуре администрации г. Перми от 15.12.2008 N 1к утвержден устав МАУ "Агентство социокультурных проектов" (т.1 л.д.145).
В соответствии с положениями устава МАУ "Агентство социокультурных проектов" создано в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры городского округа через эффективное управление социокультурными проектами для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, развития их гражданской, социальной и творческой активности, организации досуга населения и обеспечения жителей города Перми услугами по организации культуры. Основными видами деятельности учреждения являются, в том числе: деятельность по развитию мест массового отдыха (скверов, садов и т.д.); разработка и реализация социокультурных проектов. Учреждение выполняет выдаваемые учредителем муниципальные задания в соответствии с предусмотренными уставом видами деятельности.
Из материалов дела следует, что комитетом по культуре администрации г.Перми утверждены муниципальное задание на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, а также дополнение к муниципальному заданию, которые выданы Муниципальному автономному учреждению "Агентство социокультурных проектов" на организацию и развитие мест массового отдыха, в том числе: реконструкция сквера по ул.Большевистская и разработка проектно-изыскательских работ по реконструкции сквера им.Розалии Землячки, в качестве потребителей услуги указаны жители г.Перми (т.1 л.д.68-74).
В рамках соглашений, заключенных между комитетом по культуре администрации г.Перми (учредитель) и МАУ "Агентство социокультурных проектов", учредитель предоставлял из бюджета г.Перми муниципальному автономному учреждению "Агентство социокультурных проектов" города Перми субсидии на исполнение муниципального задания и дополнения к муниципальному заданию.
Решением Пермской городской Думы от 22.12.2009 N 315 утверждена ведомственная структура расходов бюджета города на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. Приложениям N 11 и 12 к настоящему решению предусмотрено субсидирование муниципального автономного учреждения "Агентство социокультурных проектов" на выполнение муниципального задания в 2010-2012г.г.
Судом первой инстанции установлено и не оспорено лицами, участвующими в деле, что в качестве субсидий на исполнение муниципального задания в рамках реализации долгосрочной целевой программы из бюджета г.Перми муниципальному автономному учреждению "Агентство социокультурных проектов" перечислено 130 669 963,26 руб.
Муниципальным автономным учреждением "Агентство социокультурных проектов" в 2010 году изданы приказы о порядке проведения квалификационного отбора проведению реконструкции сквера по ул.Большевистская и проектно-изыскательским отборам по реконструкции сквера им.Р.Замлячки, разработаны критерии квалификационного отбора для рассмотрения заявок на выполнение указанных работ и инструкция лицам, претендующим на прохождение отбора.
01.09.2010 в газете "Коммерсант-Прикамье" (выпуск N 160) и 05.10.2010 в газете "Новый компаньон" (выпуск N 35(619)) опубликованы извещения о проведении муниципальным автономным учреждением "Агентство социокультурных проектов" города Перми квалифицированных отборов на выполнение работ по реконструкции сквера по ул.Большевистская и на выполнение проектно-изыскательских работ сквера им.Р.Землячки.
По итогам проведения квалификационных отборов муниципальным автономным учреждением "Агентство социокультурных проектов" заключены контракты с ООО "Мегаполис" N 101-10 от 15.09.2010 на выполнение работ по реконструкции сквера по ул.Большевистская на основании рабочего проекта "Реконструкция сквера по ул. Большевистская" N 11-09 (т.2 л.д.31), с ООО "Оригинал-Интрерьер" N 104-10 от 29.09.2010 на выполнение комплекса работ по реконструкции сквера по ул. Большевистская, на основании рабочего проекта "Реконструкция сквера по ул. Большевистская" N 12-09 (т.2 л.д.35), с ООО "Предприятие с иностранными инвестициями "Монолит-Бетон" N 107-10 от 20.10.2010 на выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию сквера им. Р.Землячки (т.1 л.д. 121).
Полагая, что в действиях заявителей имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольным органом возбуждено дело N 761-10-а. Антимонопольный орган при рассмотрении дела N 761-10-а по признакам нарушения Закона "О защите конкуренции" установил, что отбор исполнителей на выполнение работ по реконструкции сквера по ул. Большевистская, а также на выполнение проектно-изыскательскиих работ по реконструкции сквера им. Р.Землячки проводился автономным учреждением без учета требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
По итогам рассмотрения дела сделаны выводы о том, что администрация г.Перми, утвердив перечень муниципальных услуг, долгосрочную целевую программу предоставила комитету по культуре администрации г.Перми право сформировать и выдать МАУ "Агентство социокультурных проектов" муниципальное задание, исполнение которого возможно, в том числе, путем привлечения МАУ "Агентство социокультурных проектов" подрядных организаций, без учета требований ГК РФ, Закона о закупках. Отнесение администрацией г.Перми выполнение работ по содержанию и реконструкции мест массового отдыха к муниципальной услуге, которые отказывают автономные учреждения в рамках реализации Долгосрочной целевой программы, а не муниципальной нужде противоречит Бюджетному кодексу РФ, Закону о закупках, Закону о местном самоуправлении.
24.12.2010 антимонопольным органом принято решение N 761-10-а, которым признан факт нарушения администрацией г.Перми ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2010 N 135-ФЗ "О защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг (выполнения работ):
- по содержанию мест массового отдыха г.Перми;
- по реконструкции мест массового отдыха г.Перми;
- по проведению торгов для государственных и муниципальных нужд (услуг специализированных организаций),
а также выразившегося в создании МАУ "Агентство социокультурных проектов" города Перми необоснованного преимущества осуществления деятельности на указанных рынках путем издания постановления от 27.07.2008 N 600 "Об утверждении порядка ведения перечня муниципальных услуг социальной направленности, оказываемых за счет средств бюджета г.Перми, и перечня муниципальных услуг социальной направленности, оказываемых за счет средств бюджета г.Перми", несоответствующего требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", в части определения в нем деятельности по организации и развитию мест массового отдыха г.Перми (в т.ч. реконструкции скверов по ул.Большевистская, им.Р.Землячки) в качестве муниципальной услуги, оказываемой автономными учреждениями, а также путем издания Постановления от 05.12.2008 N 1167 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Организация и обустройство мест массового отдыха жителей г.Перми", несоответствующего требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в части указания в нем автономного учреждения, как исполнителя задач по обустройству и содержанию мест массового отдыха (парков, садов, скверов) г.Перми, что в дальнейшем позволило комитету по культуре администрации г.Перми, МАУ "Агентство социокультурных проектов" определять исполнителей работ, выполняемых для муниципальных нужд и финансируемых из бюджета г.Перми без учета требований Гражданского кодекса РФ и Федерального закона N 94-ФЗ, что также позволило Пермской городской Думе выделить из бюджета г.Перми денежные средства для комитета по культуре администрации г.Перми с последующей передачей в МАУ"Агентство социокультурных проектов" в виде субсидии, и в итоге привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг (выполнения работ) по содержанию мест массового отдыха г.Перми, услуг по проведению торгов для государственных и муниципальных нужд, услуг (выполнения работ) по реконструкции мест массового отдыха г.Перми (п.1 решения).
Пунктом 2 решения признан факт нарушения Пермской городской Думой ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг (выполнения работ):
- по содержанию мест массового отдыха г.Перми;
- по реконструкции мест массового отдыха г.Перми;
- по проведению торгов для государственных и муниципальных нужд (услуг специализированной организации),
а также в создании МАУ "Агентство социокультурных проектов" города Перми необоснованного преимущества осуществления деятельности на указанных рынках путем утверждения приложения N N 11,12 к решению Пермской городской Думы от 22.12.2009 N 315 "О бюджете г.Перми на 2010 и плановый период 2011 и 2012 гг." несоответствующих требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в части выделения комитету по культуре администрации г.Перми денежных средств на субсидии подведомственному автономному учреждению, что позволило комитету по культуре администрации г.Перми, МАУ "Агентство социокультурных проектов" определить исполнителей работ (услуг), выполняемых для муниципальных нужд и финансируемых из бюджета г.Перми, без учета требований Гражданского кодекса РФ и Федерального закона N 94-ФЗ, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг (выполнения работ) по содержанию мест массового отдыха г.Перми, услуг по проведению торгов для государственных и муниципальных нужд (услуг специализированных организаций), услуг (выполнения работ) по реконструкции мест массового отдыха г.Перми.
Пунктом 3 решения антимонопольным органом признан факт нарушения комитетом по культуре администрации г.Перми:
- ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2010 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг (выполнения работ):
- по содержанию мест массового отдыха г.Перми;
- по реконструкции мест массового отдыха г.Перми;
- по проведению торгов для государственных и муниципальных нужд (услуг специализированной организации),
а также в создании МАУ "Агентство социокультурных проектов" города Перми необоснованного преимущества осуществления деятельности на указанных рынках путем выдачи муниципального задания на 2010 год и плановый период 2011 года и 2012 года на оказание муниципальной услуги (работы) "Организация и развитие мест массового отдыха" (раздел первый), и дополнения к нему (раздел второй), несоответствующего требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", что позволило МАУ "Агентство социокультурных проектов" определять исполнителей работ (услуг), выполняемых для муниципальных нужд и финансируемых из бюджета г.Перми, без учета требований ГК РФ и Закона N 94-ФЗ а также создало безальтернативный порядок выполнения работ (оказания услуг) для муниципальных нужд только указанным учреждением;
- ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2010 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в наделении МАУ "Агентство социокультурных проектов" функциями и правами комитета по культуре администрации г.Перми, установленными п.3.1.1, п.3.10 Положения о Комитете, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 223 путем издания приказа от 15.12.2008 "Об утверждении устава МАУ "Агентство социокультурных проектов", а также путем выдачи муниципального задания на 2010 год и плановый период 2011, 2012 годов на оказание муниципальной услуги (работы) "Организация и развитие мест массового отдыха", что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг (выполнения работ) по содержанию мест массового отдыха г.Перми, услуг по проведению торгов для государственных и муниципальных нужд (услуг специализированных организаций), услуг по реконструкции мест массового отдыха г.Перми.
Пунктом 4 решения антимонопольного органа признан факт нарушения МАУ "Агентство социокультурных проектов", как организации наделенной функциями и правами комитета по культуре администрации г.Перми ч.1 ст.15 Федерального Закона от 26.07.2010 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем проведения квалификационных отборов для определения подрядчиков на выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения - организация обустройства мест массового отдыха населения, без учета требований Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, что приводит или может привести к устранению конкуренции на рынке оказания услуг (выполнения работ) по реконструкции мест массового отдыха.
На основании данного решения антимонопольным органом выданы предписания в соответствии с которыми:
- (исх. N 1258-11) МАУ "Агентство социокультурных проектов", как организации, наделенной функциями и правами комитета по культуре администрации г.Перми, предписано в срок до 30.03.2011 прекратить нарушение ч.1 ст.15 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг (выполнения работ), а именно в рамках полномочий и с учетом действующего законодательства РФ принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, в том числе путем прекращения исполнения муниципальных заданий, выданных комитетом по культуре администрации г.Перми на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов на оказание муниципальной услуги (работы) "Организация и развитие мест массового отдыха" (раздел первый) и дополнения к нему на оказание муниципальной услуги (работы) "Организация и развитие мест массового отдыха" (раздел второй);
- (исх. N 1259) комитету по культуре администрации города Перми предписано в срок до 30.03.2011 прекратить нарушение ч.1 ст.15 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг (выполнения работ), ч.3 ст.15 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в наделении МАУ "Агентство социокультурных проектов" функциями и правами комитета по культуре администрации города Перми, установленными п.3.1.1, 3.10 Положения о комитете, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 223, а именно в рамках имеющихся полномочий и с учетом действующего законодательства РФ и выявленных нарушений антимонопольного законодательства отозвать (отменить) муниципальное задание, выданное МАУ "Агентство социокультурных проектов" на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов на оказание муниципальной услуги (работы) "Организация и развитие мест массового отдыха" (раздел первый) и дополнения к нему на оказание муниципальной услуги (работы) "Организация и развитие мест массового отдыха" (раздел второй); внести изменения в устав Муниципального автономного учреждения "Агентство социокультурных проектов", исключающие осуществление основной деятельности (пп.2 ч.2 Устава) не связанной с оказанием муниципальных услуг определенным категориям физических (юридических лиц); принять меры, направленные на реализацию долгосрочной целевой программы "Организация и обустройство мет массового отдыха жителей г.Перми", утвержденной постановлением администрации г.Перми от 05.12.2008 N 1167 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- (исх.N 1260-1) администрации города Перми предписано в срок до 30.03.2011 прекратить нарушение ч.1 ст.15 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг (выполнения работ), а именно в рамках полномочий и с учетом действующего законодательства РФ внести изменения в постановление администрации г.Перми от 27.07.2008 N 600 "Об утверждении порядка ведения перечня муниципальных услуг социальной направленности, оказываемых за счет средств бюджета г.Перми, и перечня муниципальных услуг социальной направленности, оказываемых за счет средств бюджета г.Перми", исключающие осуществление деятельности по организации и развитию мест массового отдыха г.Перми (по содержанию и обустройству мест массового отдыха) как муниципальной услуги, оказываемой автономными учреждениями, а также внести изменения в постановление администрации г.Перми от 05.12.2008 N 1167 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Организация и обустройство мест массового отдыха жителей г.Перми", исключающие автономное учреждение из числа исполнителей задач по благоустройству и содержанию мест массового отдыха (парков, садов, скверов);
Полагая, что данные ненормативные акты не соответствуют положениям Закона "О защите конкуренции", Закона "Об общих принципах местного самоуправления", Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Закона "Об автономных некоммерческих учреждениях", Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, затрагивают права и законные интересы, заявители обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что выполнение работ по реконструкции скверов по ул.Большевистская и им.Р.Землячки, посредством выдачи комитетом муниципального задания и его исполнения МАУ "Агентство социокультурных проектов", а также наделение учреждения правом распоряжения бюджетными средствами, выделенными на названный вид услуг, путем заключения гражданско-правовых договоров без проведения процедуры торгов, ошибочно отнесено заявителями к муниципальной услуге. Последовательность действий Администрации г.Перми, Комитета по культуре администрации г.Перми, МАУ "Агентство социокультурных проектов" без учета требований о закупках свидетельствуют об ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по проведению торгов для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
На основании ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городских округов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.
Формирование и размещение муниципального заказа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ч. 2 ст. 3 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
В силу п.2 ст.18 Закона N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что организация и развитие мест массового отдыха является вопросом местного значения и расходы, возникающие в связи с указанной организацией, финансируются за счет средств местного бюджета.
По мнению заявителей, выполнение комплекса работ по реконструкции сквера по ул. Большевистская и выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию сквера им. Р.Землячки является муниципальной услугой, получателями которой является население города Перми в связи с чем, проведение конкурса (аукциона) не требуется.
В ст.6 Бюджетного кодекса РФ дано понятие муниципальной услуге. В соответствии с указанной нормой права государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - это услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является вопросом местного значения и является потребностью муниципального образования "город Пермь". Реализация обустройства мест массового отдыха, финансируется за счет местного бюджета, следовательно, является муниципальной нуждой.
Муниципальный контракт заключается на основе заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно в соответствии в Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Муниципальными заказчиками в силу ч.1 ст.4 названного закона могут выступать органы местного самоуправления, бюджетные учреждения и уполномоченные на размещение заказов бюджетные учреждения иные получатели средств местных бюджетов. МАУ "Агентство социокультурных проектов" не наделено полномочиями муниципального заказчика.
Таким образом, утвердив перечень муниципальных услуг, долгосрочную целевую программу, администрация г.Перми предоставила комитету по культуре администрации г.Перми право утвердить и выдать МАУ "Агентство социокультурных проектов" муниципальное задание, исполнение которого возможно путем привлечения последним подрядных организаций без учета требований Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Администрация города Перми вышеуказанными действиями решение вопроса местного значения по реконструкции скверов фактически передала МАУ "Агентство социокультурных проектов", установив безальтернативный порядок выполнения работ по реконструкции сквера по ул. Большевистская и выполнению проектно-изыскательских работ на реконструкцию сквера им. Р.Землячки путем выдачи муниципального задания МАУ "Агентство социокультурных проектов", ошибочно отнеся при этом указанные работы к муниципальной услуге, а также наделив МАУ "Агентство социокультурных проектов" правом распоряжения бюджетными средствами, выделенными на указанные работы, посредством заключения гражданско-правовых договоров без проведения процедуры торгов. Данные обстоятельства свидетельствуют о возможности ограничения конкуренции.
Детальный анализ статей 69, 69.1, 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п.1 ст.2, п.3 ст.4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" позволил суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о том, что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим или физическим лицам. Указанные работы (услуги) являются полномочиями органов местного самоуправления. Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг) для муниципального образования Федеральным законом "Об автономных учреждениях" не предусмотрено. Указанные работы (услуги) являются муниципальной нуждой и финансирование их выполнения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Выделение субсидий на эти цели муниципальному автономному учреждению ни Федеральным законом N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ни Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено. Доказательства того, что МАУ "Агентство социокультурных проектов" оказывало или должно было оказывать какие-либо услуги непосредственно населению города в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст.333.37 НК РФ администрация г.Перми, комитет по культуре администрации г.Перми освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб. В соответствии со ст. 110 АПК расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 руб. относятся на МАУ "Агентство социокультурных проектов". Излишне уплаченная МАУ "Агентство социокультурных проектов" государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 июля 2011 года по делу N А50-5475/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному автономному учреждению "Агентство социокультурных проектов" города Перми из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением N 212215 от 03.08.2011 при подаче апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5475/2011
Истец: Администрация г. Перми, Администрация города Перми, Комитет по культуре администрации г. Перми, Комитет по культуре администрации города Перми, МАУ "Агентство социокультурных проектов" г. Перми, Муниципаьлное автономное учреждение "Агентство социокультурнх проектов" города Перми
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, УФАС РФ по ПК
Третье лицо: Пермская городская Дума