Участие в международных выставках за границей. Особенности учета НДС
Для успешного развития бизнеса организациям часто приходится принимать участие в различных выставках, семинарах, симпозиумах, форумах и конгрессах. Тем компаниям, которые стремятся выйти на мировой рынок, необходимо участвовать в подобных мероприятиях, проводимых за границей. Целью такого участия может стать как реклама и продвижение на зарубежные рынки своей продукции, так и обучение, заимствование опыта и знакомство с их рынком и компаниями. Реализуют услуги по проведению таких мероприятий, как правило, иностранные компании, поэтому именно от того, в каком качестве российская организация принимала участие в международной выставке и с чем были связаны понесенные расходы, будет зависеть порядок обложения НДС.
Вначале скажем о позиции Минфина по вопросу учета НДС при расходах на участие в международных мероприятиях, перечисленных выше. Чиновники министерства выпустили два письма на эту тему: письмо от 15.03.2006 N 03-04-08/62 и письмо от 30.03.2006 N 03-04-03/08. К сожалению, их авторы не заострили внимания на принципиальных различиях в ситуациях, на которые даются ответы, из-за чего многие посчитали эти письма даже противоречащими друг другу и возникла некоторая путаница в толковании подобных ситуаций.
Давайте разберемся, что к чему и рассмотрим две ситуации, которые были затронуты в письмах и касались выплат по НДС.
Выставка как реклама
Допустим, организация для участия в международной выставке приобрела необходимые услуги в соответствии с договором у зарубежной компании (аренда выставочного стенда, издание информационных материалов, оплата рекламы в СМИ). По окончании работ подписан акт приемки-сдачи работ. Оговорим сразу, что в целях этой статьи иностранные компании не имеют представительства в России, то есть осуществляют свою деятельность исключительно вне границ нашей страны.
В описанном случае речь идет о рекламных расходах. Во-первых, расходы на участие в выставках и изготовление рекламных брошюр и каталогов прямо признаются таковыми на основании п. 4 ст. 264 НК РФ. Во-вторых, это следует из определения рекламы "как информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке" (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ в ред. от 12.04.2007 "О рекламе").
На основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель работ, услуг осуществляет деятельность на территории РФ (определяется государственной регистрацией). Действие этого пункта распространяется на определенный данной статьей перечень работ или услуг, в который входят и рекламные услуги, то есть подпадает под наш случай.
Следовательно, данные услуги, оказанные нам иностранной компанией, являются объектом налогообложения НДС на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Это приводит к обязанности уплаты НДС в бюджет в соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ (место реализации - Российская Федерация, услуги реализует иностранная компания, не состоящая на учете в российских налоговых органах).
Кроме того, для подобных случаев Налоговым кодексом установлены особые сроки для перечисления удержанного НДС в бюджет. Сумму налога нужно перечислить одновременно с перечислением денежных средств иностранному лицу (абзац второй п. 4 ст. 174 НК РФ). Более того, банк не примет на перевод денег иностранной компании, если одновременно не предоставлено поручение на уплату НДС (абзац третий п. 4 ст. 174 НК РФ).
Пример 1
ООО "Бюро открытий" приняло решение участвовать в международной выставке и заключило договор с иностранной компанией "Alpha" на предоставление услуг для участия в профильной выставке, которые включили в себя плату за вступительный взнос и аренду, а также за изготовление рекламных каталогов на общую сумму 5 000 евро (в том числе НДС по ставке 18% - 900 евро). Кроме того, ООО "Бюро открытий" обязано оплатить долю расходов за рекламу выставки в СМИ, которую организует другая иностранная компания "Omega". Счет на оплату был выставлен в размере 500 евро, причем данная компания не согласилась включить в данную сумму НДС.
Оплата услуг была осуществлена за неделю до выставки 9 апреля 2007 года (курс ЦБ - 34,7812 руб./евро), акт приемки-передачи подписан в день закрытия выставки - 20 апреля 2007 года (курс ЦБ - 34,9795 руб./евро).
Бухгалтер ООО "Бюро открытий" должен сделать следующие проводки.
9 апреля 2007 года:
142 602,92 руб. (4 100 евро х 34,7812 руб.) - оплачены услуги компании "Alpha";
17 390,60 руб. (500 евро х 34,7812 руб.) - оплачены услуги компании "Omega";
31 303,08 руб. (900 евро х 34,7812 руб.) - отражен НДС по услугам компании "Alpha";
3 130, 31 руб. (90 евро х 34,7812 руб.) - отражен НДС по услугам компании "Omega";
31 303,08 руб. (900 евро х 34,7812 руб.) - НДС принят к вычету;
3 130, 31 руб. (90 евро х 34,7812 руб.) - отражен НДС по услугам компании "Omega".
20 апреля 2007 года:
143 415,95 руб. (4 100 евро х 34,9795 руб.) - отражены расходы за услуги компании "Alpha";
17 489,75 руб. (500 евро х 34,9795 руб.) - отражены расходы за услуги компании "Omega";
912,18 руб. ((4 100 + 500) евро х (34,9795 - 34,7812) руб.) - отражена положительная курсовая разница.
НДС, который не выделила фирма "Omega", организации необходимо начислить самостоятельно и уплатить из собственных средств (письмо Минфина России от 20.07.2006 N 03-04-08/156). Принять его к вычету не получится в силу невыполнения требований п. 3 ст. 171 НК РФ, но, с другой стороны, на сумму этого налога может быть уменьшена налогооблагаемая база (письмо Минфина России от 18.07.2006 N 03-03-04/2/175).
Добавим, что расходы на участие в международной выставке с целью рекламы продукции признаются в целях налогообложения прибыли без ограничений (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Доходы в виде положительной курсовой разницы в соответствии с п. 11 ст. 250 НК РФ признаются в налоговом учете внереализационными доходами.
В противовес официальной позиции Минфина России некоторыми экспертами высказывается оппозиционное мнение, предполагающее освобождение от уплаты НДС, если услуги по организации выставки реализованы иностранной компанией за пределами России. Данное мнение обосновывается тем, что в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) рекламная деятельность имеет код 74.40, а деятельность организаторов выставок - код 74.84, и, следовательно, услуги, оказываемые организаторами выставок, не являются рекламными, несмотря даже на то, что участие организации в выставке обусловлено рекламными целями.
На наш взгляд, такая позиция является неверной. Во-первых, ОКВЭД не служит основанием для отнесения расходов к тому или иному виду. Главным образом он определяет основные и фактически осуществляемые виды экономической деятельности организации, реализующей продукцию (услугу). Налоговый кодекс расходы, понесенные организацией для участия в выставках, относит к рекламным (п. 4 ст. 264 НК РФ) вне зависимости от того, какая организация их проводит. Во-вторых, по содержанию эти расходы будут являться рекламными, поскольку предоставление информации об организации на выставках направлено на неопределенный круг лиц.
Выставка как обучение
Не всегда участие в международных выставках сопряжено с рекламой. Это может быть обмен опытом, поиск новых контактов или обучение сотрудников. Облагаются ли НДС подобные услуги, реализованные иностранными компаниями, Минфин объяснил в письме от 30.03.2006 N 03-04-03/08.
Сразу отметим - в этом письме речь идет не о рекламных расходах. (Слово "реклама" даже ни разу не упоминается). Подразумеваются цели, которые были обозначены нами в начале примера 2.
В п. 1 ст. 148 НК РФ, в соответствии с которой определяется место реализации услуг, не содержатся услуги по проведению выставок, семинаров, симпозиумов, форумов и конгрессов.
Местом реализации услуг по проведению выставок, семинаров, симпозиумов, форумов и конгрессов не может быть признана Российская Федерация, поскольку такие услуги не подпадают ни под один из подпунктов п. 1 ст. 148 НК РФ, кроме пп. 5. А в нем сказано, что если вид услуг не указан в других подпунктах, то местом реализации будет Российская Федерация, только когда сами услуги в ней и оказываются. В нашем случае услуги предоставляются за рубежом.
Из этого следует, что место реализации данных услуг находится за пределами Российской Федерации и они не облагаются НДС.
Если оказываемые иностранной компанией услуги являются обучением (или организацией обучения), проводимым за границей, то местом реализации таких услуг не признается территория РФ, о чем прямо говорится в пп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ - "местом реализации услуг, фактически оказываемых за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта, местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации". (Заметьте, данный пункт является обратным пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Пример 2
ООО "Бюро открытий" заключило договор с иностранной компанией "Alpha" на предоставление услуг по организации участия своих сотрудников на международной выставке и проводимых параллельно форумах для ознакомления с новыми мировыми тенденциями и обмена опытом. Стоимость услуг составила 15 000 евро.
Оплата услуг была осуществлена в день открытия выставки 21 апреля 2007 года (курс ЦБ - 35,0387 руб./евро). Акт приемки-передачи подписан в день закрытия выставки - 25 апреля 2007 года (курс ЦБ - 34,9651 руб./евро).
Бухгалтер ООО "Бюро открытий" должен сделать следующие проводки.
525 580,50 руб. (15 000 евро х 35,0387 руб.) - оплачены услуги компании "Alpha";
524 476,5 руб. (15 000 евро х 34,9651 руб.) - отражены расходы за услуги компании "Alpha";
1 104 руб. (15 000 евро х (35,0387 - 34,9651) руб.) - отражена отрицательная курсовая разница.
Итак, условия обложения НДС операций, связанных с реализацией услуг иностранными компаниями по организации участия в выставках, семинарах и т.п., будут зависеть от фактической цели затрат. Нельзя забывать о документах, подтверждающих как место выполнения работ, так и факт их совершения, причем контракт между российской и иностранной фирмами является непременным условием (п. 4 ст. 148 НК РФ). Из этих документов должна быть видна цель затрат, подтверждающая возможность учитывания их в налогооблагаемой базе и неначисления НДС.
А.Д. Головина,
консультант-эксперт
"Советник бухгалтера", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060