30 сентября 2011 г. |
Дело N А72-4683/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Куренев М.А., представитель по доверенности от 16.12.2010 г.,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июля 2011 года по делу NА72-4683/2011 (судья Прохоров А.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ульяновскхлебпром" (ОГРН 1117326000010, ИНН 7326038108), г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо: Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа от 24.06.2011 г. и обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскхлебпром" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка площадью 2, 13 га., расположенного: Ульяновская область, МО "Чердаклинский район", Сенгилеевское лесничество, Белоярское участковое лесничество, квартал, 9, выдел 4, 14, 17, 19 от 24 июня 2011 года и о возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка площадью 2, 13 га., расположенного: Ульяновская область, МО "Чердаки/некий район", Сенгилеевское лесничество, Белоярское участковое лесничество, квартал, 9, выдел 4, 14, 17, 19 в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июля 2011 года по делу N А72-4683/2011 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу указывают на то, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 19 января 2011 года Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области был проведен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
По результату аукциона ООО "Ульяновскхлебпром" признано победителем по лоту N 11 и выиграло право аренды лесного участка площадью 2,13 га, расположенного: Ульяновская область, МО "Чердаклинский район", Сенгилеевское лесничество, Белоярское участковое лесничество, квартал, 9, выдел 4, 14, 17, 19. Результаты аукциона в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными или незаконными.
По результатам аукциона между ООО "Ульяновскхлебпром" и Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области 20 января 2011 года заключен договор аренды лесного участка N 483 и произведена его передача по акту приема-передачи от 20 января 2011 года. Предмет договора и арендуемый участок полностью соответствуют предмету аукциона. В приложениях к договору имеются схема расположения и границы лесного участка, план лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цели использования, то есть лесной участок, как предмет договора полностью индивидуализирован.
30 марта 2011 года заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды в установленном законом порядке.
Однако 25 мая 2011 года письмом N 07/018/2011-356 орган регистрации приостановил государственную регистрацию договора аренды, указав на отсутствие записи о государственной регистрации права собственности РФ на вышеуказанный лесной участок.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации заявителю было рекомендовано зарегистрировать право собственности на лесной участок, переданный по договору аренды за РФ. В целях устранения причин, препятствующих государственной регистрации договора аренды Заявителем было предоставлено письмо Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области из которого следует, что вышеуказанный земельный участок входит в состав земельного участка площадью 54 465 га., на который зарегистрировано право собственности РФ согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.01.2004 года 73-АТ 096908.
Несмотря на это 24 июня 2011 года письмом N 07/018/2011-356 орган регистрации отказал в государственной регистрации договора аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации" от 21.07.1997 года N 122-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в арбитражный
суд.
В соответствии с п.З. ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество подлежащее передаче в качестве объекта аренды.
В соответствии со ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей.
В соответствии со ст. 4.1. ФЗ от 04.12.2006 г. N 201 -ФЗ (в ред. от 29.12.2010 года) "О введении в действие Лесного кодекса РФ" гласит, что до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 -83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части I статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии со ст. 4.2. ФЗ от 04.12.2006 N 201 -ФЗ (в ред. от 29.12.2010 года) "О введении в действие Лесного кодекса РФ" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.
Таким образом, ссылка ответчика о неопределенности предмета договора аренды несостоятельна, так как на государственную регистрацию был предоставлен план лесного участка, лесной участок зарегистрирован в лесном реестре за номером 812-201010, в установленном законом порядке. К тому же из письма Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 06.06.2011 N 02-0207/2885 следует, что вышеуказанный лесной участок входит в состав земельного участка право собственности, на который зарегистрировано за РФ.
В соответствии с п. 17 Приказа Федеральной регистрационной службы от 19.11.2007 года N 255 "Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременении) на лесные участки и сделок с ним" на государственную регистрацию договора аренды (договора безвозмездного срочного пользования) лесного участка представляются: заявление сторон (стороны) договора о государственной регистрации договора аренды (договора безвозмездного срочного пользования) лесного участка; подлинники договора аренды (договор безвозмездного срочного пользования) лесного участка, заключаемого в простой письменной форме не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, или подлинник нотариально удостоверенного договора аренды (безвозмездного срочного пользования) лесного участка, а также его копия; подлинник и копия протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды; подлинник и копия кадастрового плана лесного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или плана лесного участка, удостоверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт I статьи 1 1 - пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации, части I, 3 статьи 4.1 и часть 2 статьи 4.2 Закона, статья 92 Лесного кодекса; подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию договора аренды (договора безвозмездного срочного пользования) лесного участка, и его копия.
Ссылка ответчика на отсутствие полномочий у субъекта РФ на передачу части земельного участка несостоятельна, поскольку такого запрещения законодательство не содержит, она также противоречит смыслу ст. 4.1. ФЗ от 04.12.2006 г. N 201 -ФЗ (в ред. от 29.12.2010 года) "О введении в действие Лесного кодекса РФ". Так же в соответствии со ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов. В данном случае речь идет о предоставлении лесного участка в составе земель лесного фонда.
Представленный на государственную регистрацию договор аренды заключен полномочным органом по результатам аукциона, в соответствии со ст. 74 Лесного кодекса РФ и Приказа Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 4 8 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" и в нем четко определен предмет аренды.
Основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды послужил абзац 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации" от 21.07.1997 N 122 -ФЗ, в соответствии с которым в государственной регистрации может быть оказано в случае если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом регистрации.
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
Заявителем представлены все необходимые документы, требующиеся для регистрации договора аренды.
Таким образом оспариваемый отказ в государственной регистрации договора аренды не основан на законодательстве, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июля 2011 года по делу N А72-4683/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4683/2011
Истец: ООО "Ульяновскхлебпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ульяновской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства природопользования и экологии Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10389/11