30 сентября 2011 г. |
Дело N А55-10818/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от судебного пристава-исполнителя Октябрьского ОСП Танченко А.А. - не явился, извещен,
от ОСП Октябрьского района г. Самары - не явился, извещен,
от третьих лиц:
УФССП России по Самарской области - Старченкова Н.А., представитель по доверенности от 05.3.2011 г.,
Регионального общественного фонда "Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии" - Симонов И.Д., представитель по доверенности от 26.09.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 августа 2011 года по делу NА55-10818/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к судебному приставу-исполнителю Октябрьского ОСП г. Самары Танченко А.А, г. Самара,
ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП России по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: УФССП России по Самарской области, г. Самара,
Региональный общественный фонд "Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии", г. Самара,
о признании незаконным постановления от 25.05.2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Самары (далее судебный пристав) от 25.05.2011 года о взыскании с исполнительского сбора в размере 5000 рублей в рамках исполнительного производства N 10889/11/39/63.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 августа 2011 года по делу N А55-10818/2011 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области и Региональный общественный фонд "Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии" считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, судебного пристава и отдела суждебных приставов, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей УФССП России по Самарской области Регионального общественного фонда "Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.04.2011 года судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Танченко А.А. возбуждено исполнительное производство N 10889/11/39/63 на основании представленного взыскателем - Региональным общественным Фондом "Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии", исполнительного листа серия АС 002969036, выданного 30 марта 2011 года, в котором указано: "признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Региональному общественному фонду "Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии" в собственность земельного участка площадью 56 663, 5 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Барбошина поляна, ул. Сквозная, 191 от 23 марта 2010 года N 12/2177; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Регионального общественного фонда "Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии".
Срок предъявления исполнительного листа к исполнению - немедленно.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства в пункте 2 также было указано, что должнику в срок - немедленно со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.
Пунктом 3 Постановления о возбуждении исполнительного производства должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.
Указанное постановление было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес Министерства и вручено Министерству 25 апреля 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении и не отрицается представителем заявителя в судебном заседании.
Материалами дела подтверждается, что судебным приставом-исполнителем 16.05.2011 года в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области направлено требование об исполнении решения суда в срок до 20 мая 2011 года.
Данное требование поступило в Министерство имущественных отношений Самарской области нарочно 16 мая 2011 года.
20 мая 2011 года Министерство имущественных отношений Самарской области в адрес судебного пристава-исполнителя направило письмо в котором указывает на исполнение решения суда путем принятия Приказа Министерства N 1391 от 17.05.2011 года о предоставлении взыскателю в собственность за плату земельного участка.
К данному письму Министерство также приобщило копию Приказа N 1391 от 17.05.2011 года.
25.05.2011 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.
26 мая 2011 года в адрес судебных приставов-исполнителей поступает письмо Министерства имущественных отношений Самарской области с приложением копии приказа Министерства.
В связи с чем, постановлением от 27.05.2011 года исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Министерство имущественных отношений Самарской области полагая, что требования исполнительного документа добровольно исполнены в срок, установленный судебным приставом - до 20 мая 2011 года, обратилось в суд с настоящими требованиями о признании незаконным постановления от 25.05.2011 года.
В соответствии со статьей 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 1 статьи 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Таким образом, срок добровольного исполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению императивно установлен законом - в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, за нарушение которого у судебного пристава возникает право на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
Учитывая, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Министерством имущественных отношений Самарской области 25 апреля 2011 года, в указанном постановлении было указано, что исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, должник был предупрежден о последствиях неисполнения требований, изложенных в исполнительном документе в установленный срок, в силу прямого указания статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", требования исполнительного документа подлежали добровольному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, исполнительный документ подлежал добровольному исполнению до 26 апреля 2011 года.
Вместе с тем, в указанный срок исполнительный документ добровольно исполнен не был, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем обоснованно было вынесено оспариваемое постановление.
Довод Министерства о том, что срок для добровольного исполнения установлен был приставом до 20 мая 2011 года в требовании от 16 мая 2011 года и Министерство исполнило обязанность в данный срок, является необоснованным.
Срок, установленный в требовании от 16 мая 2011 года, имеет значение для возможного последующего привлечения Министерства к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, что следует из содержания данного требования, но не влияет на обязанность соблюдения заявителем сроков, установленных законом.
Тот факт, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 25.05.2011 года вынесено после установления приставом нового срока для исполнения не свидетельствует о его незаконности и не может служить основанием для его отмены.
Вместе с тем, никакие сроки, установленные самостоятельно судебным приставом-исполнителем не могут исключить прямого действия статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающей немедленное исполнение, то есть в течение суток с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства и ответственности должника за несоблюдение указанных сроков.
В срок до 26 апреля 2011 года Министерством требования исполнительного документа добровольно исполнены не были, в связи с чем, судебный пристав обоснованно в соответствии со статьями 105, 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" 25 мая 2011 года вынес постановление о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое Постановление от 25 мая 2011 года соответствует положениям ФЗ "Об исполнительном производстве", а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 августа 2011 года по делу N А55-10818/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10818/2011
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП по Самарской области, Судебный пристав-исполнитель Октябрьского Отдела судебных приставов г. Самары Танченко А. А.
Третье лицо: Региональный общественный фонд "Содействие социально-экономическому развитию Самарской губернии", Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10450/11