г. Вологда
28 сентября 2011 г. |
Дело N А52-921/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.
при участии от общества генерального директора Дроздова Е.Н., Силкина Е.Д. по доверенности от 20.05.2011 N 2005/2011, от таможни Борисовой Н.Н. по доверенности от 17.12.2010 N 02-15/25750,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС-ПОРТС СНГ" на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 февраля 2011 года по делу N А52-921/2010 (судья Манясева Г.И.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "ТРАНС-ПОРТС СНГ" (далее - ООО "ТРАНС-ПОРТС СНГ", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным решения Себежской таможни от 04.03.2010 N 16 и недействительным требования об уплате таможенных платежей от 31.12.2009 N 333.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17.02.2011 по делу N А52-921/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что таможенным органом не предпринято действий по получению информации о товаре от его отправителя, расчет таможенной пошлины и пеней произведен таможней необоснованно.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные ими в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобах доводы, апелляционная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 11.12.2008 на таможенном посту "Бурачки" Себежской таможни произведено таможенное оформление следовавшего согласно товаросопроводительным документам (СМR 3707347 от 04.12.2008, инвойс 623215 от 02.12.2008) из Литвы в Казахстан принадлежащего фирме-перевозчику ООО "ТРАНС-ПОРТС СНГ" транспортного средства VOLVO В110ТА98/741ZВ под управлением водителя Никитина В.А.
Себежской таможней 11.12.2008 в соответствии со статьями 80, 169 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) ООО "ТРАНС-ПОРТС СНГ" выдано разрешение на международный таможенный транзит (далее - МТТ).
В соответствии со статьей 176 ТК РФ товар находился под таможенным контролем и направлялся в Алтайскую таможню по транзитной декларации (далее - ТД) N 10225010/111208/000688. Срок доставки был определен до 23.12.2008. Однако обязательство по доставке товара в таможню назначения в установленный срок обществом не исполнено, что подтверждается сообщением Алтайской таможни и возбуждением в отношении него дела об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Алтайской таможней 17.08.2009 общества направлено требование об уплате 1 934 200 руб. 35 коп. таможенных платежей в связи с недоставкой товара по процедуре МТТ.
Требование Алтайской таможни было отменено решением Федеральной таможенной службы от 11.12.2009. С учетом доводов, изложенных в данном решении, Себежская таможня направила заявителю требование от 31.12.2009 N 333 об уплате задолженности по таможенным платежам и пеням, возникшей в связи с указанной недоставкой товаров по ТД N 10225010/111208/000688 в размере 4 437 383 руб. 85 коп., из которых 2 019 769 руб. 24 коп. ввозная таможенная пошлина, 1 848 749 руб. НДС и 568 865 руб. 61 коп. пени за период с 12.12.2008 по 31.12.2009, а всего.
Поскольку заявитель в установленный срок добровольно не произвел уплату указанных сумм, то Себежская таможня приняла решение от 04.03.2010 N 16 о взыскании с общества указанных сумм в бесспорном порядке.
Не согласившись с требованием Себежской таможни от 31.12.2009 N 333 и решением этой же таможни от 04.03.2010 N 16, ООО "ТРАНС-ПОРТС СНГ" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Факт недоставки заявителем товара в место, определенное таможенным органом, подтверждается вступившим в законную силу постановлением Алтайской таможни от 22.12.2009 по делу об административном правонарушении N 10605000-1349/2009, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
На основании пункта 2 статьи 169 ТК РФ, к правам, обязанностям и ответственности перевозчика или экспедитора при международном таможенном транзите применяются положения подпунктов 1 и 2 статьи 88, а также статей 90 и 91 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 статьи 88 ТК РФ перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены.
В случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения перевозчик или экспедитор, если разрешение на таможенный транзит получено экспедитором, обязан уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 90 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ТК РФ, таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
На основании статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей.
Согласно статье 349 ТК РФ, в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные настоящим Кодексом сроки лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, обязано выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки. Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации и уплачиваются одновременно с уплатой сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 327 ТК РФ в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований и условий, установленных Кодексом, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно, - на день обнаружения таможенными органами таких товаров. В случае утраты, недоставки или выдачи без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых или хранящихся в соответствии с таможенными процедурами соответственно внутреннего таможенного транзита и временного хранения, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве налоговой базы используются таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики, используемые для определения налоговой базы, на день применения ставок таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 статьи 327 ТК РФ.
Если определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости товаров, сумма таможенных платежей определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, количества или стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений (пункт 2 статьи 327 ТК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 324 ТК РФ при выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350 ТК РФ исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322 ТК РФ).
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (пункт 1 статьи 323 ТК РФ). При этом, исходя из положений статьи 323 ТК РФ, нельзя признать допустимым использование какого-либо иного порядка определения таможенной стоимости товаров в случаях, когда уплата таможенных платежей является обязанностью перевозчика.
В целях реализации указанных нормативных положений (в части, не противоречащей Таможенному кодексу Российской Федерации 2003 года) применяется распоряжение Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 22.01.2003 N 27-р "О расчете налогов и сборов, подлежащих уплате в отношении недоставленных товаров" (далее - распоряжение ГТК РФ N 27-р).
При неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) исчисляются и уплачиваются пени (по правилам, закрепленным в статье 349 ТК РФ).
При выставлении требования об уплате таможенных пошлин, налогов поручителю пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством.
Согласно пункту "а" распоряжения ГТК РФ N 27-р таможенные органы обязаны в случае непредставления товаров в таможенный орган назначения производить расчет таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с ввозом на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении недоставленных товаров, как если бы товары были выпущены для свободного обращения.
В приложении к названному распоряжению указана последовательность действий при определении таможенной стоимости недоставленных товаров.
При этом непосредственно определенно, что при отсутствии возможности получить сведения и документы, необходимые для определения таможенной стоимости, от получателя или отправителя недоставленных товаров таможенная стоимость недоставленных товаров определяется таможенными органами по резервному методу, установленному статьей 24 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1"О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Закона в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не может быть использована цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации.
Последовательность действий при определении таможенной стоимости недоставленных товаров (приложение к распоряжению ГТК РФ N 27-р) направлена на обеспечение полной обоснованности расчета не полученных государством таможенных платежей и, как следствие, гарантирует точное соблюдение баланса частного и публичного интересов. При этом обязательность совершения таможенным органом последовательных действий не противоречит положениями пунктов 1 и 2 статьи 327 ТК РФ.
Согласно инвойсу N 623215 (том 1, лист 63а) общество доставляло женские колготки (4736 кг, количеством 25 620 шт.); детские носки (1684 кг, 11 800 шт.) мужские носки (6239 кг, 73 980 шт); женские носки (4323 кг, 68 880 шт.) и перчатки (4226 кг, 898 68 шт.).
Таможенную стоимость недоставленного товара по первому методу определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами таможня не имела возможности, поскольку указанный инвойс, а также упаковочный лист, CMR 3707347 не содержат необходимую для этого информацию: не указана страна происхождения товара и полное наименование товара, позволяющее однозначно идентифицировать перевозимый товар и определить какой товар перемещался.
Себежской таможней принимались меры к получению дополнительных сведений о спорном товаре, но документы, кроме предъявленных при открытии процедуры МТТ отсутствуют, Алтайская таможня в ходе административного расследования не смогла установить местостонахождение получателя товара (ООО "Eurazia-Semej", Казахстан, г. Семипалатинск, ул. 8 Марта, д. 2.
Таким образом, у таможни отсутствовала возможность определить стоимость недоставленного товара по цене сделки с ввозимыми товарами.
Из-за указанных дефектов товаросопроводительных документов, невозможности получить дополнительные сведения о товаре и получателе товара не смог определить таможенную стоимость товаров по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами, применить методы вычитания и сложения.
Согласно распоряжению ГТК РФ N 27-р при применении резервного метода таможенная стоимость недоставленных товаров определяется путем сопоставления информации о стоимости товаров, содержащейся в транспортных и товаросопроводительных документах, с ценовой информацией, имеющейся у таможенного органа.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что у таможенного органа отсутствовала возможность определения стоимости недоставленного товара по первому методу (по цене сделки с ввозимыми товарами); таможенная стоимость им правомерно определена по шестому (резервному) методу при последовательном применении предшествующих первому методов.
Кроме того, таможенный орган обоснованно с учетом требований пункта 2 статьи 327 ТК РФ и Закона о таможенном тарифе размер таможенных платежей определен исходя из наибольшей величины ставки таможенных пошлины.
Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 (действующим на момент возникновения спорных правоотношений, по заявленным обществом товарам установлена комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины: колготки женские 15%, но не менее 2 евро/кг, носки детские, женские, мужские - 20%, но не менее 2 евро/кг.
Поскольку из товаросопроводительных документов невозможно установить точные сведения о товарах, то в данном случае для сравнения стоимости товаров таможенный орган обоснованно использовал информацию о стоимости товаров того же вида, полученную посредством информационно-аналитической программы "Мониторинг-Анализ".
Таким образом, согласно расчету таможенного органа общая таможенная стоимость недопоставленного товара на 11.12.2008 по ТД N 10225010/111208/000688 составила 8 251 058 руб. 56 коп.
Поскольку у таможенного органа не имелось точных сведений о перемещаемом товаре, отсутствовал контракт, и таможенный орган не имел возможности произвести корректировку таможенной стоимости с учетом объема поставок, дополнительных и прочих расходов, то Себежской таможней для определения таможенной стоимости за основу из числа имеющихся сведений в системе "Мониторинг-Анализ" принята средняя стоимость за единицу товара (том 2, листы 56-66).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что таможенным органом правильно в соответствии с требованиями таможенного законодательства произведен расчет таможенной стоимости недоставленных товаров, с которой исчислена сумма таможенных платежей исходя из максимальных ставок ввозных таможенных пошлин. По всем товарам использована максимальная ставка НДС - 18%.
Размер ввозной таможенной пошлины составил 2 019 769 руб. 24 коп., НДС - 1 848 749 руб., а всего 3 868 518 руб. 24 коп.
Как следует из пункта 2 статьи 327 ТК РФ при установлении в течение одного года со дня уплаты или выпуска точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, либо взыскание недоплаченных сумм.
В силу пункта 5 статьи 329 ТК РФ при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с ТК РФ влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.
Применительно к процедуре внутреннего таможенного транзита днем нарушения требований и условий является утрата находящегося под таможенным контролем товара. Не обладая сведениями о точной дате утраты товара, таможня правомерно начислила пени в сумме 568 865 руб. 61 коп. со дня, следующего за днем начала процедуры внутреннего таможенного транзита (с 11.12.2008) по 31.12.2009.
Поскольку обществом не исполнено требование от 31.12.2009 N 333, то Себежская таможня правомерно, в соответствии со статьей 351 ТК РФ приняла решение от 04.03.2010 N16 о бесспорном взыскании с заявителя неуплаченных таможенных платежей и пени.
Представленные обществом расчеты не принимаются судом апелляционной инстанции как не основанные на нормах права.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в признании недействительным требования от 31.12.2009 N 333 и незаконным решения от 04.03.2010 N 16.
Выводы суда, изложенные в решении от 17.02.2011, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 февраля 2011 года по делу N А52-921/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС-ПОРТС СНГ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-921/2010
Истец: ООО "ТРАНС - ПОРТС СНГ"
Ответчик: Себежская таможня
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4059/11