Меры по снижению рецидивной преступности в России
Рецидивной преступности в России во многом способствуют неблагоприятные условия содержания осужденных лиц в изоляции от общества. На протяжении всего срока нахождения в условиях лишения свободы такие лица, как правило, не имеют возможности получения высшего образования, а также лишены доступа к высокооплачиваемому труду, получению справедливого и достойного вознаграждения за свой труд. В результате оставшиеся на свободе родные и близкие данных лиц, содержавшиеся прежде на иждивении подобных заключенных, нередко сталкиваются с серьезными материальными проблемами. Несложно проследить, насколько подобная ситуация коррелирует с положением ч. 3 ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека. В этой части Декларации устанавливается правило, согласно которому каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и членов его семьи, дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения*(1). Помимо этого в ч. 76 "Руководящих принципов" Минимальных стандартных правил обращения с заключенными говорится, что за свой труд заключенные должны получать справедливое вознаграждение в рамках определенной системы. В соответствии с этой системой заключенные должны иметь возможность расходовать, по крайней мере, часть заработанных ими денег на приобретение дозволенных предметов личного обихода и посылать часть своих заработков семье. Эта система должна также предусматривать, что определенная доля заработанных заключенным денег остается на хранении администрации, которая передает ему эти сбережения в момент его освобождения*(2).
В подавляющем большинстве случаев у находящихся в условиях лишения свободы лиц нет сколько-нибудь значимых стабильных источников доходов. В силу этого они не имеют возможности погашать иски, подтвержденные соответствующими решениями судебных органов и исполнительными листами.
Труд на территории Российской Федерации является исключительно добровольным явлением. В соответствии с частью 89 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, им всегда следует предоставлять возможность трудиться. Однако труд им в обязанность не вменяется. Но если заключенный решает работать, его труд должен оплачиваться*(3).
Какой-либо принудительный труд недопустим. Однако следует иметь в виду, что согласно п. 2 ч. 71 "Руководящих принципов" Минимальных стандартных правил обращения с заключенными все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом. На заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Обеспечиваемая заключенным работа должна быть, по мере возможности, такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения. Заключенные должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с требованиями управления и дисциплины в исправительном заведении. Организация и методы работы в зоне должны максимально приближаться к тем условиям труда, с которыми заключенные столкнутся при выходе на свободу*(4).
Автором настоящей статьи было проведено обобщение результатов интервьюирования 142 лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы по приговору суда в различных регионах Российской Федерации. Полученные в результате этого сведения наглядно демонстрируют, что далеко не всегда, а лишь примерно в 13% случаев подобные граждане не только желали, но и имели реальную возможность заниматься в период отбытия такого наказания общественно полезным трудом, предусматривающим некое материальное вознаграждение. Говорить о степени достойности для человека уровня оплаты за такой труд представляется излишним. Многим известна мизерность этой оплаты. Целесообразным представляется на законодательном уровне установить обязательность применения в нашей стране нормы, установленной в ч. 2 ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека. В указанной части сказано, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд*(5).
Учитывая многочисленность граждан Российской Федерации, находящихся в условиях лишения свободы (некоторые авторы говорят о примерно 1 млн человек)*(6), предполагается, что совокупность изложенных выше проблем достаточно актуальна для нашего государства. Если государство официально установило для жителей России некий прожиточный минимум, то данный показатель дохода, ниже которого человек лишен возможности не только продолжать род человеческий, но и просто выжить, по мнению автора, должен быть распространен и на лиц, находящихся под стражей по приговору суда. Те лица, которые в период содержания под стражей лишены, например, пенсии, пособия и т.д., должны быть учтены как безработные и, соответственно, получать денежную компенсацию от государства за весь период подобного отказа в допуске к общественно полезному труду. Разумеется, денежная компенсация за подобный период не должна быть меньше установленного в стране прожиточного минимума. Надлежит учитывать ч. 61 "Руководящих принципов" Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, где устанавливается, что следует принимать меры по обеспечению возможности для заключенных сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот*(7).
Представляется важным выступить с законодательной инициативой об освобождении предприятий и организаций, использующих труд лиц, приговоренных к реальному лишению свободы, от всех налогов и иных платежей. Подобная налоговая льгота станет весьма привлекательной для представителей и малого, и среднего, и крупного бизнеса. Хозяйствующие субъекты смогут в значительной мере оптимизировать свое налогообложение. Одновременно будут учтены и интересы заключенных, получающих от такого налогового нововведения возможность несколько улучшить материальное положение как свое лично, так и оставшихся на свободе других членов своих семей. У некоторых скептиков может возникнуть вопрос, почему освобождение указанных выше доходов от уплаты каких-либо налогов и иных платежей должно быть полным. Для ответа на подобный вопрос целесообразно обратить внимание на содержание п. 2 ч. 72 "Руководящих принципов" Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В данном пункте речь идет о том, что интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства*(8).
В качестве следующего направления деятельности по снижению рецидивной преступности следует указать на целесообразность широкого внедрения дистанционного обучения (для получения высшего образования) в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы. Лица, занимающиеся в условиях мест лишения свободы общественно полезным трудом и, соответственно, получающие за это надлежащую оплату, смогут самостоятельно финансировать свое образование в соответствующих высших учебных заведениях. Некоторую помощь им в этом смогут оказать спонсоры из числа родных и близких. Сотрудник Московского государственного индустриального университета В.Г. Бебенин, проводивший соответствующие социологические исследования в местах лишения свободы Московской области, придерживается аналогичной точки зрения*(9).На фоне демографического кризиса подобная новация в некоторой мере будет способствовать повышению объема финансирования российских высших учебных заведений. Лица, содержащиеся в зонах, смогут получать заочное образование - среднее, среднее специальное и даже высшее. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными были приняты на первом конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 г., и одобрены Экономическим и социальным советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г. и 1984/47 от 25 мая 1984 г. Часть 58 "Руководящих принципов" Минимальных стандартных правил обращения с заключенными гласит, что целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является, в конечном счете, защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование*(10).
Обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с действующей в стране системой образования, с тем чтобы освобождаемые заключенные могли учиться и далее без затруднений*(11).
Особое внимание следует уделить лицам, лишенным приговором суда права занимать определенные должности или заниматься какой-то конкретной деятельностью. Такие лица, хотя и имеют, как правило, высшее или среднее специальное образование, но, учитывая установленные судом указанные выше ограничения, лишены возможности трудиться по привычному для них профилю. В подобных случаях актуальным является получение второго высшего образования для таких лиц. Аналогичная ситуация складывается с осужденными, имеющими дипломы о высшем образовании, полученные в учебных заведениях Министерства обороны, МВД России и других ведомственных структурах, крайне неохотно принимающих положительные решения о предоставлении места службы (работы) лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
Часть 80 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными предусматривает, что с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения. Поэтому следует поддерживать его связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами исправительного заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения*(12). Вопрос о трудоустройстве практически любого бывшего заключенного был и остается наиболее острым и сложным, чреватым конфликтными ситуациями.
В этой связи задачи по обучению заключенных и предоставлению им возможностей получить среднее специальное и высшее образование в заочной форме имеют очевидную актуальность.
Законодательно можно было бы урегулировать практику обязательности предоставления заключенным отпусков для подачи документов в соответствующее высшее или среднее специальное учебное заведение, для участия в сессии, выполнения дипломной и иных работ. В случае несогласия российского законодателя с целесообразностью предоставления лицам данной категории отпусков технически возможным представляется обучение с использованием соответствующих программ в порядке дистанционного общения. Подобной точки зрения придерживается, например, А.П. Егоршин, указывающий на возможность использования дистанционного обучения в процессе обучения в высшем учебном заведении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы*(13).
Дистанционное обучение может отличаться от заочной формы обучения. Для дистанционного общения следует использовать систему Интернет. Процесс общения обучаемого с преподавателем можно осуществлять в режиме многочисленных способов общения во "всемирной паутине": обмен письмами по электронной почте, общение в системе ISQ, обмен SMS-сообщениями на сотовый телефон и другие. Особое внимание следует обратить на относительно невысокую стоимость услуг по проведению подобного рода общений с использованием ресурсов системы Интернет.
При невозможности по различным техническим причинам использовать каналы передачи информации, предоставляемые сетью Интернет, следует обратить внимание на иные средства передачи информации, предназначенной для освоения обучающимися. В частности, здесь следует отметить "кейсовую" технологию, основанную на комплектовании наборов (кейсов) мультимедийных учебно-методических материалов (на бумажных, электронных и прочих носителях) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения. Перспективной представляется и телевизионная технология, когда обучение происходит с использованием телевизионных средств. Также заслуживает внимания и информационно-спутниковая сетевая технология (вариант телевизионной технологии, использующей спутниковое телевидение). Достаточно оригинальной представляется учебно-вахтовая технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения очных форм занятий. Весьма схожа с ней и аттестационно-вахтовая технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов*(14).
Реализация возможности получения высшего и среднего специального образования в условиях мест изоляции от общества может потребовать внесения соответствующих изменений в ряд нормативных документов, регламентирующих режимные ограничения и права содержащихся в условиях лишения свободы лиц. Например, как представляется, переосмыслению и переоценке необходимо подвергнуть Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, а также некоторые иные документы. Следует предоставить заключенным, вставшим на путь исправления, возможность доступа в сеть Интернет. Здесь возможны утверждения скептиков о том, что история развития исправительных учреждений Российской Федерации не знает подобных примеров. Однако в качестве примера можно сослаться на практику, наблюдаемую в местах лишения свободы в США, где заключенные имеют возможность использовать ресурсы сети Интернет, что нисколько не препятствует цели их социальной реабилитации, а, скорее, напротив, способствует ее достижению.
По мнению В.Г. Бебенина, ярким подтверждением важной роли образования в деятельности уголовно-исполнительной системы стало проведение Всероссийской конференции "Обучение осужденных", прошедшей в ноябре 2001 г. в городе Санкт-Петербурге*(15). На этой конференции были обсуждены практические результаты образовательной деятельности высших и средних специальных учебных заведений на территории исправительных учреждений. В итоговом документе конференции отмечается: "Обучение по программам среднего и высшего профессионального образования оказывает положительное влияние на поведение осужденных в период отбытия наказания, облегчает их социальную адаптацию после освобождения, снижает социальную напряженность в местах лишения свободы, способствует формированию трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции..."*(16).
По данным, приведенным В.Г. Бебениным, на конец 2001 г. в уголовно-исполнительной системе работали 32 высших и средних специальных учебных заведения, в которых обучались около 600 осужденных*(17). При этом большая часть этих учебных заведений занималась обучением осужденных на индивидуальной основе, обучая всего по одному осужденному. Московский государственный индустриальный университет (МГИУ) и Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) (МГИСиС) совместно организовали учебный центр, ставший самым крупным по количеству обучающихся из числа лиц спецконтингента. Он же является и самым первым по сроку создания. Данный центр был основан в 1995 г. в колонии общего режима (учреждение УУ-163/2) в городе Зеленограде Московской области. Образовательный процесс в центре организован по принципам заочной формы обучения с широким применением дистанционных технологий*(18). Обучение в центре ведется по специальностям "Юриспруденция" и "Менеджмент организаций". Желающие могут получить степень бакалавра по соответствующим направлениям. В 1999 г. впервые был произведен выпуск бакалавров по направлению "Юриспруденция". Среди выпускников было 3 осужденных. Общий объем выпуска за прошедшие годы составил около 100 человек. Всего в настоящее время в центре обучается около 500 человек*(19).
Учитывая вышеизложенное, представляется необходимым дальнейшее исследование направлений деятельности по снижению рецидивной преступности. В частности, достижению положительного результата в подобной работе могут способствовать законодательные изменения, позволяющие, при внесении суммы значительного штрафа лицом, приговоренным ранее судом к реальному лишению свободы, освобождать такое лицо от отбытия дальнейшего срока наказания. Во-первых, готовность платить за причиненный ущерб будет свидетельствовать о стремлении правонарушителя встать на путь исправлений. Во-вторых, государство не будет испытывать потребности в затратах на его содержание, охрану, этапирование и т.п. В-третьих, полученная государством значительная денежная сумма сможет быть направлена, например, на цели финансирования развития высшего и среднего специального образования в местах лишения свободы для оставшихся там представителей спецконтингента.
С.В. Шошин,
доцент Саратовской государственной академии права,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Всеобщая Декларация прав человека.
*(2) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Цит. по: Рыбак М.С., Красиков А.Н., Шостак Н.С. Учеб.-метод. пособие. Саратов, 1998. С. 381.
*(3) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Цит. по: Рыбак М.С., Красиков А.Н., Шостак Н.С. Указ. соч. С. 383.
*(4) Там же. С. 380.
*(5) Всеобщая Декларация прав человека.
*(6) См.: Жириновский В.В. Последний вагон на Север. Уходите! М., 2006. С. 43 и др.
*(7) Цит. по: Рыбак М.С., Красиков А.Н., Шостак Н.С. Указ. соч. С. 377.
*(8) Там же. С. 380.
*(9) Бебенин В.Г. Об опыте работы вузов в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Сетевой электронный научный журнал. 2004. N 2 // http://systech.miem.edu.ru.
*(10) См.: Рыбак М.С., Красиков А.Н., Шостак Н.С. Указ соч. С. 377.
*(11) Там же. С. 381.
*(12) Там же.
*(13) Егоршин А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования // http://www.e-joe.ru/sod/98/1_98/as09.GIF.
*(14) Бебенин В.Г. Об опыте работы вузов в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Сетевой электронный научный журнал. 2004. N 2 // http://systech.miem.edu.ru.
*(15) Там же.
*(16) Обучение осужденных: Итоги Всероссийской конференции 15-16 ноября 2001. СПб., 2001. С. 50.
*(17) См.: Бебенин В.Г. Об опыте работы вузов в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Сетевой электронный научный журнал. 2004. N 2 // http://systech.miem.edu.ru.
*(18) Там же.
*(19) Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Меры по снижению рецидивной преступности в России
Автор
С.В. Шошин - доцент Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2007, N 7