Некоторые особенности организации борьбы с преступностью в условиях
курортного региона
Анализ состояния и прогнозирование развития обстановки в сфере борьбы с преступностью, разработка стратегии упреждающего реагирования обоснованно отнесены к числу основных направлений совершенствования системы органов внутренних дел, как центрального звена борьбы с преступностью. В условиях ограниченности ресурсов наращивание эффективности борьбы с преступностью требует максимального использования внутренних резервов, в том числе совершенствования управленческой деятельности.
С учетом данных положений требуется, в частности, качественное усиление разработок программного, организационно-методического характера, сочетающих единые для страны концептуальные положения со всесторонним учетом специфики региона или местности.
Существенная специфика присуща, в частности, борьбе с преступностью в условиях курортных регионов и конкретных территориальных участков. Подобные регионы и территориальные ареалы отличаются целым рядом характерных особенностей. Подчиненность экономики задачам курортного обслуживания, сезонная миграция, специфическая привязка к определенным географическим зонам - все это во многом определяет картину преступности и условия борьбы с ней. Ряд криминальных проблемных ситуаций создает для российских курортных регионов и отпадение некоторых традиционных курортных зон (в Крыму, на Балтике, в Грузии и т.д.), оттягивавших на себя значительную часть потоков отдыхающих. Проблематика правоохранительной деятельности в условиях курортных регионов разработана мало; последняя известная нам монографическая работа появилась более десяти лет назад.
Особенности организации борьбы с преступностью в условиях курортного региона можно рассматривать как составную часть предмета уголовной политики регионального уровня. Принципиально новые решения, связанные с децентрализацией политической, экономической жизни, а также особенности уголовной политики, проводимой государством, актуализируют значимость данной проблемы. Устаревшие представления и рекомендации по изучению преступности и борьбы с ней по единой схеме в регионах любого типа в сложившейся ситуации являются неэффективными. Необходимы разработки вариантов по типам регионов.
Говоря об "особенностях ситуации среды функционирования органов внутренних дел в условиях курортного региона, местности"*(1), отметим следующее: пестрый этнический состав населения большинства сохранившихся в России курортов; ограниченные возможности трудоустройства, с учетом тенденции сокращения рабочих мест в курортных учреждениях; значительный приток в причерноморские курортные местности беженцев и вынужденных переселенцев; увеличение населения в период курортного сезона в 15-20 раз, причем уровень сезонной миграции остается последние 5 лет относительно стабильным и, например, в Геленджикской курортной зоне равняется 300-350 тыс. человек за сезон. Все большее число курортников отдыхают самостоятельно, а не в санаториях и домах отдыха, причем нередко прибывают на личном автотранспорте, что инициирует угоны и кражи транспортных средств. Зачастую хищения происходят из палаток, в которых живет значительная часть этого контингента отдыхающих. Многие отдыхающие проживают в частном секторе без надлежащего оформления, поскольку квартиросдатчики уклоняются от уплаты налогов. В курортных зонах большой объем торговли осуществляется на улице или вразнос (овощами, фруктами, молоком). В исследованной курортной местности этим занимается каждый второй-третий двор. В санитарном отношении это почти неконтролируемая торговля со всеми вытекающими последствиями. Существуют благоприятные условия для контрабанды в связи с открытием в курортных портах пассажирских, грузовых и смешанных маршрутов за рубеж. Психологическая атмосфера среди отдыхающих, характеризующаяся благодушием, беспечностью, доверчивостью, готовностью к рискованным контактам, также в немалой степени способствует распространению преступности. Наблюдение за "сладкой" жизнью курортников оказывает негативное воздействие на местную молодежь. Тому же способствует концентрация в курортной местности гастролирующих преступников, а также "фонового" контингента: проституток, организаторов азартных игр, лиц без определенного места жительства, наркоманов и т.п.
Переходя от характеристики криминогенных аспектов социальной и психологической ситуации в условиях курортного региона к специфике состояния динамики преступности, отметим прежде всего повышенную латентность таких преступлений, как грабеж, разбой, изнасилование, не говоря уже о кражах из автотранспорта, палаток, незапертых комнат и т.д. Отметим далее, что, по нашим наблюдениям, пик прироста преступности на курортах причерноморской группы приходился на 2004-2005 гг., а затем наступила определенная стабилизация ситуации. Это связано с осуществленными в последующий период целенаправленными мерами по усилению контроля за прибытием в причерноморские регионы России беженцев и переселенцев; с улучшениями штатного и ресурсного обеспечения правоохранительных органов, с улучшением взаимодействия с органами внутренних дел сопредельных территорий и совершенствованием правовой базы. Вместе с тем, из-за перегрузки участковых уполномоченных, оперативных работников, дознавателей пока не преодолена психологическая реакция против "возни с мелочовкой". По нашей оценке, совпадающей с оценкой экспертов из числа опытных участковых уполномоченных, из числа поступающих заявлений о межличностных конфликтах, действия участников которых требовали правовой оценки, не менее чем в 20% случаев требовалось возбудить уголовное дело, но этого не последовало. Однако, если взять данные об убийствах, тяжких телесных повреждениях и угонах автотранспорта по Геленджикской группе курортов, т.е. по тем видам преступлений, где латентность минимальна*(2), можно наблюдать почти совпадающую картину: двукратный рост преступности в 2005 г. по сравнению с 2004 г. и последующая стабилизация с тенденцией к снижению.
Следует обратить внимание на некоторые проблемы применения уголовно-правовых норм по делам о специфичных для курортной местности преступлениях. Так, например, на территории Геленджикской группы курортов не менее 20% составляют хищения нового урожая фруктов и овощей, выращиваемых коммерческими хозяйствами. При этом одни и те же лица успевают за день похитить и продать 2-3 крупных партии фруктов или овощей (по 2-3 т). Между тем, почти каждый раз возникает противоречие между позицией следствия о том, что налицо разные эпизоды преступления, и позицией судов, полагающих такие деяния продолжаемыми преступлениями. Представляется, что необходимо соответствующее разъяснение Верховного Суда РФ. Распространенным в причерноморской курортной местности преступлением является злостное браконьерство, но квалифицирующие признаки далеко не всегда удается вменить виновному из-за отсутствия банка информации о ранее не раскрытых фактах браконьерства, сведения о которых обобщались бы по единой схеме с тем, чтобы после изобличения лица по одному эпизоду можно было бы иметь картину и других случаев.
Достаточно распространенными являются ситуации насильственного завладения имуществом, когда в отношении владельца или охранника используется неопределенная угроза типа: "Молчи, а то плохо будет!" Желательно, чтобы в законе, а не только в указаниях высших судебных инстанций, имелось бы положение о том, что при разграничении возможных вариантов квалификации преступления в подобных случаях учитывалось бы не только содержание самой угрозы, но и те реальные обстоятельства, при которых она реализовывалась (уединенное место, многочисленность нападающих и т.д.).
Наконец, хотелось бы обратить внимание на трудности, возникающие при применении уголовного закона к участникам организованных групп, в связи с отсутствием в законе комплекса признаков организованной группы, за исключением требующего комментария оценочного понятия "сплоченность". По-прежнему повис в воздухе вопрос об ответственности за пособничество, но не в конкретном преступлении, а в деятельности группы, например, когда житель курортного поселка, выезжая в краевой центр, дает уголовным авторитетам по их просьбе информацию о богатых жителях.
Отметим, что действующее уголовное законодательство выделило как квалифицирующее обстоятельство мотив национальной или религиозной вражды. Между тем, Конституция РФ признает недопустимой и социальную вражду или ненависть, а такая мотивация начинает проявляться в преступлениях, совершаемых постоянными жителями курортных ареалов в отношении отдельных отдыхающих из числа лиц с высокими доходами. Представляется, что проблема заслуживает внимания законодателя. Данные соображения не претендуют на исчерпывающий характер, их задача - показать существенную специфику криминальной и правоприменительной ситуации в условиях курортного региона, ареала, необходимость безотлагательного исследования данной проблемы в современных условиях.
О.Ю. Мелехин,
старший преподаватель Академии управления МВД России,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Боровой А.А. Организация функционирования городских и районных органов внутренних дел в городах-курортах / Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1985.
*(2) Наш опрос 160 отдыхающих выявил, что более половины из них исключили свое обращение в милицию в случае возможной кражи вещей и денег из палатки, комнаты, магнитофона из автомобиля и т.д. Вместе с тем 100% владельцев личного транспорта заявили, что не только в случае угона, но даже и при краже колес с их автомобиля они обязательно будут обращаться в милицию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые особенности организации борьбы с преступностью в условиях курортного региона
Автор
О.Ю. Мелехин - старший преподаватель Академии управления МВД России, кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2007, N 7