"Налоговое законодательство периодически должно меняться"
(интервью с С. Шторгиным, заместителем председателя
Комитета по бюджету и налогам Госдумы)
Налоговое администрирование вызывает немало беспокойств у бухгалтеров. Размышляют над этим вопросом и депутаты. О существующих проблемах и рецептах их решения "Московскому бухгалтеру" рассказал заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Сергей Штогрин.
- Сергей Иванович, какие, на ваш взгляд, главные недостатки разработанного Минфином документа "Основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы"?
- Коротко ответить на этот вопрос сложно. Сегодня существуют две тенденции налоговой политики. С одной стороны, правительство предлагает легализовать правоотношения между фирмой и государством, сделать их более цивилизованными. Например, в разработанных Минфином направлениях налоговой политики одна из главных задач - наладить партнерские отношения между налоговой службой и организациями. Для этого правительство предлагает создать соответствующие консультационные центры по работе с налогоплательщиками и улучшить информационное обеспечение между инспекторами и бухгалтерами. С другой - фирмы постоянно жалуются на административное давление и прессинг со стороны сотрудников ФНС.
- Зачем же действовать в прямом противоречии и применять меры административного давления?
- Во-первых, чтобы собрать побольше налогов. Во-вторых - с целью вызвать у предприятий не то что уважение, а страх перед налоговой службой. Отсюда и разнонаправленность. Сами организации признают, что их не столько волнуют ставки налогов, как их администрирование.
Сегодня ФНС видит решение существующих проблем в переходе на новый информационный формат, но с этим, к сожалению, пока определенные трудности. А именно: детально не проработано соответствующее программное обеспечение, уровень квалификации многих инспекторов пока сложно назвать высоким: далеко не каждый сотрудник налоговой службы умеет пользоваться электронными средствами на современном уровне! На мой взгляд, чтобы выйти на новый этап администрирования, нужно воспользоваться опытом зарубежных стран. Там налоговое ведомство не выбивает налоги, а помогает фирмам добросовестно исполнять свои гражданские обязательства. В Ирландии, например, фирмы платят налоги через интернет. И у бухгалтеров не возникает необходимости посещать инспекцию: всю нужную информацию о состоянии лицевого счета с примечаниями налоговиков они получают посредством сети. А компании-правонарушители попадают уже в сферу уголовного и административного права, а не налогового.
Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что у нас нет никаких успехов на этом поприще. Так, изменения, внесенные в прошлом году в часть 1 Налогового кодекса, уже начали давать положительные результаты. Например, медленно, но верно развивается процедура досудебного урегулирования споров.
- Насколько эффективно работает данный механизм?
- Трудно сказать. Думаю, что должно пройти 2-3 года, по итогам которых можно будет увидеть, насколько уменьшилось количество судебных споров по инициативе налоговой службы.
- Предложения отменить НДС звучат с завидной регулярностью. Действительно ли необходима данная мера? Каким налогом он может быть заменен и какова должна быть его ставка?
- Да, разговоров об этом много. Я сам лично предлагал заменить НДС налогом с продаж еще в 2004 году. Сейчас эта идея постоянно обсуждается на различных конференциях и круглых столах.
На мой взгляд, сегодня НДС все больше похож на налог с продаж со ставкой в 18 процентов. Взять хотя бы проблемы, с которыми сталкиваются экспортеры. Ведь зачастую компании просто не подают документы на возмещение по налогу, лишь бы избежать долгих разбирательств с инспекцией. Тем не менее первый шаг в упрощении процедуры возмещения НДС уже сделан - введена единая декларация. Правда, многие компании жалуются, что получить деньги из бюджета проще не стало. На мой взгляд, решить эти проблемы подавляющему числу налогоплательщиков вряд ли удастся.
Главной проблемой реформирования межбюджетных отношений является проблема стабильного источника налоговых доходов субъектов Федерации и муниципальных образований. Я уверен, что такую функцию может выполнить только налог с продаж. Думаю, его ставка по разным товарам должна быть в пределах 2-10 процентов.
- Ожидается ли реформирование ЕСН? Как эти изменения отразятся на работе компаний?
- По ЕСН в ближайшем будущем ничего нового не предвидится. Правительство предлагает сохранить нынешнюю ставку в 26 процентов. Но трудности с налогом есть. Здесь проблема не в самом ЕСН, а в той социальной политике, которую ведет правительство. Сегодня уже ясно, что нужно менять пенсионную систему: механизм образования пенсии из трех частей (базовой, страховой и накопительной) не работает. Ведь, если даже предприятие уклоняется от уплаты налога, государство все равно обеспечит пенсиями его сотрудников. Поэтому, на мой взгляд, разделять пенсию не нужно. Проще отменить ЕСН и оставить страховые взносы.
- Скажите, а планируются ли в ближайшее время какие-либо изменения в Налоговом кодексе?
- Понимаете, налоговое законодательство периодически должно меняться, адаптироваться к новым условиям. Но думаю, что в ближайшее время изменения в перечне налогов маловероятны. В том числе и отмена НДС. Если говорить не о 3-летней, а более далекой перспективе, то серьезно задуматься о нововведениях можно лишь после стабилизации цен на энергоресурсы и металлы. Ведь они являются основным источником доходов федерального бюджета.
- Как вы считаете, решить проблему отношений бизнеса и государства способна лишь налоговая реформа или необходимы дополнительные "лекарства"? Какие меры требуется предпринять?
- Изначально нужно определить, по каким критериям оценивать результаты деятельности налоговых органов. На мой взгляд, объем поступающих налогов не должен быть определяющим. Например, показателем качества работы инспекторов может служить количество судебных споров, жалоб организаций на ИФНС в вышестоящие инстанции. Также важно учитывать динамику уменьшения или увеличения числа налогоплательщиков на конкретной территории. К примеру, если в области или районе инспекторы создали благоприятную атмосферу для работы, именно в этот регион будут стремиться предприятия. Хотя это только один из стимулов для бизнеса. Помимо этого необходимы и другие меры для поддержания предпринимателей.
- Как вы относитесь к идее правительства освободить предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, от применения контрольно-кассовых аппаратов?
- Малый бизнес давно добивается отмены ККМ: в особенности предприниматели, работающие по системе единого налога на вмененный доход. По моему мнению, такой подход в корне неправилен. Главным инструментом защиты потребителя от произвола продавца и брака в товаре является кассовый чек. Этот документ содержит дату, время покупки, наименование организации-продавца, ее реквизиты. Нам необходимо бороться с теневым оборотом наличности. А отмена кассовых аппаратов, наоборот, будет стимулировать его. Указанные проблемы в основном относятся к сфере мелкой торговли. Я считаю, что правительство должно принять меры, чтобы удешевить кассовые аппараты и их обслуживание - вплоть до выплат предпринимателям половины суммы стоимости ККМ. Таким образом можно стимулировать их повсеместную установку.
- Согласны ли вы с мнением налоговиков, что длительность регистрации компании необходимо увеличить до 20 дней? Какой срок будет оптимальным?
- Думаю, что вполне приемлемый срок - это месяц. Ведь человек, намеревающийся открыть легальный бизнес, планирует все заранее. Сокращение времени регистрации только способствует созданию фирм-"однодневок". Зачем помогать "левым" оборотам?
Е. Маляренко
"Московский бухгалтер", N 12, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007