г. Хабаровск
03 октября 2011 г. |
N 06АП-4057/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С. Б.,
судей Головниной Е.Н., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубицыной Д. А.,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Магаданской области
на решение от 15.07.2011
по делу N А37-1116/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Н.В. Сторчак
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
к Магаданской области в лице Департамента финансов Администрации Магаданской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
о взыскании 66 815,94 рубля
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - истец, ОАО "Магаданэнерго") (ИНН - 4909047148, ОГРН - 1024900954385, место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Советская, 24) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Магаданской области в лице Департамента финансов Администрации Магаданской области (далее - Департамент финансов) (ОГРН - 1054900016786, ИНН - 4909032670, место нахождения: Магаданская область, г. Магадан, ул. Горького, 6), Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН - 1037739085636, ИНН - 7710168360, место нахождения: г. Москва, ул. Ильинка, 9, СТР.1) о взыскании суммы расходов, понесенных истцом при предоставлении коммунальных услуг педагогическим работникам, в рамках реализации установленных законом льгот в размере 66 815 рублей 94 копеек (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 15.07.2011 за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взыскано 66 815,94 рубля. В удовлетворении исковых требований к Магаданской области в лице Департамента финансов Администрации Магаданской области отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Магаданской области просит отменить решение от 15.07.2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) относятся к дополнительным мерам социальной поддержки работников образовательных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета. Вместе с тем, указывает на то, что Российской Федерацией Магаданской области были выделены субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 91 045 400 рублей. Кроме того, считает, что субъектом РФ (Магаданской областью) не соблюдены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства от 27.06.2003 N 377.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела следует, что прокуроры районов Магаданской области в интересах педагогических работников обращались в суд с заявлениями о взыскании с ОАО "Магаданэнерго" сумм, уплаченных педагогическими работниками за освещение в период с 01 апреля 2009 по 31 декабря 2009.
Исходя из представленных в материалы дела судебных актов (решения мировых судей участка N 5 г. Магадан, Магаданской области, участка N 8 Омсукчанского района Магаданской области, апелляционные определения Магаданского городского суда Магаданской области) с ОАО "Магаданэнерго" взыскано 66 815,94 рубля, в том числе: 52 415,94 рубля возврат - оплаченных педагогическими работниками сумм, 14 400 рублей - сумма госпошлины.
Взысканные судом суммы оплачены ОАО "Магаданэнерго" в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы документами (платежные поручения, выписки из лицевых счетов).
ОАО "Магаданэнерго" полагая, что взысканные судом в пользу педагогических работников денежные средства, а также расходы по госпошлине, являются убытками, понесенными в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, обоснованность доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренной статьями 15, 16 ГК РФ истцу необходимо доказать состав правонарушения, включающий наличие противоправных действий (бездействия), вины, размер убытков, а также причинную связь между неправомерными действиями (бездействием) и причиненными убытками.
Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов президента РФ и Правительства РФ.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Статьей 3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 г.), статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются
за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год. Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели (пункт 3 Правил).
Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством (пункты 4 и 5 Правил).
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1).
В силу статьи 6 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в частности подпункт 24, не относит финансирование спорных убытков к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 4 названной статьи перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 данной статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 этой же статьи.
Из пункта 7 Федерального закона N 184-ФЗ следует, что отдельные полномочия Российской Федерации, к которым относится предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), могли быть переданы субъектам РФ при условии финансирования расходов на указанные цели за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, финансирование предусмотренных федеральным законом льгот должна осуществлять Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации "О Министерстве финансов Российской Федерации" от 30 июня 2004 г. N 329).
Судом первой инстанции установлено, что на 2009 год денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам из федерального бюджета в бюджет Магаданской области не передавались. Министерством финансов РФ доказательств обратного не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на приложение N 1 Закона Магаданской области "Об областном бюджете на 2009 год" от 22.12.2008 N 1080-ОЗ, в котором указано поступление доходов в областной бюджет в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 91 045 400 рублей судом апелляционной инстанции во внимание не принимается на основании нижеследующего.
Согласно пункту 5 Правил N 377 субсидии учитываются в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации по коду 3020415 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" классификации доходов бюджетов Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Исходя из приложения N 1 Закона Магаданской области N 1080-ОЗ, на которое ссылается заявитель жалобы, в доходах бюджета Магаданской области на 2009 год субсидии по указанному коду бюджетной классификации не значатся.
Таким образом, поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, при отсутствии доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации средств на компенсацию льгот, понесенные истцом расходы арбитражный суд первой инстанции правомерно взыскал с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о несоблюдении субъектом РФ (Магаданской областью) Правил N 377, согласно которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности, не могут быть приняты во внимание апелляционной коллегией, поскольку данное обстоятельство не является основанием освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств по финансированию установленных льгот.
Доводы апеллянта о том, что согласно статье 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках относится к дополнительным мерам социальной поддержки работников образовательных учреждений, вследствие чего указанные льготы финансируются за счет средств областного бюджета, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные исходя из следующего.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" в качестве дополнительной меры социальной поддержки было предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.
Между тем, законом Магаданской области от 03.08.2009 N 1183-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Магаданской области", вступившим в силу с 06.08.2009, пункт 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ признан утратившим силу.
Ссылка заявителя жалобы на грубую неосторожность истца, выразившуюся в приеме оплаты за освещение от педагогических работников, вследствие чего в соответствии со статьей 1083 ГК РФ в иске следует отказать, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае действия истца не способствовали возникновению или увеличению вреда.
Таким образом, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 15.07.2011, соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального права, доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как необоснованные.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие безусловных оснований для отмены решения от 15.07.2011, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 15.07.2011 по делу N А37-1116/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1116/2011
Истец: ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго", ОАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
Ответчик: Департамент финансов администрации Магаданской области, Магаданская область в лице Департамента финансов администрации Магаданской области, Российская Федерация в лице Минфина России, Управление Федерального казночейства по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4057/11