г. Чита |
Дело N А10-4425/2010 |
4 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2011.
Полный текст постановления изготовлен 04.10.2011.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 июля 2011 года по делу N А10-4425/2010, принятого по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Бурятия (г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 50 ИНН 0326486379, ОГРН 1090327009354) к открытому акционерному обществу "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" ( г.Улан-Удэ, п. Аэропорт, 10 ИНН 0326019470, ОГРН 1040302958189) о признании права собственности Российской Федерации и истребовании имущества из чужого незаконного владения, третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (г.Улан-Удэ, ул. Борсоева 13е ИНН 0326023500 ОГРН 1040302993598 ) (суд первой инстанции: Аюшеева Е.М.),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещён,
от третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Открытому акционерному обществу "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 483 998 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Северобайкальский район, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 143, истребовании у ответчика указанного земельного участка.
Определением от 26.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 июля 2011 года иск удовлетворён, суд признал право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:17:080132:5, площадью 483 998 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 143.
Из владения Открытого акционерного общества "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" истребован земельный участок с кадастровым номером 03:17:080132:5, площадью 483 998 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 143. Суд обязал Открытое акционерное общество "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии передать в собственность Российской Федерации земельный участок в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
С открытого акционерного общества "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" взыскано в доход федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины.
С принятым решением не согласен ответчик, который в поданной апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый суд акт с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что документов, подтверждающих право собственности истца на спорный земельный участок, в суд не представлено, земельный участок не числится в реестре федеральной собственности, в отношении участка не проводились процедуры разграничения собственности, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 17 июля 2001 года N Ю1-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и тем более, на него не зарегистрировано право федеральной собственности. Таким образом, истец не доказал наличие права федеральной собственности на земельный участок. Не представлено доказательств того, что сформированный в 2005 году земельный участок расположен на месте участка, который при разграничении был бы отнесен к федеральной собственности. Полагает, что суд сделал неправильный вывод об отсутствии у ответчика права собственности на земельный участок. Указывает, что при рассмотрении дела N А10-6522/2003 истцу было известно, что на принадлежащем ему земельном участке, занятом аэропортом Нижнеангарск, располагаются объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Международный аэропорт Улан-Удэ" (в последующем ответчику). С этого момента истец узнал, что некие лица владеют его земельным участком и не вносят арендную плату, следовательно, срок исковой давности должен исчисляться с 2003 года и истек в 2006 году.
В письменном отзыве истец отклонил доводы апелляционной жалобы как необоснованные.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно реестру земель Улан-Удэнского авиапредприятия по состоянию на 01.01.1994, последнему отведён земельный участок площадью 80,76 га, площадь лётной полосы - 32,6 га, площадь производственной территории - 48,16 га.
30.05.1994 распоряжением Государственного комитета Республики Бурятия по управлению государственным имуществом был утвержден план приватизации Государственного предприятия "Улан-Удэнское авиапредприятие" путем его преобразования в акционерное общество открытого типа "Улан-Удэнское авиапредприятие".
Согласно выписке, план приватизации одобрен решением общего собрания N 1 трудового коллектива, 10.06.1994 зарегистрирован Министерством финансов Республики Бурятия за номером 02-1п-0377.
Постановлением Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия от 30.11.2005 г. N 434 "О предоставлении земельного участка в собственность, за плату ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" пос. Нижнеангарск" решено предоставить в собственность за плату ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, поселок Нижнеангарск, ул. Рабочая, 143 под объекты недвижимости и взлетно-посадочную полосу площадью 483 998 кв.м. согласно утвержденному проекту границ.
30.11.2005 между Администрацией МО "Северо-Байкальский район" (продавец) и ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" (покупатель) заключён договор купли-продажи земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 03:17:080132:0005 площадью 483998 кв.м. под объекты недвижимости (здание гаража, здание агрегатной, здание КД, здание насосной маслогрейки) и взлётно-посадочную полосу (пункт 1.1 договора).
По передаточному акту от 30.11.2005 продавец передал, а покупатель принял в собственность, за плату земельный участок, указанный в договоре купли-продажи и расположенный по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая,143.
Переход права собственности на земельный участок зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 03-АА N 361922.
Истец является собственником взлетно-посадочной полосы, общей протяженностью 1650кв.м., расположенной по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 143. (л.д.13).
Названная взлетная полоса расположена на земельном участке с кадастровым номером 03:17:080132:5, который принадлежит на праве собственности ответчику с 17.08.2007. Разрешенное использование земельного участка - под объекты недвижимости и взлетно-посадочную полосу.
Согласно техническому паспорту, выданному 19.10.2009, протяженность взлётно-посадочной полосы п. Нижнеангарск составляет 1650 м., площадь по наружному обмеру - 56100. Из технического паспорта также следует, что данный объект был построен в 1987 году.
15.04.2009 Администрацией МО "Северо-Байкальский район" вынесено постановление N 118, которым отменено постановление от 30.11.2005 N 434 "О предоставлении земельного участка в собственность, за плату ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" пос. Нижнеангарск".
Истец, указывая, что у Администрации Муниципального образования Северобайкальский район" отсутствовали основания для предоставления ответчику спорного земельного участка, который относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, и должен находиться в федеральной собственности, полагая, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу закона, обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, отклонил заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности и пришел к выводу, что земельный участок, на котором расположена взлётно-посадочная полоса аэродрома п. Нижнеангарск, здания, сооружения, необходимые для обслуживания полетов, в силу положений пункта 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, и его предоставление в собственность акционерного общества являлось незаконным. Спорный земельный участок является федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации на спорное имущество возникло в силу закона, а право ответчика на земельный участок основано на незаконной сделке.
Судебный акт принят со ссылками на положения статей 217, 301, 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1, пункт 2.1.20 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", пункт 4 распоряжения Госкомимущества Российской Федерации от 16.09.1992 N 444-р "Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Особые условия акционирования и приватизации аэропортов, утверждённые 30.09.1992 Министром транспорта Российской Федерации и заместителем председателя Госкомимущества Российской Федерации, пункты 35, 36, 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, до момента внесения объектов в соответствующий реестр, являлся перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
К таким объектам относятся предприятия и объекты воздушного транспорта в силу пункта 4 раздела 4 приложения N 1 к постановлению N 3020-1.
Согласно выписке из Государственного реестра гражданских аэродромов от 19.05.2008 аэродрому п. Нижнеангарск присвоен класс аэродрома "Д" с разрешением эксплуатации воздушных судов типа: Ан-2, Ан-24, Ан-26, вертолёты.
Пунктом 2.1.20 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" предусмотрено, что к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, отнесены аэродромы федерального значения классов А, Б, В, Г, Д в соответствие с принятой классификацией.
В соответствии с пунктом 4 распоряжения Госкомимущества Российской Федерации от 16.09.1992 N 444-р "Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" акционирование авиационных, морских и речных портов, объектов дорожного хозяйства осуществляется на особых условиях. При акционировании предприятий воздушного, морского и речного транспорта порты выделяются из их состава в качестве самостоятельных предприятий.
Согласно Особым условиям акционирования и приватизации аэропортов, утверждённых 30.09.1992 Министром транспорта Российской Федерации и заместителем председателя Госкомимущества Российской Федерации, при акционировании предприятий воздушного транспорта аэропорты выделяются из их состава в качестве самостоятельных предприятий. В состав уставного капитала не включаются оборудование, средства, имущество диспетчерских пунктов управления воздушным движением, объекты, сооружения, системы и средства радиотехнического обеспечения полетов и связи (за исключением средств внутриаэропортовой связи и информационной техники); аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией), взлетные полосы (взлетно - посадочные полосы, боковые и концевые полосы безопасности, рулежные дорожки, места стоянок самолетов, перроны), ограждения аэродромов; объекты радио- и светотехнического оборудования, системы энергоснабжения УВД и связи аэродромов.
Как верно установлено судом первой инстанции на основании представленных материалов дела, земельный участок площадью 483 998 кв.м. предоставлен под объекты недвижимости и взлетно-посадочную полосу. При этом, земельный участок указанной площадью сформирован как единое землепользование (землевладение), о чём свидетельствуют данные кадастрового плана земельного участка.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения.
В соответствии со статьей 40 Воздушного кодекса Российской Федерации под аэродромом понимается участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; под аэропортом понимается комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
В связи с изложенным, правомерным является вывод суда первой инстанции, о том, что земельный участок, на котором расположена взлётно-посадочная полоса аэродрома п. Нижнеангарск, здания, сооружения, необходимые для обслуживания полетов, в силу положений пункта 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, и его предоставление в собственность акционерного общества является незаконным.
Спорный земельный участок в силу закона является федеральной собственностью.
Более того, Администрацией Муниципального образования "Северо-Байкальский район" 15.04.2009 постановление о предоставлении ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" спорного земельного участка в собственность отменено.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктами 35, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).
Спорное имущество обладает индивидуально-определенными признаками, которые описаны в кадастровом паспорте: земельный участок с кадастровым номером 03:17:080132:5 площадью 483998 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты недвижимости и взлетно-посадочную полосу, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Северобайкальский район, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 143.
ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" не оспаривает факт нахождения спорного имущества в его владении. Доказательств добросовестного приобретения спорного имущества ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы относительно пропуска истцом срока исковой давности по заявленным требованиям были предметом рассмотрения суда первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов суда у апелляционной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела исследованы судом первой инстанции в полном объеме, доводы сторон и представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований к отмене оспариваемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 июля 2011 года по делу N А10-4425/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий: |
Скажутина Е.Н. |
Судьи |
Капустина Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4425/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ТУ Росимущества по Республике Бурятия)
Ответчик: ОАО Аэропорты Бурятии, ОАО Аэропорты местных воздушных линий Бурятии
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы России по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия