Составляем график труда и отдыха водителей
К работникам, труд которых связан с управлением транспортными средствами, трудовым законодательством предъявляются отдельные требования. Одно из них - соблюдение режима рабочего времени и отдыха. Для водителей он имеет ряд особенностей по сравнению с общими нормами Трудового кодекса. От соблюдения режима труда и отдыха водителей зависит в первую очередь безопасность эксплуатации автотранспорта, являющегося источником повышенной опасности.
Какой режим рабочего времени транспортная организация может установить для своих работников? Что включается в рабочее время водителя? Какие установлены ограничения по продолжительности управления автомобилем? Сколько времени предоставляется водителю на отдыха? Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение требований законодательства об охране труда? Ответы на эти и другие вопросы будут небезынтересны транспортным компаниям и индивидуальным перевозчикам, имеющим в штате водителей.
Предписания трудового и отраслевого законодательства
Режим труда и отдыха работников транспортных организаций должен соответствовать нормам трудового законодательства и правилами внутреннего трудового распорядка с учетом особенностей осуществляемой деятельности. Об этом говорится в Межотраслевых правилах по охране труда на автомобильном транспорте*(1).
Общие нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха работников, установлены в разделах IV, V части III Трудового кодекса. В них же уделено внимание особенностям регулированиям труда работников транспорта (гл. 51 ТК РФ). Отдельные правила установлены в отношении приема на работу, режима рабочего времени (времени отдыха) работников и трудовой дисциплины.
Первое правило: работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами (ТС), не разрешается работа по совместительству. Напомним, совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время - может быть как внутренним (у того же работодателя), так и внешним (у другого работодателя), но для водителей транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков не предусмотрен ни один из названных вариантов. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением ТС, утверждается Правительством РФ, но до настоящего момента такой документ не разработан. Несмотря на это, исключение водителей из числа работников, труд которых связан с движением ТС, очевидно, будет неправомерно.
Второе правило: особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением ТС, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере транспорта. Во исполнение Постановления Правительства РФ*(2) Министерством транспорта разработано Положение об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей (далее - Положение)*(3). Данный документ предназначен для организаций и предпринимателей, осуществляющих перевозки на территории РФ. Положение не применяется в отношении водителей, занятых на международных перевозках и работающих в составе вахтовых бригад. И еще, если ответ на интересующий вопрос нельзя найти в отраслевом документе, то следует обратиться к общим нормам трудового законодательства.
Какое время считается рабочим?
Ответ на этот вопрос дан в Трудовом кодексе. Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. К нему добавляются периоды, которые в соответствии с трудовым законодательством, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.
Нормы п. 6 Положения конкретизируют понятие рабочего времени водителей - это время, в течение которого они исполняют свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка организации и графиком работы. Более подробно о том, что включается в рабочее время водителей, говорится в п. 15 Положения. В него входит не только период управления ТС, но и время:
- перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- выполнения необходимых работ перед выездом на линию и после возвращения с линии или время для выполнения работ в пути (месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
- стоянки в местах погрузки (разгрузки) грузов, посадки (высадки) пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- простоев не по вине водителя;
- охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах, если эта обязанность предусмотрена заключенным с водителем трудовым договором;
- нахождения водителя в автомобиле, при направлении в рейс двух водителей;
- период других предусмотренных законодательством случаев.
Как видим, данный перечень открытый, что позволяет организации учесть иные периоды работы водителей, обусловленные спецификой оказываемых транспортных услуг (например, время сверхурочной работы).
Отраслевое тарифное соглашение *(4) обязывает работодателей устанавливать режим работы водителей автомобилей. Для этого нужно знать не только периоды, которые входят в рабочее время водителей, но и допустимую законодательством их продолжительность.
Делу - время...
Рассматривая вопрос установления продолжительности работы, выделим общее рабочее время водителей и его составляющие, время управления автомобилем, выполнения работ, прохождения медосмотра и иные периоды задействования водителей.
Общее рабочее время. Установленная Положением нормальная продолжительность рабочего времени водителей не отличается от аналогичного показателя, определенного ст. 91 ТК РФ для других категорий работников, - 40 часов в неделю. Это означает, что при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями ежедневная продолжительность работы не должна превышать 8 часов, а при шестидневной - 7 часов.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. В неделю максимально допустимое время работы для них не может превышать 36 часов, а за день (смену) максимальная норма составит 8 часов (ст. 94 ТК РФ). Среди таких работников поименованы*(5):
- водитель автобуса регулярных линий;
- водитель автобуса, работающий на маршрутных такси;
- кондуктор автобуса;
- водитель автомобиля грузоподъемностью свыше 1,5 т;
- водитель, занятый перегоном автомобилей;
- слесарь по ремонту автомобилей и рабочие других профессий, работающие в ночных сменах на обслуживании и ремонте ТС;
- слесарь по ремонту двигателей автомобилей, работающих на газе.
Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени и установленных нормативов труда. Но даже в этом случае, учитывая востребованность и период оказания транспортных услуг, соблюсти установленную ежедневную и еженедельную продолжительность рабочего времени можно не всегда. Тогда водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени, при котором выбирается учетный период. Продолжительность рабочего времени ограничивается числом рабочих часов за учетный период. По трудовому законодательству он может быть установлен от месяца до года (ст. 104 ТК РФ). Отраслевым Положением этот срок ограничен месяцем. Из этого правила есть два исключения - перевозки, связанные с обслуживанием сезонных работ, и перевозки пассажиров в курортной местности в летне-осенний период. Учетный период для водителей таких перевозчиков может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Организациям, установившим суммированный учет рабочего времени, следует учесть ограничения, предусмотренные Положением для ежедневной работы водителей. Она не должна превышать 10 часов. Продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов:
- в междугородних перевозках, когда водитель не успевает доехать до места отдыха за 10 часов;
- на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах;
- в части перевозок для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб;
- в отношении технологических перевозок без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов (например, внутризаводские и внутрикарьерные перевозки);
- на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
Последние три ситуации возможны при условии, если при продолжительности в отдельные дни 12 часов общая (средняя) продолжительность управления автомобилем в течение смены не превышает 9 часов.
На междугородних маршрутах не исключена ситуация, когда водителю понадобится более 12 часов для выполнения задания по перевозке грузов и пассажиров. Тогда, чтобы не нарушать требования Положения, организация должна направить в рейс двух водителей на ТС, оборудованным спальным местом для отдыха одного из них.
Время управления автомобилем. Для водителя это основная часть рабочего времени, и она не может превышать в общем случае 9 часов и 8 часов в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами (длиной свыше 9,5 м), а также при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов.
При суммированном учете рабочего времени допускается увеличение периода управлением автомобилем. Не более двух раз в неделю водитель может находиться за рулем ТС до 10 часов, если суммарная продолжительность управления автомобилем за 2 недели не превышает 90 часов. В таком же порядке можно увеличить время управления ТС водителей автобусов городских и пригородных пассажирских маршрутах.
Для междугородних перевозок Положением установлены специальные перерывы для отдыха от управления ТС в пути продолжительностью не менее 15 минут после первых трех часов вождения. В дальнейшем такие перерывы следует делать через каждые два часа.
Время выполнения водительских обязанностей. Для отдельных периодов рабочего времени водителя установлен минимальный процент, который засчитывается водителю в рабочее время. Так, период охраны груза и автомобиля, засчитываемый в оплачиваемое время, не может составлять менее 30%. Для времени нахождения водителя в автомобиле (при направлении в рейс двух водителей) минимальный процент составляет 50%. Установление минимального процента для этих периодов объясняется их продолжительностью. Другие кратковременные периоды определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, в частности время выполнения необходимых работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, проведения медосмотров, для выполнения работ в пути (месте стоянки).
Отдельно остановимся на продолжительности сверхурочных работ. К ним относятся работы, выполняемые работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Положение содержит отсылочную норму к ст. 99 ТК РФ, в которой установлены случаи и порядок привлечения работника к сверхурочным работам. Для всех работников в трудовом законодательстве установлено ограничение продолжительности сверхурочных работ не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. В Положении есть специальная норма для транспортных компаний, применяющих суммированный учет рабочего времени. Водители, работающие на таком режиме, не должны перерабатывать в день (смену) более 12 часов с учетом времени сверхурочной работы и работы по графику. Эта норма в отдельных случаях исключает привлечение водителя к сверхурочным работам, например, когда при суммированном учете рабочего времени отдельным категориям водителей на основании п. 10-12 Положения продолжительность ежедневной работы (смены) установлена 12 часов. Привлечение к сверхурочной работе таких водителей является нарушением требований Положения, направленных, прежде всего, на обеспечение безопасности дорожного движения. Это обязывает работодателя уделить внимание не только рабочему времени сотрудников, но и вопросам предоставления водителям времени для отдыха.
Потехе - час...
С точки зрения трудового законодательства под временем отдыха понимается период, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать это время по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Во время отдыха включаются:
- перерывы в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
- нерабочие праздничные дни;
- отпуска.
Работники транспортных предприятий пользуются всеми перечисленными видами отдыха. В Положении не сказано об отпуске, поэтому транспортным организациям следует руководствоваться общими нормами гл. 19 "Отпуска" ТК РФ. В отношении остальных видов отдыха перевозчики должны учитывать отраслевые особенности.
В течение рабочего дня (как правило, в середине смены) водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания. Он может быть разделен на два перерыва при установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более 8 часов. Но в любом случае общая продолжительность таких перерывов не может выходить за рамки установленных законодательством ограничений: не менее 30 минут и не более 2 часов. Порядок предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха устанавливается с учетом перерыва для отдыха и питания. В сумме эти периоды должны быть не менее двойной продолжительности работы в предшествующий отдыху рабочий день. Например, если для перерыва отдыха и питания отведен час, а время работы перед отдыхом составило 8 часов, то ежедневный (междусменный) отдых должен быть не менее 15 часов (8 ч. x 2 - 1 ч.).
По-другому определяется время ежедневного (междусменного) отдыха работникам с суммированным учетом рабочего времени. Для них минимальная продолжительность такого отдыха должна быть не менее 12 часов независимо от перерыва на отдых и питание.
На междугородних рейсах водители с суммированным учетом рабочего времени могут отдыхать по другому графику. Для них продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены.
Водителям автобусов городских, пригородных и междугородних маршрутов с их согласия рабочий день делят на две части. Перерыв устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы и предоставляется в месте стоянки автобусов, оборудованном для отдыха водителей. Продолжительность перерыва устанавливается без учета времени для отдыха и питания и не должна превышать 2 часов. Есть еще ограничение для перерыва: его время не включается в рабочее время, но общая продолжительность разделенного рабочего дня (смены) с учетом перерыва не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной Положением.
Под еженедельным непрерывным отдыхом в трудовом законодательстве понимаются выходные дни, которые предоставляются, как правило, подряд (ст. 111 ТК РФ). Еженедельный непрерывный отдых не исключает ежедневный междусменный отдых. Как следует из п. 26 Положения, они могут следовать друг за другом в любой последовательности. Минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха в отраслевом документе соответствует общей норме трудового законодательства - 42 часам. В то же время в отдельные выходные дни эта норма может быть снижена до 29 часов (в отношении междугородных перевозок при суммированном учете рабочего времени). Однако это не влияет на продолжительность еженедельного непрерывного отдыха в среднем за учетный период. Сократив выходные дни работника на одной неделе, на другой работодателю следует их компенсировать - увеличить продолжительность последующих выходных с тем расчетом, чтобы их средняя величина была не менее 42 часов.
У еженедельного непрерывного отдыха при суммированном учете рабочего времени есть еще один нюанс. Выходные устанавливаются в различные дни недели по графику работы (не только в субботу и воскресенье). Возможна также работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, тогда они включаются в норму рабочего времени учетного периода. Главное - учесть ограничение использования выходных для работы. Их количество в любом случае должно быть меньше числа полных недель в текущем месяце (п. 27 Положения).
Определив продолжительность работы и отдыха водителей, перейдем к оформлению принятого работодателем решения и доведению его до работников транспортного предприятия.
Графики сменности или индивидуальное задание?
Отраслевое Положение обязывает транспортное предприятие и перевозчика ежемесячно составлять графики работы (сменности) для всех водителей на каждый день независимо от того, какой учет рабочего времени установлен (ежедневный или суммированный). В графике должна содержаться как минимум следующая информация о времени:
- начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены);
- перерывов для отдыха и питания;
- ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
Водителей нужно ознакомить с графиками не позднее чем за месяц до введения их в действие. На междугородних перевозках, особенно на дальних рейсах, за установленное в графике время ежедневной работы водитель не всегда может вернуться к месту работы. В этом случае работодатель может установить ему задание, в котором указывается время на движение и стоянку автомобиля исходя из норм отраслевого Положения. Им можно руководствоваться при составлении расписания и графика движения автомобилей всех видов сообщений.
Трудовым законодательством на работодателя возлагается обязанность вести учет как запланированного, так и фактического отработанного времени. Фактические данные об отработанном времени фиксируются в табеле учета рабочего времени. Кроме того, сведения о времени управления ТС можно узнать из путевых листов. По информации, содержащихся в перечисленных документах, можно сделать вывод о том, соблюдал ли работодатель требования к режиму рабочего времени и отдыха водителей.
Чем грозит нарушение режима?
Соблюдение режима труда и отдыха водителей как мера по обеспечению безопасности дорожного движения является одним из лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом*(6). За его нарушение п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, к которой привлекаются транспортные организации и предприниматели, не соблюдающие установленный режим рабочего времени и времени отдыха (постановления ФАС ВСО от 26.02.2007 N А33-8351/06-Ф02-593/07, ФАС ЦО от 27.10.2006 N А36-569/2006, решения арбитражного суда Нижегородской обл. от 16.11.2006 N А43-32733/2006-18-638, от 14.11.2006 N А43-33287/2006-38-1084).
Ю.А. Локтева
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2007 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28.
*(2) Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы".
*(3) Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
*(4) Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005-2007 годы, заключено 29.12.2004.
*(5) Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 от 298/П-22.
*(6) Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"