г. Пермь
21 апреля 2010 г. |
Дело N А71-15201/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.
судей Васевой Е.Е., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от истца ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта": Копосов А.М., паспорт, доверенность от 06.08.2009,
от ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике: не явились,
от третьих лиц 1) Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, 2) ОАО "Удмуртавтотранс", 3) Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 февраля 2010 года
по делу N А71-15201/2009,
принятое судьей Ходыревым А.М.
по иску ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта"
к Министерству финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике
третьи лица: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, ОАО "Удмуртавтотранс", Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
о взыскании 6 843 590 руб.,
установил:
ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением (с учетом принятого судом уменьшения исковых требований) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 6 843 588 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2010 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что положения Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" только вносят изменения в другие федеральные законы и никаких иных норм, устанавливающих порядок финансирования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан не устанавливают. Ответчик ссылается на то, что в федеральном бюджете на 2007 год не содержится статьи расходов "Возмещение выпадающих доходов при предоставлении льготного проезда отдельным категориям граждан". Федеральный бюджет на 2007 год предусматривал выделение субвенций на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан. Указанные средства на возмещение выпадающих доходов транспортных организаций направляет Удмуртская Республика. Указывает на то, что выводы суда об обязанности финансирования Российской Федерацией льгот по оплате проезда в общественном транспорте отдельным категориям граждан не соответствует обстоятельствам дела. Взыскивая убытки с Российской Федерации, суд не установил наличие вины Российской Федерации в причинении указанных убытков.
Истец по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ГУП "Удмуртавтотранс" (в настоящее время ОАО "Удмуртавтотранс") (организатор) и ГУП "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (исполнитель) заключен договор от 01.02.2007 N 01-1/СБ, предметом которого является возмещение исполнителю выпадающих доходов, связанных с реализацией последним социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами
В соответствии с п. 2.1.1 договора от 01.02.2007 N 01-1/СБ ГУП "Удмуртавтотранс" обязуется возмещать истцу выпадающие доходы, связанные с реализацией социальных проездных билетов в сумме, принятой к оплате Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики, за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.
Согласно п. 2.2.3 договора от 01.02.2007 N 01-1/СБ истец обязуется реализовывать социальные проездные билеты самостоятельно или через ФГУП "Почта России".
В свою очередь между ГУП "Удмуртавтотранс" и Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики заключен договор от 30.01.2007 N 22, предметом которого является возмещение Министерством ГУП "Удмуртавтотранс" выпадающих доходов, связанных с реализацией транспортными предприятиями социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
Согласно пунктам 3.1.1-3.1.2 договора от 30.01.2007 N 22 ГУП "Удмуртавтотранс" обязался организовать реализацию социальных проездных билетов отдельным категориям граждан и вести раздельный учет их продажи гражданам, включенным в федеральный и региональный регистры.
В соответствии с п.3.2.1 договора Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики обязуется возмещать ГУП "Удмуртавтотранс" указанные выпадающие доходы за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.
В целях непосредственной реализации (продажи) социальных проездных билетов на территории г. Ижевска и Завьяловского района Удмуртской Республики Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике и транспортные организации, в том числе и истец заключили договор от 22.12.2005 N 18-35/421/405/329П/05 с ФГУП "Почта России" в лице филиала в Удмуртской Республике - ОСП Ижевский почтамт УФПС УР (исполнитель).
По условиям пунктов 2.5.1, 2.5.4, 2.5.5, 2.5.6 договора от 22.12.2005 N 18-35/421/405/329П/05 исполнитель обязался организовать реализацию социальных проездных билетов через сеть отделений почтовой связи, обеспечить раздельный учет продажи билетов отдельным категориям граждан, включенным в федеральный, региональный или муниципальный регистры, предоставлять заказчикам (в том числе и истцу) акты выполненных работ по реализации билетов в согласованной сторонами форме и перечислять заказчикам выручку от реализации социальных проездных билетов.
В период с января по июль 2007 года ФГУП "Почта России" реализовывало на территории г. Ижевска и Завьяловского района Удмуртской Республики социальные проездные билеты и ежемесячно в соответствии с условиями договора от 22.12.2005 N 18-35/421/405/329П/05 предоставляло заказчикам акты выполненных работ по реализации социальных билетов (с указанием количества реализованных билетов), которые со стороны заказчиков подписывались истцом и МУП "ИжГорЭлектроТранс", акты распределения реализованных социальных билетов между истцом и МУП "ИжГорЭлектроТранс" (л.д. 30-65 том 1).
Кроме того, в указанный период истец своими силами реализовывал проездные билеты на территории Малопургинского района Удмуртской Республики, о чем составлены ведомости реализации билетов с указанием граждан, получивших льготы по проезду (л.д. 118-198 том 1). На основании указанных ведомостей заявитель и Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики ежемесячно подписывали акты сверки (л.д. 30-65 том 1) с указанием количества реализованных социальных проездных билетов и суммы выпадающих доходов истца.
Согласно расчету ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (л.д. 67 том 1) и акту сверки расчетов по возмещению из федерального бюджета выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов период с 01.01.2007 по 31.12.2007 (л.д. 48 том 2), подписанному истцом, ОАО "Удмуртавтотранс" и Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики, в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 истцом было реализовано 102 284 социальных проездных билетов. Расчетная компенсация (сумма выпадающих доходов от реализации льготных билетов) составила 27 296 565 руб.
Вместе с тем, выпадающие доходы были компенсированы истцу обществом "Удмуртавтотранс" в соответствии с условиями договора от 01.02.2007 N 01-1/СБ лишь в сумме 20 452 976 руб. 50 коп.
Считая, что выпадающие расходы должны быть возмещены за счет средств бюджета Российской Федерации, ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" обратилось в суд с иском о взыскании с ответчика 6 843 588 руб. 50 коп. в возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией в 2007 году социальных проездных билетов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предъявленные истцом к возмещению расходы в виде выпадающих доходов, связанных с реализацией в 2006 году социальных проездных билетов, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются убытками, которые в сумме 6 843 588 руб. 50 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 6, 32, 44, 63, 110, 139 названного Закона меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" на осуществление расходов на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации бюджету Удмуртской Республики из федерального бюджета было выделено 30 670 400 руб.
Кроме того на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 21.11.2007 N 1065-р из бюджета Удмуртской Республики на указанные выше цели было выделено 15 000 000 руб.
ОАО "Удмуртавтотранс" Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики было перечислено 19 022 307 руб. (из средств федерального бюджета), что подтверждается платежными поручениями (л.д. 12-42 том 2).
В свою очередь, ОАО "Удмуртавтотранс", как заказчик услуг транспортных организаций по реализации льготных проездных билетов и услуг по перевозке граждан, на основании соответствующих договоров перечислило транспортным организациям полученные от Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики денежные средства на возмещение выпадающих доходов, в том числе истцу 20 452 976 руб. 50 коп. (л.д. 54-240 том 2).
Таким образом, выпадающие доходы от реализации социальных проездных билетов за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, размер которых составил 27 296 565 руб., были компенсированы истцу частично в сумме 20 452 976 руб. 50 коп., что не покрыло расходы истца по предоставлению льгот в 2007 году, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации. Размер невозмещенных выпадающих доходов в 2007 году составил 6 843 588 руб. 50 коп., что отражено в акте сверки расчетов по возмещению из федерального бюджета выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов в период с 01.01.2007 по 31.07.2007 (л.д. 48 том 2).
При этом размер выпадающих доходов рассчитан истцом в соответствии с Положением о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов (утверждено Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N 183-р).
Размер выпадающих доходов от реализации социальных билетов на территории г. Ижевска и Завьяловского района Удмуртской Республики рассчитан в виде разницы между средневзвешенной ценой одного проездного билета (установлена Постановлениями Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 21.12.2006 N 18/33) и стоимостью месячного социального проездного билета (установлена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 N 170 с последующими изменениями).
Размер выпадающих доходов от реализации социальных билетов на территории Малопургинского района Удмуртской Республики рассчитан в виде разницы между стоимостью одного месячного проездного билета на один вид транспорта (установлена постановлениями Региональной энергетической комиссии Удмурткой Республики от 07.12.2006 N 17/3) и стоимостью месячного социального проездного билета.
Также при определении размера выпадающих доходов в 2007 году истец руководствовался актами выполненных работ по реализации социальных билетов, актами распределения реализованных социальных билетов между истцом и МУП "ИжГорЭлектроТранс", актами сверки (л.д. 30-65 том 1).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предъявленные истцом к возмещению расходы в виде выпадающих доходов, связанных с реализацией истцом в 2007 году социальных проездных билетов, в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются убытками (реальным ущербом) истца, в связи с чем и на основании ст.ст. 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации требования истца о взыскании с ответчика 6 843 588 руб. 50 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктами 16-19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного истец обоснованно обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в размере 6 843 588 руб. 50 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Российская Федерация, установив в федеральных законах льготы для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным организациям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета. С учетом вышеизложенного соответствующие доводы заявителя апелляционной жалобы о применении Федерального закона N 122-ФЗ подлежат отклонению как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм материального права.
По изложенным выше мотивам, подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон N 122-ФЗ только вносит изменения в другие федеральные законы, но не устанавливает новых норм, предусматривающих порядок финансирования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан не устанавливают.
Неисполнение публично-правовым образованием Российской Федерацией обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, повлекшее возникновение у транспортной организации убытков, связанных с расходами по предоставлению льгот, установленных федеральным законодательством и не обеспеченных финансированием из федерального бюджета, свидетельствуют о наличии вины ответчика в причинении убытков истцу, соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
Ссылка апеллятора на то, что выводы суда об обязанности финансирования Российской Федерацией льгот по оплате проезда в общественном транспорте отдельным категориям граждан не соответствует обстоятельствам дела, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 февраля 2010 года по делу N А71-15201/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15201/2009
Истец: ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР, Министерство финансов РФ в лице УФК по Удмуртской Республике, Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, ОАО "Удмуртавтотранс", Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3240/10