"1С:Предприятие" для мобильной торговли
Многие торговые компании реализуют широкий ассортимент различных товаров с помощью торговых представителей (далее - представитель). Для работы с удаленными торговыми точками представителю дистрибьюторской фирмы необходимо оперировать большим количеством разнородной информации, что само по себе уже непросто. Данная информация включает адреса торговых точек, данные о контактных лицах, о ценах на товары, о скидках и наценках, об остатках товаров на складе фирмы. Представитель также должен иметь четкое представление о допустимых для каждой торговой точки вариантах заказов, специальных предложениях для некоторых товаров, особых условиях работы с торговой точкой, которые могут определяться, например, текущим состоянием взаиморасчетов и другими факторами. Заказы, оформленные в торговых точках, представитель доставляет в свою организацию, после чего работа с ними продолжается в торговой системе.
При приеме заказа торговый представитель вынужден учитывать и анализировать различные факторы, и это приводит к увеличению времени оформления заказа. Информацию о складских остатках и состоянии взаиморасчетов представитель получает в начале рабочего дня, перед выездом на маршрут. В течение дня данная информация может стать неактуальной, и это может привести, например, к оформлению заказов на отсутствующие товары или к отказу торговой точке в оформлении заказа. Сочетание таких факторов, как большая номенклатура, наличие заказов на 15-20 наименований номенклатуры от каждой из нескольких десятков торговых точек зачастую способствует появлению ошибок при вводе заказов в систему. Кроме того, использование представителем рабочего времени, оплаченного фирмой-дистрибьютором, в течение дня никак не контролируется.
Для автоматизации небольших и средних дистрибьюторских компаний, использующих систему торгового учета на основе программы "1С:Торговля и Склад 7.7", компания "Системные технологии" (1С:Франчайзи, г. Калининград) предлагает комплексное прикладное решение "ST-Мобильная торговля".
Данное решение обеспечивает, с одной стороны, эффективную поддержку деятельности мобильных работников - представителей и мерчендайзеров, с другой - позволяет планировать и контролировать деятельность мобильных работников, а также оперативно анализировать результаты их работы.
Прикладное решение "ST-Мобильная торговля" состоит из офисного компонента, а также нескольких мобильных компонентов, установленных на карманных персональных компьютерах (КПК). В качестве офисного компонента применяется программа "ST-Менеджер. ТиС".
"ST-Менеджер. ТиС"
Программный продукт "ST-Менеджер. ТиС" является дополнением к типовому прикладному решению "1С:Торговля и склад 7.7" на платформе "1С:Предприятие 7.7".
В программе реализована поддержка бизнес-процессов прямых продаж "с колес", продаж на основе предварительного сбора заказов и процесса сбора маркетинговой информации.
Программа обеспечивает подготовку данных для представителей - ведение справочников товаров, покупателей и торговых точек, маршрутов представителей. Предусмотрено формирование маршрутов представителей и планов посещений с указанием порядка посещения торговых точек.
В программе реализованы управление ценами и скидками, которое включает ведение индивидуальных прайс-листов покупателей, а также возможность установки соответствия типу цен ("Розничная", "Мелкооптовая" или "Оптовая") объема заказа и вида оплаты.
Для продажи "с колес" предусмотрена возможность определить ассортиментный минимум в автомобиле представителя. Реализовано формирование документов, необходимых представителям для заполнения в торговых точках.
Все полномочия представителей в системе разграничены. Допустимые действия при этом регламентированы, а недопустимые - запрещены. Несколько десятков настроек позволяют регламентировать действия представителя на маршруте и у заказчиков, доступные для него размеры скидок и лимиты отгрузок, и т.д.
Система обеспечивает получение данных в режиме on-line с КПК представителя на маршруте и их дальнейшую обработку. Таким образом, при получении от представителя заявки выполняется резервирование на складе заказанных товаров в режиме реального времени. Данная возможность позволяет быстро организовать доставку товара покупателю, при этом не нужно дожидаться возвращения в офис представителя с необходимыми документами.
На основании заявок с помощью системы можно создавать документы по реализации, распечатывать маршрутные задания, загрузочные листы и комплект документов для доставки покупателям. Предусмотрены редактирование заданий представителям, ввод полученных от них отчетов и формирование документов о перемещении недоставленных товаров на склад.
В системе реализованы хранение и анализ собранной на маршруте маркетинговой информации, анализ работы представителей.
Поддерживается несколько вариантов обмена данными с КПК - on-line передача данных, передача выбранного пакета документов и полная выгрузка.
АРМ торгового представителя
В качестве мобильных компонентов системы предусмотрено использование нескольких вариантов автоматизированных рабочих мест (АРМ), которые отличаются количеством реализованных возможностей: "ST-Торговый представитель", "ST-Торговый представитель Плюс", "ST-Мерчендайзер" и "ST-Опросы", установленных на КПК. Наибольшее количество возможностей реализовано в АРМ "ST-Торговый представитель Плюс". Рассмотрим их более подробно.
Представитель, реализующий товары "с колес", имеет возможность оформлять на маршруте отгрузку товаров и печатать сопроводительные документы. В АРМ предусмотрен расчет рекомендованного объема отгрузки. Можно автоматически сформировать документы на отгрузку на основании данных о последних продажах или об остатках товаров в данной торговой точке.
Представитель, занятый сбором заказов, может при оформлении заказа в режиме on-line резервировать товары на складе, а также получать подтверждение или отказ в резервировании по недостающим позициям. Предусмотрено автоматическое создание документов с расчетом ассортимента и объема товаров на основании данных об остатках в торговых точках или рекомендованного заказа.
Возможности АРМ в части сбора маркетинговой информации позволяют отслеживать в торговой точке наличие товара, его количество и розничную цену, а также правильность выкладки. Возможен также сбор другой произвольной информации.
Представителям, имеющим соответствующие полномочия, АРМ позволяет оформлять кассовые операции, в том числе возврат денежных средств покупателю с оформлением возврата товара.
При каждом сеансе обмена данными между АРМ представителя и офисным компонентом представителю могут быть переданы сообщения из офиса и даны задания по конкретной торговой точке.
В решении реализован контроль за деятельностью представителя. Ведется учет рабочего времени, времени обеда и затрат времени на ремонт автомобиля. При работе на маршруте в каждой торговой точке происходит регистрация момента начала работы представителя в торговой точке, а также времени выполнения всех основных операций и окончания работы. Использование GPS-приемника совместно с системой позволяет фиксировать физическую траекторию движения представителя и скорость его передвижения с привязкой ко времени.
Сегодня решение "ST-Мобильная торговля" внедрено более чем в 400 организациях, в том числе в "Филип Моррис Казахстан" и кондитерском объединении "Слад&Ко", на пивобезалкогольном комбинате "Очаково" и в концерне MC-Bauchemie, в компаниях "Лудинг" и "ЭФКО", в торговом доме "Сандора" и в группе компаний "Бристоль", в Национальной торговой сети "Градиент" и в группе компаний "Гамма", в компаниях "ВИНАРЪ", "Объединенная торговая компания" и "ВинАгроСнаб" и в других компаниях, расположенных на всей территории России от Калининграда до Владивостока, а также на Украине, в Казахстане, Киргизии, Беларуси и Узбекистане.
Как показала практика, использование системы способствует увеличению производительности труда представителей минимум на 25%, при этом снижаются затраты компании на обеспечение их деятельности на 30-50%. Количество торговых точек, ежедневно посещаемых представителем, увеличивается с 15-20 до примерно 25-35.
Д. Левин,
1С:Франчайзи "Системные технологии"
Контактный телефон (495) 730-58-84
"Финансовая газета", N 28, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71