г. Пермь
21 января 2011 г. |
Дело N А71-6867/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.
при участии:
от истца ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930): не явились,
от ответчиков:
1) Отдела социальной защиты населения в Алнашском районе (ОГРН 1071839000254, ИНН 1801031965): не явились, 2) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: не явились,
от третьего лица Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики (ОГРН 1021801503173, ИНН 1833004883): не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 октября 2010 года по делу N А71-6867/2010,
принятое судьей Коньковой Е.В.
по иску ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
к Отделу социальной защиты населения в Алнашском районе, Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики
о взыскании 14 899 руб. 55 коп. долга,
установил:
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Отделу социальной защиты населения в Алнашском районе о взыскании 17 186 руб. 40 коп. долга.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.07.2010 с согласия истца в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 14 899 руб. 55 коп. Уменьшение принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.10.2010 исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" взыскано 12 626 руб. 73 коп. долга. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. В удовлетворении исковых требований к Отделу социальной защиты населения в Алнашском районе отказано.
Не согласившись с решением, Российская Федерация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытков в пользу Общества отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации.
В обоснование жалобы Российская Федерация ссылается на то, что финансирование спорных льгот не является расходным обязательством Российской Федерации, а относится к расходным обязательствам Удмуртской Республики, поскольку Правительством Удмуртской Республикой принят нормативный акт о предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
Кроме того, Российская Федерация указывает на то, что выделенные из федерального бюджета средства в виде субвенций были достаточными для покрытия убытков истца от предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на льготы, вина ответчика в причинении убытков не доказана.
Общество против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество оказывает населению Алнашского района Удмуртской Республики услуги по предоставлению электрической энергии.
В рамках осуществляемой деятельности 01.03.2007 между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и Отделом социальной защиты населения в Алнашском районе заключен договор N 9/1 о возмещении расходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (в редакции дополнительных соглашений от 26.01.2008, от 01.02.2008, от 04.04.2008, 14.01.2009) (л.д. 9-23).
По условиям договора Общество обязалось предоставлять 50-процентную по оплате жилищно-коммунальных услуг (электроэнергии) льготным категориям граждан, проживающим в Алнашском районе, а Отдел социальной защиты населения принял обязательства возместить истцу расходы, понесенные в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим на это право, за счет средств, передаваемых из федерального бюджета (разд. 1 договора).
При оказании жилищно-коммунальных услуг в декабре 2009 года Общество предоставляло льготы по оплате электрической энергии, установленные федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Понесенные в декабре 2009 года расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (электрической энергии), предъявленные истцом к возмещению, не были возмещены в полном объеме, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованиями о взыскании задолженности.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания задолженности в сумме 12 626 руб. 73 коп., исключив из расчета задолженности сумму НДС.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат факт их наличия и размер, факт противоправного поведения ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 3, 6, 32, 44, 63, 110, 139 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрена льгота по оплате коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, в размере 50 процентов в пределах нормативов потребления оказанных услуг льготным категориям граждан. Указанными законодательными актами предусмотрена обязанность Российской Федерации нести расходные обязательства по мерам социальной поддержки перечисленных в законах категорий граждан.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 16-19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Факт оказания истцом мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на льготы по оплате электрической энергии в соответствии с федеральным законодательством, подтвержден материалами дела (л.д. 26, 32-62) и не оспаривается сторонами.
Согласно акту сверки взаимных расчетов между Обществом и Отделом социальной защиты в Алнашском районе от 04.10.2010 сумма невозмещенных расходов истца от предоставления мер социальной поддержки по оплате электрической энергии за декабрь 2009 года гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с вышеупомянутыми федеральными законами, составила 14 899 руб. 55 коп., включая НДС (л.д. 110).
При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при расчете исковых требований истцом в сумму задолженности необоснованно включена сумма налога на добавленную стоимость, поскольку налог на добавленную стоимость подлежит уплате с сумм, фактически полученных от потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у Общества убытков в сумме 12 626 руб. 73 коп., а отсутствие соответствующего финансирования свидетельствует о виновном бездействии государственных органов, в полномочия которых входит организация финансирования соответствующих расходов.
Поскольку требования истца являются обоснованными по праву и по размеру, сумма убытков подлежит взысканию с публично-правового образования - Российской Федерации на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, об отсутствии его вины по причине несвоевременного представления истцом необходимых документов, достаточности переданных средств из федерального бюджета в виде субвенций для компенсации расходов, апелляционным судом отклоняются, поскольку до 10 декабря 2009 года Общество не имело реальной возможности представить списки всех льготных категорий граждан, осуществивших платежи за электроэнергию за декабрь 2009 года после 10 декабря 2009 года.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2010 года по делу N А71-6867/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6867/2010
Истец: ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ (Управление Федерального казначейства РФ по УР), Отдел социальной защиты населения Администрации Алнашского района УР
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики