Исполнение бюджета сельских и городских поселений
Муниципальная реформа поставила перед органами местного самоуправления (МСУ) много вопросов, связанных с организацией и исполнением бюджетов. Особенно сложные проблемы приходится решать городским и сельским поселениям.
В ходе реформы появилось более 20 тысяч новых муниципальных образований поселенческого уровня. Им теперь необходимо самостоятельно управлять муниципальными финансами: планировать и исполнять бюджеты поселений, финансировать расходные обязательства. В соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ процесс передачи полномочий по исполнению бюджета на муниципальный уровень должен быть осуществлен субъектами РФ до 1 января 2009 года.
Новые подходы приходится реализовывать в сложных условиях. Во-первых, очевидна недостаточная финансовая обеспеченность городских и сельских поселений. Во-вторых, в поселениях остро стоит проблема нехватки кадров: часто одному человеку нужно вести как бюджетный учет, так и бухгалтерский учет исполнения сметы учреждения. Не приходится говорить о привлечении к работе в администрациях муниципальных образований высококвалифицированных специалистов.
Федеральные и региональные власти предпринимают различные меры для преодоления существующих трудностей. Из федерального бюджета выделяются дополнительные средства на реализацию закона N 131-ФЗ, проводится обучение сельских специалистов, организуются семинары для обмена опытом между главами МСУ, идет поиск типовых решений как в финансовой сфере, так и в сфере информационно-коммуникационных технологий. Очевидно, что использование программных продуктов могло бы облегчить переход на самостоятельное исполнение бюджета.
Но в условиях финансового и кадрового дефицита муниципальные образования не могут себе позволить внедрение дорогого и сложного в освоении и применении программного решения. Существуют ли на сегодняшний день подходящие предложения для муниципалитетов? За ответом мы обратились к одному из ведущих отечественных разработчиков программного обеспечения для бюджетной сферы - корпорации "Парус": компания в 2006 году выпустила новый программный продукт для автоматизации бюджетного учета в поселениях.
На этапе разработки продукта "Парус - Бюджетный учет для поселений" были определены основные требования - простота и эффективность использования. В итоге на рынке появилось решение, доступное для муниципалитетов по цене и позволяющее автоматизировать процесс организации исполнения бюджета поселения без привлечения высококвалифицированных кадров. Использование программного продукта исключает появление ошибок и во многом упрощает работу пользователя за счет автоматической обработки входящих и исходящих документов. Система позволяет автоматизировать все необходимые функции пользователя при ведении бюджетного учета в финансовом органе поселения с учетом схемы исполнения бюджета:
Блок "Формирование бюджета"
- Возможность вести учет нескольких бюджетов в одной базе данных.
- Учет данных формирования бюджета (ведение бюджетной росписи в разрезе доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета).
- Формирование и доведение уведомлений до РБС(ГРБС) и ПБС
Блок "Исполнение бюджета"
- Санкционирование расходов бюджета (учитывая возможные схемы исполнения бюджета отдельных муниципальных образований, осуществляется как через доведение лимитов (расходное уведомление), так и через доведение объемов финансирования расходов (реестры на финансирование)). Передача санкционирующих документов в органы казначейства в электронном виде.
- Автоматический контроль всех формируемых в системе уведомлений с целью непревышения значений бюджетной росписи.
- Прием от бюджетополучателей платежных поручений как в бумажном, так и в электронном виде. Автоматический контроль платежных поручений в соответствии с целевым расходованием бюджетных средств.
Отзыв
Председатель комитета финансов, экономики и инвестиций администрации муниципального образования г. Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области Э.С. Панова об автоматизированной информационной системе "Парус - Бюджетный учет для поселений":
"Использование данной системы позволило в значительной мере повысить достоверность сбора данных от бюджетополучателей, обеспечить электронную выгрузку в систему Федерального казначейства, вести оперативную отчетность по финансовым потокам и своевременно вносить коррективы в планирование и распределение средств".
/------------------------------\
| |
/-------------------------------| Бюджетный учет для поселений |-----------------------------------\
| | | | |
| | \------------------------------/ |
| /-------------------------\ /-------------------------\ /-------------------------------\ |
| | Бюджетная роспись. | |Учет кассовых поступлений| | Бухгалтерский учет всех |--|
| |Сводная бюджетная роспись| | и выбытий | | операций | |
| \-------------------------/ \-------------------------/ \-------------------------------/ |
| /-------------------------\ /--------------/ /-------------------------------\ |
\--|Санкционирование расходов| | /-------------------------\ |Учет наличных денежных средств|--|
| бюджета | |--|Учет некассовых и других| \-------------------------------/ |
\-------------------------/ | | операций | /-------------------------------\ |
/--------------/ | \-------------------------/ |Электронный документооборот со|--|
| /-------------------------\ | /-------------------------\ |всеми участниками бюджетного| |
|--| Автоматический контроль | |--|Администрирование доходов| | процесса | |
| | по смете | | | | \-------------------------------/ |
| \-------------------------/ | \-------------------------/ /-------------------------------\ |
| /-------------------------\ | /-------------------------\ |Бюджетная отчетность, месячная,|--|
|--| Автоматический контроль | \--| Автаматический контроль | | квартальная, годовая, | |
| | по лимитам | | остатка по электронным | | (консолидированная) | |
| \-------------------------/ | документам | \-------------------------------/ |
| /-------------------------\ \-------------------------/ |
|--| Автоматический контроль | /------------------------------------------------------------\ |
| |по объемам финансирования| | Возможность учета исполнения сметы финансового органа как |--/
| \-------------------------/ | бюджетополучателя (централизованная бухгалтерия) |
| /-------------------------\ \------------------------------------------------------------/
\--| Автоматический контроль |
| платежных поручений |
\-------------------------/
Рис. 1. Функциональная структура программного продукта "Парус - Бюджетный учет для поселений"
- Формирование пакета платежных поручений и его отправка в электронном виде в органы казначейства.
- Прием в электронном виде от органов казначейства документов по кассовым операциям (выписки из лицевого счета, ведомости кассовых поступлений и выбытий, ведомости по движению свободного остатка). Автоматический контроль данных документов. Формирование реестра оплаченных платежных документов.
- Учет некассовых операций.
- Учет операций со средствами, полученными от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.
- Учет невыясненных поступлений. Формирование и передача в электронном виде соответствующих уведомлений в органы казначейства.
- Учет администрирования доходов.
- Учет операций с наличными денежными средствами. Загрузка банковских выписок из лицевого счета.
- Мощный и гибкий механизм ведения бухгалтерского учета всех документов и операций упрощен до автоматического создания бухгалтерских проводок.
Блок "Отчетность финансового органа"
- Автоматическое формирование всей необходимой бюджетной отчетности: от Журнала операций до Отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ.
- Перевод всех отчетных форм в электронный вид для передачи в вышестоящие органы.
Блок "Бухгалтерия бюджетного учреждения"
Формирование первичных документов.
- Учет банковских и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.
- Учет основных средств. Инвентарная картотека.
- Учет нематериальных активов и материальных ценностей.
- Налоговый учет.
- Централизованная бухгалтерия.
- Автоматическое формирование и перевод в электронный вид всех необходимых отчетных форм.
Система разработана так, чтобы работать с ней мог даже начинающий бухгалтер. Учтены все особенности ведения бюджетного учета в поселениях, информативную справочную подсистему можно использовать в любом разделе. В комплекте с системой поставляется руководство пользователя, в котором разъясняются все типовые операции по шагам.
Программа характеризуется интуитивно понятными диалоговыми окнами, которые не вызывают у пользователя сомнений в правильности заполнения. Пример добавления новой строчки в бюджетную роспись доходов приведен на рисунке 2.
Наличие в системе блока по обмену данными с другими участниками бюджетного процесса практически исключает появление ошибок в учете и значительно упрощает работу пользователя. Данный блок позволяет осуществлять прием и передачу электронных документов в органы казначейства. При этом нет необходимости вносить в программу сведения о всех используемых в учете кодах бюджетной классификации (КБК) - все данные перенесутся в систему автоматически во время загрузки документов казначейства. Также среди возможностей этого блока - функция подготовки к отправке в вышестоящие финансовые органы различных отчетов, сформированных системой.
Следует отметить и возможности системы по учету субсидий и субвенций, выделяемых из бюджетов других уровней. Для этого в программе реализована возможность дополнительной классификации всех КБК по экономической классификации и по видам средств (см. рисунок 2). Это позволяет уточнять, например, экономическую классификацию расходов. Классификацию же по видам средств можно использовать для разделения КБК по кодам субсидий (субвенций), и в дальнейшем достаточно легко вести учет их расходования, автоматически получать требуемую отчетность.
Следуя принципам простоты и эффективности, корпорация "Парус" реализовала в программном продукте "Бюджетный учет для поселений" принцип "два в одном": с его помощью бухгалтер сельской администрации может вести учет не только бюджета поселения, но и исполнения собственной сметы расходов, то есть обычный бухучет бюджетного учреждения, причем в пределах единой базы данных. Это позволяет исключить затраты времени и средств на изучение и внедрение дополнительных программных решений. Кроме того, существует возможность ведения учета нескольких бюджетных учреждений в одной базе данных и таким образом осуществляются функции централизованной бухгалтерии в поселении. В условиях реализации поставленных реформой МСУ задач автоматизация становится одним из важнейших инструментов повышения качества управления муниципальными финансами. Программный продукт "Парус - Бюджетный учет для поселений" обладает в этой ситуации важными характеристиками: легкостью в освоении и использовании, предопределенной изначальным фокусированием внимания разработчиков на проблеме, и доступностью по стоимости для муниципальных образований (с учетом объема функциональных возможностей это одно из наиболее недорогих решений среди предлагаемых сегодня на рынке). Эффективность работы с таким программным продуктом определяется широким спектром решаемых с помощью него задач по ведению бюджетного учета в поселениях.
"Рис. 2. "Вид окна при добавлении новой строчки в Бюджетную роспись доходов"
"Бюджетный учет", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100