г. Санкт-Петербург
03 октября 2011 г. |
Дело N А56-8850/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Коросташовым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11410/2011) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2011 по делу N А56-8850/2011 (судья Новикова Е.В.), принятое
по иску ЗАО "Тихвинский комплексный леспромхоз"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 8286 руб. 84 коп.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: представителя по доверенности от 14.12.2010 г.. Гречанниковой Е.А.
установил:
Закрытое акционерное общество "Тихвинский комплексный леспромхоз" (ОГРН 1024701852493, находящееся по адресу: 187555, Ленинградская область, Тихвинский район, г. Тихвин, ул. Социалистическая, д. 10) (далее - ЗАО "Тихвинский КЛПХ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, находящегося по адресу: 107174, г. Москва, ул. Басманная Н., д. 2) (далее - ОАО "РЖД") 7559 руб. 19 коп. неустойки за просрочку доставки груза и 2000 руб. 00 коп. расходов на оплату услуг представителя.
Решением от 19.05.2011 г.. с ОАО "РЖД" в пользу ЗАО "Тихвинский КЛПХ" взыскано 7559 руб. 19 коп. неустойки и 2000 руб. 00 коп. судебных расходов на оплату услуг представителя.
В апелляционной жалобе, поданной ОАО "РЖД", ответчик просит решение отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, суд при принятии решения не принял во внимание тот факт, что спорные вагоны следовали через Санкт-Петербургский транспортный узел, что в соответствии с п. 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г.. N 27 (далее - Правила) является основанием для увеличения их срока доставки на 1 день.
Кроме того, ответчик указал, что срок доставки спорных вагонов, не принадлежащих перевозчику, надлежит исчислять с момента уведомления грузополучателя о прибытии груза.
ЗАО "Тихвинский КЛПХ" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" апелляционную жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердила.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал решение подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, ЗАО "Тихвинский КЛПХ" осуществляло деятельность по поставке леса и пиломатериалов.
ЗАО "Тихвинский КЛПХ" (перевозчик) по представленным в материалы дела железнодорожным накладным N N ЭЙ751329, ЭЙ896513, ЭЙ902521. ЭЙ902383, ЭЙ902110. ЭЙ901644, ЭЙ901483, ЭК146414, ЭК268894, ЭК270149, ЭК270686. ЭК146069, ЭК332289 возвратило порожние платформы на станцию Тихвин.
Ссылаясь на просрочку доставки порожних собственных платформ, ЗАО "Тихвинский КЛПХ" обратилось к ОАО "РЖД" с претензией от 21.07.2010 г.. N 72 об уплате неустойки, которая бала оставлена ответчиком без удовлетвоерения.
Поскольку претензия удовлетворена не была, ЗАО "Тихвинский КЛПХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составленной и выданной отправителю груза транспортной накладной.
В соответствии с положениями ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона.
Сроки доставки груза железнодорожным транспортом определяются в соответствии с Правилами.
В соответствии с Правилами сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются: на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1); на одни сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы (пункт 5.9); задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам (пункт 6.3), задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов (пункт 6.4).
Суд, признавая правомерными требования ЗАО "Тихвинский КЛПХ" о взыскании с ОАО "РЖД" неустойки, пришел к выводу о доказанности срока просрочки доставки порожних собственных платформ перевозчиком исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки, установленных п. 2.1 Правил.
Вместе с тем апелляционный суд считает обоснованным довод апелляционной жалобы о подтверждении материалами дела факта прохождения вагонов через станции Санкт-Петербургского узла с соответствующими отметками в дорожных ведомостях.
В силу пункта 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку груза железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС от 18.06.2003 г.. N 39, при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, - для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры - один экземпляр для входной железнодорожной станции, находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры); лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика); лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
Таким образом, дорожные ведомости с отметкой о прохождении вагонов через Санкт-Петербургский транспортный узел являются допустимыми доказательствами в подтверждение обстоятельств, дающих право ОАО "РЖД" на увеличение срока доставки груза на 1 сутки.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 35 Устава железнодорожного транспорта РФ порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Такие правила утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.06.2003 N 4772 (далее - Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте).
Согласно п. 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте перевозчик уведомляет грузополучателя о прибывших в его адрес грузах письменным или телефонным способом, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон; передача уведомления о прибывших в адрес грузополучателя грузах одновременно регистрируется уполномоченным представителем перевозчика в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме, а также указывается в оригинале транспортной железнодорожной накладной и дорожной ведомости в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Ответчиком соблюдены сроки уведомления истца о доставки порожних собственных вагонов не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными.
При таких обстоятельствах сумма штрафных санкций, подлежащих взысканию с ответчика, подлежит изменению до 3256 руб. 38 коп.
По правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы распределены пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2011 г.. по делу N А56-8850/2011 изменить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, находящегося по адресу: 107174, г. Москва, ул. Басманная Н., д. 2) в пользу Закрытого акционерного общества "Тихвинский комплексный леспромхоз" (ОГРН 1024701852493, находящееся по адресу: 187555, Ленинградская область, Тихвинский район, г. Тихвин, ул. Социалистическая, д. 10) 3256 руб. 38 коп. неустойки, 861 руб. 56 коп. расходов на оплату услуг представителя, 861 руб. 56 коп. расходов по государственной пошлине по иску.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Тихвинский комплексный леспромхоз" (ОГРН 1024701852493, находящееся по адресу: 187555, Ленинградская область, Тихвинский район, г. Тихвин, ул. Социалистическая, д. 10) в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, находящегося по адресу: 107174, г. Москва, ул. Басманная Н., д. 2) 2000 руб. 00 коп. судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8850/2011
Истец: ЗАО "Тихвинский комплексный леспромхоз"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11410/11