г. Хабаровск
04 октября 2011 г. |
N 06АП-3716/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Божкова Сергея Михайловича: Окунев Виктор Васильевич, представитель по доверенности от 04.05.2011;
от Администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области, Толстовского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Амурской области: представитель не явился;
от третьего лица Крестьянского (фермерского) хозяйства "Рассвет"; главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Серобаба Александра Юрьевича; закрытого акционерного общества "Агрофирма АНК"; открытого акционерное общество "Ленинское": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Божков Сергей Михайлович
на решение от 22.07.2011
по делу N А04-1338/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей КотляревскимВ.И.
по заявлению Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Божкова Сергея Михайловича (ОГРН 310280134900018, ИНН 142900094613)
к Администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области ОГРН 1022801200993, ИНН 2827004196), Толстовскому сельскому Совету народных депутатов Тамбовского района Амурской области
о признании незаконным бездействия, обязании заключить договор
третьи лица Крестьянское (фермерское) хозяйство "Рассвет" (ОГРН 309282712600041, ИНН 281601354901), Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Серобаба Александр Юрьевич (ОГРН 309282705800012, ИНН 282700588109), Закрытое акционерное общество "Агрофирма АНК" (ОГРН 1022800511161, ИНН 2801070853), Открытое акционерное общество "Ленинское" (ОГРН 1022801197011, ИНН 2827001205),
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Божков Сергей Михайлович (далее - глава КФХ Божков С.М., заявитель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, к Администрации Толстовского сельского совета Тамбовского района Амурской области (далее - администрация), в котором просит:
- признать незаконными действия (бездействие) Администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области по уклонению от предоставления истцу испрашиваемых земель и обязать ответчика принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков КФХ "Божков" в аренду за плату в размере 0,6% от кадастровой стоимости в год сроком на 49лет с ежегодной оплатой 2 раза в год;
- признать неправомерными действия (бездействие) Администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области по уклонению от заключения договоров аренды и обязать ответчика заключить с КФХ "Божков" договора аренды земельных участков с кадастровыми N N 28:25:010510:58, 28:25:010510:59, 28:25:010510:62, 28:25:010510:63, 28:25:010510:64, 28:25:010510:65 в соответствии с направленной истцом ответчику безотзывной офертой.
21.06.2011 в судебном заседании заявитель уточнил требования, просит:
1. Признать незаконным бездействие главы Толстовского сельского совета Тамбовского района Амурской области и главы администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого является Божков В.М., в аренду сроком на 49 лет, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Толстовского сельсовета Тамбовского района с кадастровыми N N 28:25:010510:58,28:25:010510:59, 28:25:010510:62,28:25:010510:63, 28:25:010510:64,28:25:010510:65 общей площадью 275 гектаров. Бездействие выражается в непринятии ответчиками в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, либо отказе в предоставлении земельных участков.
2. Признать незаконными действия ответчика по объявлению торгов (аукциона) о предоставлении в аренду земельных участков, в том числе и на спорные участки с кадастровыми N N 28:25:010510:58, 28:25:010510:62,28:25:010510:63, 28:25:010510:64 (Газета "Амурская правда" N 61 от 09.04.2011) до принятия решения арбитражным судом.
3. Признать незаконным постановление главы Толстовского сельского совета Бабака А.И. N 11 от 03.04.11 в части выделения гражданам села под пастбище для выпаса личного скота и нужд поселения земельный участок общей площадью 520107 кв.м. с кадастровым номером 28:25:010510:65, который также является спорным.
4. Обязать администрацию Толстовского сельсовета Тамбовского района заключить с КФХ Божковым Сергеем Михайловичем сроком на 49 лет договор аренды за плату в размере 0.6% от кадастровой стоимости с ежегодной оплатой 2 раза в год земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми N N 28:25:010510:58, 28:25:010510:59, 28:25:010510:62, 28:25:010510:63,28:25:010510:64, 28:25:010510:65 общей площадью 275 га.
Судом принято уточнение требований по пунктам 1 и 4, уточнение требования по пунктам 2 и 3 судом не приняты, поскольку являются самостоятельными требованиями.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Толстовский сельский Совет народных депутатов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Серобаба А.Ю., ОАО "Ленинское", глава КФХ "Рассвет" Хачатрян А.М.; ЗАО "Агрофирма АНК"
Решением суда от 22.07.2011 в удовлетворении заявленных главой КФХ Божковым С.М. требований отказано.
Не согласившись с решением суда, глава КФХ Божков С.М. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель главы КФХ Божкова С.М. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В представленных отзывах Толстовский сельсовет Тамбовского района, Администрация Толстовского сельсовета Тамбовского района, ОАО "Ленинское" отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Судом указанные ходатайства были удовлетворены.
Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства "Рассвет" Хачатрян А.М., Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Серобаба А.Ю., Закрытое акционерное общество "Агрофирма АНК", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Согласно заявлению от 08.12.2010 г.. глава КФХ Божков С.М. обратился в Толстовский сельский Совет народных депутатов о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельные участки N 1, 2, 3 общей площадью примерно 180,3 га согласно прилагаемой схеме из состава земель сельскохозяйственного назначения Толстовского сельского совета, расположенные по адресу Амурская область, Тамбовский район, село Толстовка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:25:010510:46 для создания, осуществления деятельности и расширения КФХ.
15.12.2010 г.. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Божков Сергей Михайлович.
23.12.2010 г.. глава КФХ Божков С.М. обратился с заявлением в Толстовский сельский Совет народных депутатов о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельные участки N 1, 2, 3, 4 общей площадью примерно 201,1 га согласно прилагаемой схеме из состава земель сельскохозяйственного назначения Толстовского сельского совета, расположенные по адресу Амурская область, Тамбовский район, село Толстовка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:25:010510:46. В заявлении глава КФХ просил аннулировать и считать недействительным ранее поданное заявление от 08.12.2010 г..
28.12.2010 г.. глава КФХ Серобаба А.Ю. обратился с заявлением, в котором просил сдать в аренду сроком на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами 28:25:010510:46, 28:25:010510:17, 28:25:010510:59, 28:25:010510:12.
Заявлением от 10.02.2011 г.. глава КФХ Серобаба А.Ю. просил сдать в аренду сроком на 49 лет земельные участки общей площадью около 600 га, расположенные вдоль границ села Толстовки (схема расположения участков прилагается) для ведения с/х деятельности КФХ.
Распоряжением Администрации Толстовского сельсовета от 02.03.2011 г.. N 07 земельный участок с кадастровым номером 28:25:010510:46 общей площадью 5 520 000 кв.м. ликвидирован путём разделения на 17 земельных участков с кадастровыми номерами от 28:25:010510:50 до 28:25:010510:66.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия главы администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству Божкова В.М. земельных участков суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что глава КФХ Божков В.М. с заявлениями от 08.12.2010 г.., 23.12.2010 г.. обращался в Толстовский сельский Совет народных депутатов, при этом доказательств обращения по спорному вопросу в Администрацию Толстовского сельсовета заявителем не представлено.
При этом не имеет правового значения совмещение в одном лице должностей главы Администрации Толстовского сельсовета и главы Толстовского сельского Совета народных депутатов, так как обращение главы КФХ должно быть направлено уполномоченному органу, при указании не уполномоченного органа заявление не может быть признано надлежащим доказательством обращения в уполномоченный орган.
Согласно статье 5 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Божков Сергей Михайлович зарегистрировано 15.12.2010 г.., таким образом, на дату обращения с заявлением от 08.12.2010 г.. хозяйство не было зарегистрировано, что не позволяет признать заявление от 08.12.2010 г.. надлежащим обращением уполномоченного лица.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ предусматривает, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Реализация данного права в силу статьи 27 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 г.. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и главой 14 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии со статьями 29, 34 ЗК РФ, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 г.. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ, согласно пункту 1 которой граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство регламентируются не только положениями Федерального закона от 11.06.2003 г.. N 74-ФЗ, но и положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 г.. N 101-ФЗ.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2002 г.. N 101-ФЗ предусматривают предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в средствах массовой информации, а также обязанность предоставлять земельные участки в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду. Публикация сообщения о предоставлении в аренду земельных участков является публичным предложением (офертой) к заключению договора, адресованным неопределенному кругу лиц. И только после предварительной публикации лицо, уполномоченное распоряжаться земельными участками, рассматривает заявления (заявление) о заключении договора аренды посредством проведения конкурса (аукциона) при поступлении нескольких заявлений, или с единственным лицом, обратившимся для заключения договора.
Иного порядка предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для крестьянских (фермерских) хозяйств, ни Федеральным законом от 24.07.2002 г.. N 101-ФЗ, ни Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Суд также учитывает, что Федеральный закон от 11.06.2003 г.. N 74-ФЗ не предусматривает норм, регламентирующих ситуацию, при которой на один и тот же земельный участок претендуют несколько лиц. На основании статьи 81 Земельного кодекса РФ в данном случае законодательством применимым к спорной ситуации является не только Федеральный закон от 11.06.2003 г.. N 74-ФЗ, но и Земельный кодекс РФ. Земельный кодекс РФ в статье 38 предусматривает возможность предоставления земельного участка на конкурсе (аукционе), а также устанавливает общие нормы в соответствии с которыми к спорной ситуации подлежат применению положения Федерального закона от 24.07.2002 г.. N 101-ФЗ, которым также предусмотрен конкурс при предоставлении земельных участков.
Следовательно, до совершения действий по опубликованию сообщения о предстоящем предоставлении земельных участков, истечению срока подачи заявлений и выяснению факта наличия (отсутствия) иных заявлений в отношении земельных участков не может быть решен вопрос предоставления земельных участков.
Из материалов дела следует, что Администрацией Толстовского сельсовета опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельных участков в газете "Амурская правда" 09.04.2011 г.., после публикации сообщения поступило несколько заявлений о предоставлении земельных участков.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии незаконного бездействия при рассмотрении заявления главы КФХ в связи с чем права главы КФХ Божкова С.М не нарушены.
Требования об обязании администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района заключить с главой КФХ Божковым Сергеем Михайловичем договор аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми N N 28:25:010510:58, 28:25:010510:59, 28:25:010510:62, 28:25:010510:63, 28:25:010510:64, 28:25:010510:65 так же обоснованно признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению с учетом указанных выше оснований, а также в связи с тем, что материалы дела подтверждают волеизъявление третьих лиц на получение в аренду спорных земельных участков, имеющийся спор по вопросу предоставления земельного участка конкретному лицу должен быть разрешен с учетом установленных законом конкурсных процедур.
Судом первой инстанции обоснованно в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса РФ и с учетом уплаты при обращении в суд 2 600 рублей взыскана с заявителя государственная пошлина в сумме 3 600 рублей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.07.2011 по делу N А04-1338/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1338/2011
Истец: Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Божков Сергей Михайлович, КФХ Божков Сергей Михайлович
Ответчик: Администрация Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области, Толстовский сельский Совет народных депутатов Тамбовского района Амурской области
Третье лицо: "Рассвет", Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Серобаба Александр Юрьевич, ЗАО "Агрофирма АНК", ОАО "ЛЕНИНСКОЕ", Серобаба Александр Юрьевич, Тамбовский сельский Совет народных депутатов, Толстовский сельский Совет народных депутатов
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2012 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-1338/11
10.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1300/12
27.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1300/12
19.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5867/11
04.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3716/11