город Омск
03 октября 2011 г. |
Дело N А46-4798/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6529/2011) открытого акционерного общества "Союзторгоборудование" ИНН 5502034242, ОГРН 1025500738350 (далее - ОАО "Союзторгоборудование"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 24.06.2011 по делу N А46-4798/2011 (судья Яркова С.В.), принятое
по заявлению ОАО "Союзторгоборудование"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - РО ФСФР в СФО; административный орган; заинтересованное лицо),
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 06.04.2011 N 51-11-20/пн,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Союзторгоборудование" - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от РО ФСФР в СФО - Ковалёв В.А. по доверенности от 19.01.2011 N 55, действительной до 01.02.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
ОАО "Союзторгоборудование" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к РО ФСФР в СФО, в котором просило признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 06.04.2011 N 51-11-20/пн, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде назначения административного штрафа в сумме 700 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.06.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества события административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Союзторгоборудование" обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленное Обществом требование удовлетворить.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что после проведенной в отношении Общества камеральной проверки ему не было направлено предписание об устранении нарушений законодательства.
ОАО "Союзторгоборудование" до начала судебного заседания через канцелярию суда апелляционной инстанции было представлено письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное нахождением ликвидатора Общества - Лазарева Е.А. в срочной служебной командировке.
Представитель РО ФСФР России в СФО возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Доказательств необходимости участия уполномоченного представителя заявителя в настоящем судебном заседании ОАО "Союзторгоборудование" суду не представило.
Кроме того, в ходатайстве об отложении судебного заседания отсутствуют доводы, свидетельствующие о невозможности рассмотрения дела в порядке апелляционного производства по документам, имеющимся в материалах дела.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного ходатайства, являющегося правом, а не обязанностью суда.
Представитель административного органа в письменном отзыве и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав на соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заявителя.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании поручений заместителя руководителя РО ФСФР России в СФО от 11.10.2010 N 51-10-561, от 09.12.2010 N 51-10-716 была проведена проверка деятельности ОАО "Союзторгоборудование" специалистами РО ФСФР России в СФО в период с 11.10.2010 по 17.01.2011 в части, касающейся раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
РО ФСФР России в СФО в адрес ОАО "Союзторгоборудование" направлено предписание о предоставлении документов от 10.12.2010 исх. N 51-10-ЕС-13/8781.
Для опубликования информации в сети Интернет, в соответствии с требованиями Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, ОАО "Союзторгоборудование" использует сайт www.soyuztorg.narod.ru (далее - страница в сети Интернет).
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований законодательства РФ, касающиеся раскрытия информации на рынке ценных бумаг:
- Обществом нарушен абзац второй пункта 1.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение от 10.10.2006 N 06-117/пз-н), что зафиксировано в пункте 1 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- ежеквартальные отчеты эмитента за 1, 2, 3 кварталы 2010 года не содержат в полном объеме информацию, предусмотренную Приложением N 10 к Положению от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пунктах 2.1-2.3 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- согласно копиям страницы в сети Интернет от 11.10.2010, от 31.01.2011 тексты ежеквартальных отчетов Общества за 4 квартал 2009 года, 1, 2 и 3 кварталы 2010 не доступны на странице в сети Интернет, что является нарушением пункта 5.7 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пункте 2.4 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- в нарушение пункта 5.8 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, заявитель не опубликовал в ленте новостей сообщения о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальных отчетах за 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года, 1, 2, 3 кварталы 2009 года, что зафиксировано в пункте 2.5 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- согласно копиям страницы в сети Интернет от 11.10.2010, 31.01.2011 тексты списков аффилированных лиц Общества по состоянию на 31.03.2007, 30.06.2008, 30.09.2008, 31.12.2008, 31.03.2009, 30.06.2009, 31.12.2009, 30.06.2010, 30.09.2010, 31.12.2010 не доступны в сети Интернет, тем самым Обществом допущены нарушения пунктов 8.5.4, 8.5 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пункте 3 оспариваемого постановления о назначении административного наказания;
- Общество допустило нарушения подпункта 6.3.1 пункта 6.3 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, что зафиксировано в пункте 4 оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
По результатам проведенной проверки составлены акт камеральной проверки деятельности открытого акционерного общества "Союзторгоборудование" по вопросу соблюдения законодательства РФ о ценных бумагах и об акционерных обществах в части, касающейся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, от 31.01.2011 N 51-11-13-19/25-АЭ (т. 1 л.д. 87-93) и протокол об административном правонарушении N 21-11-16/пр-ап от 10.03.2011.
По результатам рассмотрения акта проверки, протокола об административном правонарушении РО ФСФР в СФО было принято постановление от 06.04.2011 N 51-11-20/пн о привлечении ОАО "Союзторгоборудование" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление административного органа нарушает права и законные интересы ОАО "Союзторгоборудование", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
24.06.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Согласно пункту 4 указанной нормы в случае регистрации проспекта ценных бумаг и (или) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента); сообщений о существенных фактах.
Пунктами 6-8 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определен состав информации, подлежащей включению в ежеквартальный отчет.
Помимо информации, предусмотренной пунктами 6-8 настоящей статьи, ежеквартальный отчет должен также содержать иную информацию, определенную нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Согласно пункту 13 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента.
В форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию или предоставлению сведения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях (подпункт 2 пункта 14 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Состав, порядок и сроки раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1.9 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в пункте 1.9 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.
В силу пунктов 5.1, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется: на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.
Ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к указанному Положению.
Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено Приложением 10 к настоящему Положению. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
В срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с настоящим Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Пунктом 6.3.1 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н установлено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2-х дней.
Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
В силу пункта пункт 8.5.4 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно пункту 8.5.5 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки проведенной РО ФСФР в СФО в отношении ОАО "Союзторгооборудование", были установлены нарушения перечисленных выше требований законодательства Российской Федерации, касающиеся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а именно: опубликования Обществом банковских реквизитов расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в пункте 1.9 Положения от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, и размера (порядка определения размера) таких расходов, полноты раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов, списков аффилированных лиц, сообщений о существенных фактах, годового отчета акционерного общества, сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, актом камеральной проверки деятельности ОАО "Союзторгооборудование" по вопросу соблюдения законодательства РФ о ценных бумагах и об акционерных обществах в части, касающейся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, от 31.01.2011 N 51-11-13-19/25-АЭ и материалами указанной проверки, протоколом об административном правонарушении от 10.03.2011 N 51-11-16/пр-ап.
Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что ОАО "Союзторгооборудование" были допущены нарушения указанных выше требований законодательства Российской Федерации, касающиеся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ее податель, не оспаривая вменяемое ему событие административного правонарушения, ссылается на то, что в адрес Общества после проведения в период 11.10.2010-17.01.2011 камеральной проверки не было направлено предписание об устранении нарушений. Указанное, как считает ОАО "Союзторгоборудование", является основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом Общества, поскольку частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
Названная статья КоАП РФ не содержит в себе такого условия для привлечения к административной ответственности, как необходимость предварительного направления в адрес Общества предписания об устранении нарушений требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, за неисполнение которого наступает административная ответственность по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Таким образом, довод Общества о том, что административным органом в его адрес не было направлено предписание об устранении нарушений, что влечет за собой признание незаконным оспариваемого постановления и отмену решения суда первой инстанции, расценивается судом апелляционной инстанцией как несостоятельный.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы арбитражным судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.06.2011 по делу N А46-4798/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4798/2011
Истец: ОАО "Союзтогоборудование"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы Российской Федерации по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе