город Ростов-на-Дону |
дело N А53-7870/2011 |
04 октября 2011 г. |
15АП-9868/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клята Е.В.
при участии:
от истца: представитель Мельникова О.В. по доверенности N ТЦФТО-СК/95 от 17.12.2010
от войсковой части N 2671: не явился, извещен
от федерального бюджетного учреждения Управление Северо-Кавказского военного округа: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
войсковой части N 2671
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2011 по делу N А53-7870/2011 (судья Корецкий О.А.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога "Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ответчикам войсковой части N 2671 (ИНН 2004004426, ОГРН 1062032015858), Федеральному бюджетному учреждению Управление Северо-Кавказского военного округа (ОГРН 1036164021475)
о взыскании штрафа
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (далее - железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о солидарном взыскании с войсковой части N 2671 и федерального бюджетного учреждения Управления Северо-Кавказского военного округа штрафа за задержку вагонов в размере 159800 руб.
Уточнив в порядке ст. 49 АПК РФ исковые требования в связи с тем, что непосредственным грузополучателем по спорным отправкам является войсковая часть N 2671, истец просил взыскать штраф в сумме 159800 руб. с войсковой части N 2671 (далее - войсковая часть, ответчик). Ходатайство судом удовлетворено.
Решением от 20.07.2011 иск удовлетворен. Решение обосновано тем, что материалами дела подтвержден простой вагонов в связи с их выгрузкой и неоплата выставленного штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом, войсковая часть обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 20.07.2011 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает следующие доводы: истец не представил документы, свидетельствующие о надлежащем и своевременном уведомлении грузополучателя о прибытии груза, а также о том, что задержка вагонов произошла по вине войсковой части; истец не представил акты общей формы, свидетельствующие о причинах простоя.
В судебное заседание войсковая часть N 2671 (заявитель жалобы), федеральное бюджетное учреждение Управление Северо-Кавказского военного округа, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие войсковой части N 2671 и федерального бюджетного учреждения Управление Северо-Кавказского военного округа, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий огласил доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в декабре 2010 года, в феврале 2011 года в адрес войсковой части на станцию Ханкала Северо-Кавказской железной дороги приходили вагоны с грузом - дрова.
Договор между сторонами на эксплуатацию железнодорожного пути не заключен.
В связи с нахождением вагонов, прибывших в адрес войсковой части, под выгрузкой более 36 часов железной дорогой начислен штраф за задержку вагонов из расчета 200 руб. за 1 час простоя на сумму 159800 руб.
Поскольку штрафные санкции в добровольном порядке не уплачены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Простой вагонов под выгрузкой более 36 часов подтверждается сведениями о подаче и возврате вагонов на выставочный путь, указанными в памятках приемосдатчика N 86, 89, 5 (л.д. 13-15).
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Как следует из материалов дела, договор между сторонами на эксплуатацию железнодорожного пути не заключен. Между сторонами имеются отношения, связанные с перевозками грузов по железнодорожным путям открытого акционерного общества "Российские железные дороги". В соответствии с действующим законодательством, правоотношения сторон по перевозке грузов регулируются соглашением сторон, а также Гражданским кодексом Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно статье 62 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой в местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.
Согласно указанной статье в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов.
В целях урегулирования порядка оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 утверждены Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных подъездных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В соответствии с пунктом 2 Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
Расчет штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов (пункт 7 Правил).
Исходя из приведенных норм материального права, ведомости подачи и уборки вагонов, по которым рассчитывается плата за пользование вагонами и штрафы за задержку вагонов, формируются на основании памяток приемосдатчика.
В материалах дела имеются памятки приемосдатчика N 86, 89, 5 (л.д. 13-15), подтверждающие время задержки вагонов и цистерн, подписанные работниками истца и ответчика. О фальсификации указанных доказательств войсковая часть не заявляла.
Согласно пункту 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Содержащиеся в представленных истцом памятках приемосдатчика и ведомостях подачи и уборки вагонов сведения (л.д.13-21) ответчиком документально не опровергнуты. Доказательства, подтверждающие своевременный возврат вагонов, не представлены.
Представленные в материалы дела памятки приемосдатчика, на основании которых железной дорогой начислены спорные суммы, подписаны представителем ответчика, таким образом, ответчиком выражено согласие со временем задержки вагонов, как начала, так и окончания и, соответственно, с начисленными суммами.
Довод заявителя жалобы о необходимости составления акта общей формы не принимается судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом деле вагоны не были задержаны на станционных путях в ожидании подачи под выгрузку, а были поданы на подъездной путь и задержаны под грузовой операцией "выгрузка". В этом случае отношения сторон регулируются Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26. Согласно пунктам 4.1, 4.3 и 4.5 названных Правил время нахождения вагонов под выгрузкой устанавливается на основании памятки приемосдатчика. В материалах дела имеются памятки приемосдатчика, подписанные представителями войсковой части. На основании данных документов истцом составлен расчет суммы штрафа. Таким образом, необходимые документы в обоснование иска представлены в полном объеме.
Довод заявителя о том, что акты общей формы являются единственным допустимым доказательством простоя вагонов под выгрузкой, основан на неверном толковании действующего законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно признал правомерным расчет истцом штрафа в сумме 159800 руб. и удовлетворил исковые требования.
Размер штрафа проверен апелляционным судом, признан верным арифметически и соразмерным нарушению и по правилам пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 и части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном суде не подлежит пересмотру.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу возлагаются на заявителя жалобы. Поскольку войсковая часть не освобождена от оплаты госпошлины в соответствии со ст. 333.37 НК РФ, то государственная пошлина в размере 2000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2011 по делу N А53-7870/2011 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с войсковой части N 2671, ИНН 2004004426, ОГРН 1062032015858 в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7870/2011
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала СКЖД, ОАО "РЖД" СКЖД, Северо-Кавказский территориалый центр фирменного транспортного обслуживания, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение
Ответчик: Войсковая часть 2671, Войсковая часть N 2671
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение - Управление Северо-Кавказского военного округа, Федеральное бюджетное учреждение - Управление Северо-Кавказского военного округа,, Федеральное бюджетное учреждение "Управление Северо-Кавказского военного округа"