г. Пермь
02 октября 2009 г. |
Дело N А71-8200/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Мармазовой С.И.
судей Хаснуллиной Т.Н., Крымджановой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудометовой К.Ю.
при участии:
от истца - Республиканское открытое акционерное общество "Удмуртгаз": Трофимова О.В. (доверенность от 24.12.2008),
от ответчика - муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска": Малей С.А. (доверенность от 11.01.2009), от ответчика - Муниципального образования "город Ижевск": не явились, от ответчика - Управление финансов Администрации г. Ижевска: не явились,
от третьего лица - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска: не явились
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика,
Управления финансов Администрации г. Ижевска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 августа 2009 года
по делу N А71-8200/2009,
принятое судьей Сидоренко О.А.
по иску Республиканского открытого акционерного общества "Удмуртгаз"
к муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска", Муниципальному образованию "город Ижевск", Управлению финансов Администрации г. Ижевска
третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска
о взыскании долга по муниципальному контракту,
установил:
Республиканское открытое акционерное общество "Удмуртгаз" (далее - РОАО "Удмуртгаз", истец) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", ответчик) о взыскании 12 382 руб. 35 коп. долга по муниципальному контракту (л.д. 5-6).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.07.2009 в порядке ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве ответчиков к участию в деле привлечены Муниципальное образование "город Ижевск" (далее - МО "город Ижевск") и Управление финансов Администрации г. Ижевска (далее - Управление финансов Администрации г. Ижевска, ответчик), а также в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве третьего лица привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (далее - Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, третье лицо) - (л.д. 27).
Решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 11 августа 2009 года исковые требования удовлетворены. С администрации МО "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу РОАО "Удмуртгаз" взыскано 12 382 руб. 35 коп. долга. В удовлетворении иска к МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", МО "Город Ижевск" в лице Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска отказано (л.д. 55-59).
Ответчик, Управление финансов Администрации Ленинского района г. Ижевска, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", являясь юридическим лицом и стороной по муниципальному контракту в силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ, п.5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, при этом собственник имущества несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ). Управление финансов Администрации г. Ижевска в силу ст. 6 и ст. 158 Гражданского кодекса РФ не является главным распорядителем бюджетных средств для "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", а является финансовым органом муниципального образования, в то время как главным распорядителем бюджета МО "Город Ижевск" по вопросам жилищно-коммунального хозяйства является Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, в ведении которого находится МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ" г. Ижевска.
Истец, РОАО "Удмуртгаз", представил отзыв на апелляционную жалобу, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, надлежащим ответчиком является Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска как органа, обеспечивающего выделение бюджетных денежных средств для оплаты работ по муниципальным контрактам.
Ответчик, МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что муниципальный контракт поставлен на учет в финансовом органе - Управлении финансов Администрации г. Ижевска в 2008 году, являющимся структурным подразделением Администрации, организующим исполнение бюджета г. Ижевска, и подлежит переучету в следующем финансовом году за счет лимитов бюджетных обязательств нового года, при этом переучет принятых и неоплаченных бюджетных обязательств осуществляется автоматически.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика, МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики, МО "город Ижевск", Управление финансов Администрации г. Ижевска и третье лицо, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.10.2008 между МУ "ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска" (заказчик) и РОАО "Удмуртгаз" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 134/2.4.22.1/1-1236а-29/2008, в соответствии с пунктом 2.1 которого подрядчик обязался выполнить пуско-наладочные работы газового оборудования жилых домов микрорайона "Живсовхоз" в Ленинском районе (л.д. 13-18).
Согласно пункту 6.3. муниципального контракта источником оплаты выполняемых по контракту работ являются средства бюджета города Ижевска.
Порядок расчетов предусмотрен в разделе 6 муниципального контракта, согласно пункту 6.1. которого выполненные работы должны быть оплачены в течение 30 дней со дня подписания акта приемки выполненных работ.
Указанный договор поставлен на учет в Управлении финансов г. Ижевска 27.11.2008 (л.д. 35).
В материалы дела представлен акт о приемке выполненных работ (формы КС-2) N 16252 от 18.12.2008 на сумму 12 382 руб. 35 коп., подписанный сторонами без замечаний по объему и качеству исполнения (л.д. 20).
Полагая, что заказчик необоснованно уклоняется от оплаты выполненных работ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (ст. 711 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 763 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 3 статьи 764 Гражданского кодекса РФ, по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которым установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Закона о размещении заказов законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере размещения заказов.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В отсутствие доказательств оплаты суд первой инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" задолженности в размере 12 382 руб. 35 коп. на основании ст. ст. 711, 763 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление финансов Администрации г. Ижевска является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как главным распорядителем бюджета МО "Город Ижевск" по вопросам жилищно-коммунального хозяйства является Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, в ведении которого находится МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ" г. Ижевска, являются необоснованными.
Из норм ст.ст. 763, 764 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005 следует, что муниципальный контракт, заключенный для муниципальных нужд, должен оплачиваться из средств казны муниципального образования.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1, п. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов).
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм права, при заключении муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование.
Согласно пункту 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации г. Ижевска Управление финансов Администрации г. Ижевска является функциональным органом - структурным подразделением Администрации г. Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
Условие пункта 6.3 муниципального контракта указывает на то, что источником средств по оплате работ, предусмотренных настоящим контрактом, являются средства бюджета города Ижевска.
Следовательно, должником, с которого должна быть взыскана задолженность за выполненные работы по муниципальному контракту, является муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска как уполномоченного органа по организации исполнения бюджета города Ижевска.
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку Администрация Ленинского района г. Ижевска освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления на основании п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе не подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2009 года по делу N А71-8200/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.И. Мармазова |
Судьи |
Т.Н. Хаснуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8200/2009
Истец: Республиканское открытое акционерное общество "Удмуртгаз", РОАО "Удмуртгаз"
Ответчик: Администрация г. Ижевска в лице Управления финансов г. Ижевск, МО "Город Ижевск", МУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", ООО "Город", Управление финансов Администрации г. Ижевска
Третье лицо: Администрация г. Ижевскм в лице Управления ЖКХ, Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8760/09