Отраслевая система оплаты труда в учреждениях здравоохранения
Белгородской области
В настоящее время приоритетом в организации здравоохранения определена финансовая политика, обеспечивающая доступность и качество медицинских услуг. Совершенствование системы оплаты труда - это одна из важнейших задач при повышении эффективности работы учреждений здравоохранения.
За последние два года уровень оплаты труда работников здравоохранения существенно возрос. Средняя зарплата в целом по отрасли здравоохранения составила 6247 рублей (рост в 1,5 раза), в т.ч. у врачей - 8277 рублей, у среднего медперсонала - 4855 рублей. В рамках проекта "Здоровье" на дополнительные выплаты врачам и медицинским сестрам первичного звена направлено более 170 млн.рублей, что позволило повысить заработную плату данной категории работников в 2,5 раза. Средняя заработная плата врачей участковой службы и общей практики составила 16345 рублей, работающих с данной категорией медицинских сестер - 7662 рубля.
Однако дополнительные выплаты не обеспечивают существенного влияния на показатели деятельности специалистов. Уровень оплаты труда остается низким, имеет место "уравниловка" в заработной плате медицинских работников, что неблагоприятно сказывается на мотивации к совершенствованию труда. Применение системы оплаты труда на основе ЕТС не позволяет в полной мере учитывать особенности деятельности отдельных категорий работников и не создает у них заинтересованности в повышении результативности труда и в улучшении работы учреждений отрасли.
В этих целях с января 2007 года в области внедрена отраслевая система оплаты труда, разработаны модели структурного управления и подушевого финансирования первичного звена, предусматривающие новый механизм оплаты труда персонала с учетом сложности и качества выполняемых работ и систему оценки деятельности, как учреждения в целом, так и персонально медицинских работников на основе показателей результативности.
Во исполнение закона области "Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных учреждений области" принято постановление правительства области от 30 ноября 2006 г. N 251-пп "Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений здравоохранения Белгородской области". В 22 муниципальном образовании приняты аналогичные постановления глав местного самоуправления.
Положение об отраслевой системе оплаты труда предусматривает:
- единые принципы формирования оплаты труда для работников учреждений здравоохранения;
- обеспечение гарантий заработной платы специалистов с учетом размеров оплаты труда, действующих по состоянию на 31.12.2006 г.;
- отказ от Единой тарифной сетки и переход к дифференцированным условиям оплаты труда на основе базового оклада для врача в размере 3000 рублей и среднего медицинского персонала 2100 рублей, а также выплат компенсационного, стимулирующего характера и повышающих коэффициентов.
К выплатам компенсационного характера отнесены выплаты с применением коэффициента специфики и коэффициента режима работы.
В выплатах с применением повышающих коэффициентов учитываются коэффициенты: квалификации, ученой степени и почетного звания, управления и образования.
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты с применением коэффициентов сложности, коэффициента дополнительных услуг и коэффициента качества.
Отраслевая система оплаты труда направлена на оптимизацию деятельности учреждений здравоохранения с применением механизма дифференциации в уровнях труда медицинских работников, на обеспечение заинтересованности медицинских работников в конечных результатах своего труда, а также на совершенствование управления материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами учреждений.
Отказ от Единой тарифной сетки и переход к отраслевой системе оплаты труда в здравоохранении позволит более четко увязать оплату труда с эффективностью и качеством труда, повысить уровень оплаты труда всем категориям работников, при этом наибольшую надбавку получат наиболее квалифицированные специалисты.
Особенностью отраслевой системы оплаты труда является порядок формирования должностных окладов руководителя, заместителей руководителя и руководителей структурных подразделений, освободившись от приоритета количества коек и числа врачебных должностей, сделав упор на уровень медицинской помощи, качество и эффективность работы учреждений здравоохранения.
По новой системе базовые оклады руководителей всех уровней устанавливаются из расчета сложившейся среднемесячной заработной платы одного работающего в учреждении с применением коэффициента управления, дифференцируемого в зависимости от полноты выполнения заданий в рамках территориальной программы госгарантий в целом по учреждению и в разрезе структурных подразделений, а также утвержденных критериев качества оказания медицинской помощи. Это позволит повысить заинтересованность руководителей в повышении квалификации медицинских работников, замещении вакантных должностей и тем самым улучшить качество оказания медицинской помощи. В этих условиях растет заинтересованность у специалистов в совершенствовании своей деятельности.
Финансирование здравоохранения должно обеспечить не содержание учреждений, а качественное лечение каждого конкретного пациента.
Размер фонда оплаты в учреждениях труда зависит:
- от дохода, полученного в соответствии с реестрами на основе медико-экономических стандартов за предоставленные медицинские услуги в рамках территориальной программы госгарантий;
- дохода платной медицинской деятельности;
- от дохода, полученного за счет соблюдения стандартов лечения при оказании медицинских услуг;
- дохода от выполнения количественных и качественных показателей.
Рост уровня заработной платы так же возможен за счет экономии, сложившейся в связи с правильной реорганизацией структурных подразделений, оптимизации коечного фонда и численности должностей.
В этих условиях медицинские коллективы заинтересованы в совершенствовании деятельности и оптимизации структуры своих учреждений, в том числе развитии амбулаторно-поликлинической службы - первичного звена в здравоохранении. Переход к отраслевой системе оплаты труда в лечебно-профилактических учреждениях области может стать одним из ключевых условий повышения эффективности системы здравоохранения в целом.
В целях оценки труда персонала с учетом сложности и качества выполняемых работ разработаны количественные и качественные показатели (индикаторы результативности деятельности) для стационара, амбулаторно-поликлинических учреждений, ВОП, скорой медицинской помощи, параклинических и других служб.
В целях дальнейшего совершенствования организации и повышения эффективности первичной медико-санитарной помощи, экономического стимулирования и создания заинтересованности медицинского персонала в конечных результатах труда принято постановление правительства области от 30 ноября 2006 г. N 250-пп "О структурном управлении и подушевом принципе оплаты первичной медико-санитарной помощи в системе обязательного медицинского страхования".
Основная цель преобразования в здравоохранении - это перенос приоритета на первичное звено - участковых врачей и врачей ОВП. Им отводится задача стать полноценными "хозяевами" здоровья населения в своих территориях, распорядителями финансовых средств с предоставлением самого широкого круга полномочий, а принцип подушевого финансирования первичного звена будет способствовать перераспределению объемов медицинской помощи в пользу амбулаторной, как менее затратной формы.
Основной целью деятельности участкового врача и ОВП является улучшение состояние здоровья населения, совершенствование первичной медико-санитарной помощи, повышение качества и доступности квалифицированной медицинской помощи при оптимальном использовании ресурсов здравоохранения.
Деятельность участкового врача и ОВП координируется наблюдательным советом по вопросам обеспечения структурной эффективности медицинской помощи. Участковый врач и ОВП обязан ежемесячно представлять Совету отчет о своей работе и предложения по улучшению медико-социальной помощи прикрепленному населению, а также должен в журнале учета (на субсчете) отражать сумму полученного дохода и вести учет расходов, в т.ч. стимулирующего фонда.
Решается и задача свободного обращения полиса обязательного медицинского страхования. Каждый застрахованный имеет право обращаться в любое медицинское учреждение, к любому врачу и должен быть уверен, что гарантированный объем помощи ему будет оказан.
В первую очередь врач заинтересован в проведении профилактических мероприятий, в здоровом образе жизни пациента, не допуская ухудшения состояния здоровья, повлекшее за собой обращение в поликлинику и, тем более, запущенных случаев, повлекших за собой госпитализацию.
Главным критерием оценки качества оказания медицинской помощи является снижение уровня госпитализации. Участковый врач ВОП взаимосвязан с врачами первичного звена (узкими специалистами), своевременное направление к узкому специалисту способствует снижению уровня госпитализации.
В результате, установленные критерии (уровень госпитализации, состояние здоровья, профилактические мероприятия) позволяют врачу стать заинтересованным, чтобы каждый пациент был удовлетворен оказанием качественной медицинской помощью и не перешел на обслуживание к другому врачу, к врачу высшего уровня по статусу учреждения, еще хуже, на госпитализацию в стационар, минуя участкового врача.
Таких результатов врач может достичь, применив максимум выполнения профилактических мероприятий. В первую очередь, это активное посещение на дому прикрепленного жителя на участке, формирование у населения здорового образа жизни, привлечение пациентов на обучение в школах здоровья, а также охват взрослого и детского населения диспансерным наблюдением и профилактическими прививками. Результат выполнения данных мероприятий с профилактической целью должен повлечь за собой снижение уровня госпитализации на участке, тем самым улучшить показатели, характеризующие конечный результат деятельности врача - состояние здоровья населения.
За достижение вышеназванных показателей производятся выплаты стимулирующего характера соответственно в размерах 70%, 15% и 15% от фонда оплаты труда.
По результатам медицинской экспертизы наблюдательный Совет принимает решение о расходовании денежных средств, находящихся на субсчете врача и определяет размер выплаты стимулирующего характера, которые оформляются протоколом.
Л.А. Чужикова
Н.И. Белоусов
А.В. Землянских
В.С. Пересыпкина
Н.Н. Подпорина
"Менеджер здравоохранения", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru