Обзор проектов информационного письма Президиума ВАС РФ
и постановления Пленума ВАС РФ*(1)
24 мая 2007 г. планируется рассмотреть проект информационного письма Президиума ВАС РФ "Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей" (далее - Проект).
Проект посвящен уплате госпошлины российскими и иностранными лицами. Однако особый интерес представляет вопрос уплаты госпошлины иностранными лицами через представителей.
После введения в действие гл. 25 НК РФ (государственная пошлина) впервые по вопросу уплаты госпошлины, которая является федеральным налогом (ст. 13 НК РФ), иным лицом, а не налогоплательщиком Президиум ВАС РФ высказался в информационном письме от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно п. 18 данного письма уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена. Другими словами, в платежном поручении в качестве плательщика госпошлины не может быть указано иное лицо, кроме заявителя. Суд исходил из принципа самостоятельного исполнения налоговой обязанности. На это было обращено внимание и в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 февраля 2006 г. N 03-06-03-04/32.
В подлежащем рассмотрению проекте предлагается следующее решение вопроса: иностранное лицо (как и российская организация или индивидуальный предприниматель) вправе уплатить госпошлину через представителя, "при этом в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого".
В противном случае доказательств того, что госпошлину уплатил не владелец счета, а иное лицо, от имени которого действовал владелец счета, не будет.
Президиум ВАС РФ ссылается на ст. 59 и ч. 1 ст. 254 АПК РФ, где говорится, что лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. При этом иностранные лица пользуются процессуальными правами и исполняют процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами.
В проекте постановления Пленума ВАС РФ "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части урегулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях" исследуется вопрос о том, с какого момента подлежит исчислению трехмесячный срок предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно подп. 5 п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления.
Что следует понимать под днем вынесения соответствующего постановления? Суд исходит из ст. 31.2 КоАП РФ, в которой говорится о том, что постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Следовательно, постановление по делам об административных правонарушениях может быть предъявлено к исполнению в течение трех месяцев с момента его вступления в законную силу. Из этого же исходит большинство ФАС округов (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2005 г. N Ф08-4729/05).
Если наложено административное наказание в виде штрафа, то постановление может быть направлено судебному приставу-исполнителю не с момента его вступления в силу, а по истечении срока, отведенного на добровольное исполнение (ст. 32.2 КоАП РФ).
В проекте также подчеркивается, что дата вступления в силу постановления по делам об административных правонарушениях является обязательным реквизитом. Это следует из ст. 8 Закона об исполнительном производстве. В ней говорится об обязательных реквизитах исполнительных документов, к которым относятся также и постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Следует отметить, что некоторые суды отсутствие в таких постановлениях даты их вступления в силу не рассматривают как основание для возвращения взыскателю исполнительного документа (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2005 г. N Ф04-7277/2005(15917-А27-32)).
А.В. Фролова,
юрист
"Арбитражное правосудие в России", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В статье описываются проекты с сайта ВАС РФ: http: // www.arbitr.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представленная статья представляет собой обзор двух проектов с сайта Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам, возникающим в практике арбитражных судов.
Первый из них посвящен вопросам уплаты государственной пошлины российскими и иностранными гражданами через представителей. В связи с вступлением в силу главы 25.3 НК РФ на практике часто возникал вопрос о возможности уплаты госпошлины через представителей, так как не всегда заявитель имеет возможность лично произвести уплату госпошлины. В НК РФ прямо такая возможность не закреплена.
Подлежащий рассмотрению проект ссылается на ст. 59 и ч. 1 ст. 254 АПК РФ, которые закрепляют право на ведение дел в арбитражном процессе через представителей. Соответственно, право на уплату госпошлины через представителей, хотя прямо и не предусмотрено законом, однако не противоречит ему. Во избежание процессуальных проблем, предлагается в платежном поручении на перечисление сумм госпошлины указывать, что плательщик действует от имени представляемого.
Указывается, что данное право распространяется также и на иностранных лиц, так как они пользуются процессуальными правами наравне с российскими гражданами и организациями.
Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О применении судами статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" разъясняет вопрос о том, с какого момента подлежит исчислению трехмесячный срок предъявления к исполнению постановления о назначении административного наказания. Проект закрепляет, что под днем вынесения соответствующего постановления следует понимать момент вступления его в законную силу.
В проекте также подчеркивается, что дата вступления в силу постановления об административных правонарушениях является обязательным реквизитом. Однако, как отмечает автор, некоторые суды отсутствие данного реквизита не рассматривают как основание для возвращения взыскателю исполнительного документа.
Обзор проектов информационного письма Президиума ВАС РФ и постановления Пленума ВАС РФ
Автор
А.В. Фролова - юрист
"Арбитражное правосудие в России", 2007, N 6