г. Пермь
03 октября 2011 г. |
Дело N А71-1405/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Ясиковой Е.Ю., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от истца Чувашева Андрея Николаевича (ОГРН 308184135100032, ИНН 183509768404) - Куряев А.Х., паспорт, доверенность от 04.05.2011,
от ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (ОГРН 1091831007290, ИНН 1831138480) - не явились,
от третьего лица индивидуального предпринимателя Сачкова Виктора Викторовича - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Чувашева Андрея Николаевича
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 июля 2011 года
по делу N А71-1405/2011,
принятое судьей Лиуконен М.В.,
по иску Чувашева Андрея Николаевича
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики
третье лицо: индивидуальный предприниматель Сачков Виктор Викторович
о признании недействительным конкурса,
установил:
Индивидуальный предприниматель Чувашев Андрей Николаевич (далее - предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением (с учетом уточнений требований) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство, ответчик) о признании недействительным конкурса от 25.11.2010 на право заключения договора по организации перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Ижевск-Завьялово-Малая Пурга-Сарапул-Киясово-Каракулино-Камбарка", проводимого Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики по лоту N 78, маршрут "Юськи-Завьялово через Ижевск".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.07.2011 (резолютивная часть решения объявлена 01.07.2011) в удовлетворении исковых требований предпринимателя отказано.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает на то, что аукцион и конкурс в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися (п. 5 ст. 447 Гражданского кодекса РФ) и, соответственно, в силу ст. 449 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) являются недействительными.
В судебном заседании представитель предпринимателя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик и третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в целях организации транспортного обслуживания населения на пригородных маршрутах в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02.02. 2009 N 17 "Об утверждении Порядка проведения конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике", приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 12.10.2010 N 205 утверждена конкурсная документация на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Ижевск - Завьялово - М.Пурга - Сарапул - Киясово - Каракулино - Камбарка".
В соответствии с п. 1.2 Порядка конкурс проводится в целях отбора перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские маршрутные перевозки, формирования эффективной, устойчивой и безопасной системы регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом, укрепления транспортной дисциплины на пригородных и междугородных маршрутах муниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Министерство в целях проведения конкурса определяет условия проведения конкурса и утверждает конкурсную документацию (п.2.2 Порядка).
Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация, в том числе перечень документов, представляемый на участие в конкурсе, требования к их оформлению, критерии определения победителя были опубликованы в средствах массовой информации и размещены на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (http://mindortrans.su).
В Приложении N 1 к конкурсной документации к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Ижевск - Завьялово - М.Пурга - Сарапул - Киясово - Каракулино - Камбарка были выставлены лоты на конкурс по сектору, в том числе по сектору N 78, маршрут "Юс ьки-Завьялово через Ижевск".
В Приложении N 2 к конкурсной документации содержались сведения и перечень необходимых документов, которые должен был предоставить претендент для участия в конкурсе.
В разделе 10 конкурсной документации содержится полный перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе (п. 10.1), требования к их оформлению.
Для участия в конкурсе по лоту N 78 маршрут "Юськи-Завьялово через Ижевск" были поданы две заявки претендентов - индивидуальные предприниматели Чувашев А.Н. и Сачков В.В.
В соответствии с п. 15.3 раздела 15 конкурсной документации "Порядок и сроки рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, условия их отклонения, порядок и критерии определения победителя конкурса" отсутствие документов, указанных в п. 10.1 или несоответствия участника конкурса од ному из требований, предусмотренных п. 4.2 настоящей конкурсной документации, является основанием для отклонения заявки от участия в Конкурсе.
Поскольку в пакете документов, представленных с заявкой предпринимателем Чувашевым А.Н., отсутствовали документы, соответствующие требования подпункта 1 (копии приказов и аттестационные документы на должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения) и подпункта 10.1 п. 10 раздела конкурсной документации (информация УГИБДД МВД по УР: о наличии нарушений правил дорожного движения всеми водителями участника конкурса и об уровне аварийности за последние 12 месяцев; о наличии в течение 12 последних месяцев случаев задержания водителей участника конкурса в нетрезвом состоянии, либо фактов невыполнения законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (вне зависимости работает ли данный водитель у участника конкурса на момент проведения конкурса), подтвержденных протоколами об административных правонарушениях по информации УГИБДД МВД по УР), конкурсной комиссией было принято решение о не допуске предпринимателя Чувашева А.Н. к участию в конкурсе. Данный факт предпринимателем в суде не оспаривается.
По результатам проведения конкурса по лоту N 78 с индивидуальным предпринимателем Сачковым В.В. был заключен договор N 549 от 07.12.2010 об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике N 357 сообщением "Юськи-Завьялово через Ижевск" по тарифам, утвержденным постановлением РЭК Удмуртской Республики.
Считая, что конкурс, в котором участвовал только один участник, является недействительным в силу ст. 449 ГК РФ, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым требованием.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку торги признаны несостоявшимся, то они не могут быть признан недействительными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме), за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать: сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку; предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта, в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам; документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 данного Федерального закона (ч. 1 ст. 27 Закона о размещении заказов).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 данного Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 27 Закона о размещении заказов).
В силу п. 4 и п.5 ст. 27 Закона о размещении заказов в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, обязан передать такому участнику конкурса проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.
При этом государственный или муниципальный контракт заключается с учетом положений части 4 статьи 29 настоящего Федерального закона на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса. Такой участник не вправе отказаться от заключения государственного или муниципального контракта.
В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Из содержания указанных норм, в том числе п. 1 ст. 449 ГК РФ, следует, что в случае признания недействительным размещения муниципального заказа заключенный на основании его результатов муниципальный контракт также признается недействительной сделкой.
Торги, в которых участвовало одно лицо, признаются несостоявшимися (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Следовательно, по результатам несостоявшихся торгов договор не может быть заключен и торги, как способ заключения сделки, не могут быть признаны недействительными.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций ст. 71 АПК РФ, руководствуясь ст.ст. 435, 438 ГК РФ, нормами Закона о размещении заказов суд апелляционной инстанций пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным конкурса от 25.11.2010 по лоту N 78, учитывая, что ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Законом о размещении заказов не предусмотрено оспаривание несостоявшихся торгов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований предпринимателя о признании несостоявшихся торгов недействительными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Доводы апелляционной жалобы по вышеизложенным мотивам судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 июля 2011 года по делу N А71-1405/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чувашева Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1405/2011
Истец: Чувашев Андрей Николаевич
Ответчик: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики
Третье лицо: Сачков Виктор Викторович
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3807/11