Оплата доли в УК имуществом. Вклад в уставный капитал
недвижимым имуществом
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иные условия не оговорены законодательством Российской Федерации. При внесении вклада в уставный (складочный) капитал организации в виде основных средств бухгалтер делает запись по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы и кредиту счета учета расчетов с учредителями. Получение вкладов в виде объектов основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, ценных бумаг отражается в бухучете записями:
Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" (10 "Материалы", 58 "Финансовые вложения"),
Кредит счета 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал".
Имущество, внесенное в качестве вклада в уставный капитал организации, оценивается по стоимости, согласованной учредителями этой организации, сюда прибавляют также фактические затраты на доставку объектов учета и доведение их до состояния, пригодного для эксплуатации. При учете объектов основных средств следует руководствоваться п. 9 и 12 ПБУ 6/01, по товарно-материальным ценностям - п. 8 и 11 ПБУ 5/01.
Для определения нормы амортизации объекта недвижимости, полученного в счет вклада в уставный капитал, следует руководствоваться п. 12 ст. 259 НК РФ, которая разрешает по приобретенным объектам основных средств определять норму амортизации с учетом срока эксплуатации у предыдущего владельца. Для расчета налога на имущество согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по этому налогу рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, объектов основных средств, учитываемых на балансе организации (п. 1 ст. 374 НК РФ). Имущество должно учитываться по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с утвержденным порядком ведения бухгалтерского учета, закрепленным в учетной политике организации. Если для некоторых объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость этих объектов для целей подсчета налога на имущество определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной амортизации, начисленной по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
При приобретении имущества, подлежащего государственной регистрации (недвижимое имущество как раз относится к этой категории), право собственности у приобретателя возникает в момент этой регистрации. До момента государственной регистрации собственником недвижимого имущества остается организация, отчуждающая такое имущество.
Недвижимое имущество в соответствии с порядком и сроками оплаты вкладов в уставный капитал у обществ с ограниченной ответственностью (согласно ст. 16 Закона РФ от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") может быть передано обществу до момента государственной регистрации прав собственности на эту разновидность основных средств.
Стоимость выбывающего объекта основных средств в случае его внесения в качестве вклада в уставный капитал другой организации подлежит списанию с бухгалтерского баланса передающей стороны (согласно п. 29 ПБУ 6/01). На дату фактической передачи имущества должен составляться акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1, утвержденный постановлением ГКС РФ N 7, который является основанием для списания объекта основных средств с учета - у передающей организации; начала учета затрат на приобретение объекта недвижимости в составе незавершенных капитальных вложений по Дебету счета 08-4 "Вложения во внеоборотные активы" - у принимающей стороны. При этом общество может отнести такого рода затраты к незавершенным капитальным вложениям, не дожидаясь оформления документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости (согласно п. 41 Приказа Минфина РФ от 28.07.1998 г. N 34н). Обязанность продавца по уплате налога на имущество прекращается с даты снятия с его бухгалтерского баланса (даты оформления акта приема - передачи по форме ОС-1) объекта основных средств, в частности объекта недвижимости.
Таким образом, с момента внесения недвижимого имущества в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица учредитель, вносящий его в качестве оплаты своей доли, утрачивает на него право собственности, а собственником становится само создаваемое юридическое лицо. При этом право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации, и получатель такого имущества приобретает это право с момента такой регистрации. Недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал считается внесенным и, соответственно, вклад становится оплаченным, только после государственной регистрации права собственности на него создаваемым юридическим лицом.
Пример
ЗАО "Вымпел" получило 25.08.2005 г. от акционера в счет оплаты акций нежилое здание по акту приемки-передачи и подало документы на регистрацию 30.08.2005 г. Регистрация осуществлена 30.09.2005 г., за регистрацию уплачена государственная пошлина 10 000 руб. Денежная оценка вклада, согласованная акционерами, составляет 10 000 000 руб., что не превысило 10 500 000 руб. - стоимость, определенную независимым оценщиком.
Остаточная стоимость здания по данным налогового учета акционера составила 7 000 000 руб. Согласно учетной политике ЗАО "Вымпел" амортизация начисляется линейным методом и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Срок полезного использования, установленный ЗАО "Вымпел" для полученного здания, составляет 20 лет, норма ежемесячных амортизационных отчислений составляет 0,53%.
Бухгалтер ЗАО "Вымпел" для отражения приведенных выше операций делает следующие проводки:
1) 25.08.2005 г.:
Дебет счета 08-4 "Приобретение объектов основных средств",
Кредит счета 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" - 10 000 000 руб. - принято к учету полученное здание;
2) 30.08.2005 г.:
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам",
Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 10 000 руб. - оплачена государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности на здание.
Такая проводка сделана в день подачи документов на государственную регистрацию. Государственная пошлина относится к федеральным сборам, поэтому бухгалтер учел ее на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Дебет счета 08-4 "Приобретение объектов основных средств",
Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 10 000 руб. - госпошлина за государственную регистрацию права собственности на здание учтена в составе капитальных вложений.
Отнести данный вид расхода на вновь приобретаемое основное средство возможно согласно п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", где сказано, что к фактическим затратам при формировании первоначальной стоимости основных средств относятся в том числе и регистрационные сборы, государственные пошлины и другие платежи, связанные с приобретением права собственности на объект основных средств. В налоговом учете госпошлина за регистрацию права собственности на недвижимое имущество включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно на дату ее начисления.
Дебет счета 01-1-1,
Кредит счета 08-4 "Приобретение объектов основных средств" - 10 000 руб. - здание взято на учет как объект основных средств, право собственности на которое еще не зарегистрировано, (10 000 000 руб. + 10 000 руб.). Если объект недвижимости уже эксплуатируется, акт по приему-передаче уже оформлен и документы переданы на государственную регистрацию, его разрешается принимать к учету в качестве основных средств на отдельном субсчете, например 01-1-1 "Недвижимость, на которую право собственности не зарегистрировано".
До момента государственной регистрации права собственности на объект недвижимости бухгалтер должен начислять износ на него:
Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы",
Кредит счета 02 "Амортизация основных средств" - 53 053 руб. - начислена амортизация по используемому зданию (10 010 000 руб. х 0,53%) Износ должен начисляться ежемесячно как по обычному амортизируемому объекту основных средств. Это правило может распространяться на объекты недвижимости, так как их регистрация - достаточно длительный процесс. Акт по приему-передаче и другие документы, подтверждающие переход права собственности, находятся в это время в регистрирующих органах.
Далее в нашем примере возникает так называемое постоянное налоговое обязательство (ПНО). Из-за отличной стоимостной оценки здания в бухгалтерском и налоговом учете суммы амортизации также различаются, что приводит к возникновению постоянной разницы и ежемесячному формированию постоянного налогового обязательства:
Дебет счета 99 "Прибыли и убытки",
Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 3829 руб. - начислено ПНО. ((53 053 руб. - амортизация для налогового учета: 7 000 000 руб. х 0,53%) х 24%).
30.09.2005 г.
Дебет счета 01-1 "По видам основных средств",
Кредит счета 01-1-1 - 10 010 000 руб. - здание принято к учету в составе основных средств на праве собственности.
Если размер величины вклада в уставный капитал недвижимым имуществом определить по данным налогового учета отчуждающей его стороны, то возникающих отклонений из-за различия в бухгалтерском и налоговом учете денежных оценок данного имущества, полученного в счет вклада в уставный капитал, не будет.
Описание вышеперечисленных проводок должно быть подтверждено в следующих документах. Это договор о создании ЗАО "Вымпел", свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, передаваемое в качестве вклада в уставный капитал, квитанция о приеме документов на государственную регистрацию (для определения даты принятия к учету), инвентарная карточка объекта основных средств, акт о приеме-передаче по форме ОС-1, акт независимого оценщика. Кроме того, главный бухгалтер ЗАО "Вымпел" должен подготовить справку с расчетом ПНО.
Вклад в уставный (складочный) капитал в виде имущества является финансовым вложением организации. Это установлено в п. 3 ПБУ 19/02 (44). Предприятие может внести в качестве вклада в уставный капитал другой организации недвижимое имущество, оборудование, сырье и т.п. В бухгалтерском учете такая передача отражается как финансовое вложение.
С.Ф. Курбатова
"Горячая линия бухгалтера", N 14, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.