Вознаграждение за объем продаж: как оформить "первичку"
Скидки хорошим клиентам предоставляют почти все оптовые компании. Учет таких бонусов создает множество проблем для бухгалтера. Одна из них - как правильно выписать первичные документы.
И раз, и два
Скидки условно можно разделить на две группы:
- предоставляемые как снижение цены сделки;
- предоставляемые без изменения цены сделки. В этом случае цена договора остается прежней, а продавец предоставляет покупателю премию в виде денег, отгрузки товара или списания задолженности.
Рассмотрим, как нужно оформлять первичные документы в обоих случаях.
Скидка утром, покупка вечером
Цена на товары, работы или услуги определяется соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК). После заключения договора цену можно изменить в случае, если это предусмотрено законом либо установлено в самом договоре (п. 2 ст. 424 ГК).
Изменение первоначальной цены - один из видов скидки. О том, как оформить такое изменение, рассказывает налоговый консультант Алла Ильина. "Скидки, которые предоставляет продавец, - говорит Алла Леонидовна, - элемент маркетинговой политики фирмы. Скидки, при которых пересматривается цена договора, нельзя считать расходом. Это корректировка выручки. Такого мнения придерживается Минфин (письмо от 2 мая 2006 г. N 03-03-04/1/411).
Если фирма снижает цену до того, как товар продан, никакие исправления в документы и отчетность вносить не нужно. Вы просто показываете в счете, счете-фактуре и накладной фактическую цену продаваемого товара. Однако в счете нужно также указать первоначальную цену товара и размер скидки. В сноске желательно обосновать правомерность предоставления скидки. Это могут быть ссылки на пункты Положения о скидках или маркетинговую политику. Сделать это нужно для того, чтобы уменьшить придирки налоговиков, которые при проверках тщательно изучают сделки с заниженными ценами".
Снижение постфактум
Однако в тексте договора может содержаться такое правило: после того, как покупатель приобретет товар на определенную сумму, цена на него снизится задним числом. Цену поставщик также может изменить, если покупатель погасил долги по поставке раньше определенного срока. Выходит, что при отгрузке товара в накладных и счетах-фактурах была указана верная на тот момент стоимость товара. Но она не учитывала сегодняшнюю скидку.
Как было сказано ранее, изменение цены вызывает корректировку выручки. А значит, при такой скидке продавец должен внести коррективы в накладные и счета-фактуры. Имейте в виду, что такие изменения приведут к тому, что фирма должна будет подавать уточненные декларации по налогам (письмо Минфина от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/190).
Премируем самых достойных
Существуют и такие скидки, которые не меняют цену товара. Продавец может после выполнения определенных условий просто пересмотреть задолженность и освободить покупателя от части обязательств по оплате.
В международной практике такое освобождение оформляется кредит-нотой. В России такого понятия, как "кредит-нота", нет. Поэтому для обоснования скидки продавец и покупатель должны подписать акт или протокол, в котором нужно подтвердить тот факт, что покупатель выполнил условия, указанные в договоре, а также указать сумму скидки. Унифицированной формы такого документа нет. Однако он должен содержать все реквизиты, указанные в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Имейте в виду, что российским законодательством также не предусмотрено оформление "отрицательного" счета-фактуры. К тому же, по мнению финансистов, премии, полученные покупателем без изменения цены товара, НДС не облагаются. А значит, продавец не сможет уменьшить базу по НДС на сумму скидки (письмо Минфина от 20 декабря 2006 г. N 03-03-04/ 1/847).
Получи товар... бесплатно
В договоре купли-продажи может быть прописано и такое положение: после выполнения определенных условий часть товара покупатель получит бесплатно.
Такой бонус, по мнению Ирины Перелетовой, генерального директора ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"", можно отнести к скидкам, которые не уменьшают базовую цену товара.
Так как бонусный товар отгружается покупателю без последующей оплаты, его стоимость, считает Ирина Перелетова, необходимо отражать в бухгалтерском учете у продавца в качестве прочих расходов.
В налоговом учете продавца стоимость бонусного товара в соответствии с пунктом 19.1 статьи 265 Налогового кодекса будет признаваться внереализационным расходом. Такая позиция подтверждена представителями Минфина в письме от 28 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/462.
Условие о предоставлении покупателю скидки в виде стоимости бонусного товара нужно обязательно отразить в договоре купли-продажи. При этом из договора должно быть понятно, что отгрузка бонусного товара - это премия покупателю за выполнение определенных условий, так как дарение в отношениях между коммерческими организациями на сумму свыше 500 рублей запрещено (п. 4 ст. 575 ГК).
Предоставление бонуса необходимо оформить протоколом, актом или иным документом. В нем нужно указать объем приобретенных товаров, дающий право на получение скидки (бонусного товара).
Как известно, все операции должны оформляться первичными документами. Отгрузка товаров оформляется накладной, составленной по унифицированной форме N ТОРГ-12. Соответственно при отгрузке бонусного товара организации необходимо выписать накладную. При этом в ней необходимо указать наименование и количество бонусного товара. А вот его стоимость, на взгляд Ирины Викторовны, в накладной должна быть указана нулевая.
От скидки к услуге
Чтобы поставщик не терял на НДС, а также партнеры были избавлены от изменения "первички" и подачи уточненных деклараций, скидку можно "закамуфлировать" под договор оказания услуг. Например, покупатель может оказать услуги по изучению рынка сбыта. В итоге поставщик получит от покупателя акт на оказание услуг и счет-фактуру. И может с чистой совестью поставить НДС по таким услугам к вычету.
Важна не только "первичка"
Для того чтобы избежать претензий налоговиков, правильно оформленной "первички" недостаточно. Во-первых, в компании должна быть тщательно продумана и оформлена маркетинговая политика. Ведь скидки являются одним из ее элементов. Как приложение к маркетинговой политике можно оформить Положение о скидках. "Чтобы это Положение можно было считать внутренним нормативным актом, - говорит Алла Ильина, - оно должно действовать в течение длительного времени и устанавливать общий порядок предоставления скидок покупателям". Если компания предоставляет индивидуальные скидки, в Положении о скидках следует это указать.
Во-вторых, можно утвердить список крупных клиентов, которым предоставляются индивидуальные скидки.
И в-третьих, правила применения скидок следует прописать в договоре или сделать в нем ссылку на маркетинговую политику. Только в этом случае инспекторам будет сложно доказать неверный расчет налогов.
А не проверить ли нам цены?
Снижая цену товара, продавец рискует тем, что налоговики к такой сделке могут применить положения статьи 40 Налогового кодекса. В ней сказано, что, если разница в цене на один и тот же товар составляет больше 20%, инспекторы могут пересчитать эти цены. Естественно, делать они это будут в сторону повышения. И, как следствие, доначислят фирме налоги.
"Отбиться" от претензий налоговиков можно с помощью правильно составленной маркетинговой политики. Ведь ее положения могут влиять на рыночную цену товара (п. 3 ст. 40 НК). И налоговики не могут этого не учитывать.
С. Блинова
"Расчет", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru