Новые правила для "спецрежимников"
В Налоговый кодекс Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ внесены очередные поправки. Основная их часть касается тех глав, которые посвящены спецрежимам. Рассмотрим, на что стоит надеяться и чего стоит опасаться "упрощенцам" и "вмененщикам" не только в следующем, но и в этом году. Ведь отдельные поправки вступают в силу задним числом и действуют с 1 января 2007 года.
Расходов стало больше
Начнем с приятного: законодатели увеличили список расходов, которые могут учесть "упрощенцы" в уменьшение базы по единому налогу. Во-первых, список дополнили расходами на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в новой редакции). Во-вторых, теперь появилась возможность учесть расходы на обслуживание ККТ и вывоз мусора (подп. 35, 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в новой редакции).
Дабы предотвратить все споры, законодатели еще раз уточнили, что сумму единого налога в состав расходов включить нельзя. Финансисты и раньше были против такого вида расходов (письмо Минфина России от 29 апреля 2005 г. N 03-03-02-04/1/104). Однако теперь эта норма закреплена законодательно (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в новой редакции).
Уточнили законодатели и то, как нужно учесть возвращенные авансы. В том периоде, когда вы вернули деньги, фирма должна уменьшить доходы на сумму возврата. Заметим, что и раньше налоговики придерживались такого же мнения (письмо УФНС по г. Москве от 28 ноября 2005 г. N 18-11/3/87288). Однако теперь такое положение закреплено законодательно (п. 1 ст. 346.17 НК РФ в новой редакции).
Кроме того, статья 170 Налогового кодекса была дополнена новым пунктом. Относится он к тем фирмам на спецрежимах, которые заплатили НДС в качестве налогового агента. Даже если вы вернете товар поставщику, сумму налогов исключать из расходов не надо.
Еще одна приятная новость. Расходы по хранению, обслуживанию и перевозке товаров можно учесть сразу после оплаты (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в новой редакции). Реализации товаров теперь дожидаться не надо.
Учтем частичную оплату
Рассмотрим подробнее учет основных средств в новом свете. Как уже было сказано выше, список "упрощенных" расходов пополнился затратами на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Учитывать такие затраты законодатели предлагают в соответствии с положениями пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса (п. 4 ст. 346.16 НК РФ в новой редакции). А значит, фирмы должны увеличить на эти расходы стоимость основных средств. Алгоритма, как в дальнейшем списывать такие расходы, законодатель нам не дает. Наиболее вероятно, что Минфин предложит действовать по правилам списания основных средств - равными долями в течение налогового периода.
Законодатели прописали еще одно изменение в учете основных средств. Теперь в расходах можно учесть сумму частичной оплаты (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ в новой редакции). Напомним, что до комментируемых изменений Минфин был категорически против того, чтобы фирмы учитывали в расходах стоимость основных средств до того, как полностью расплатятся за них (письмо Минфина России от 16 мая 2006 г. N 03-11-04/2/108). Теперь все претензии как финансистов, так и налоговиков, будут беспочвенны. Однако это изменение скрывает в себе определенную проблему - нет полной ясности того, как нужно учитывать частичную оплату. Скорее всего, бухгалтеру предстоит рассчитывать долю, которую можно учесть в текущем квартале, на каждый платеж отдельно (как если бы покупали каждый раз новое основное средство). Однако простор для фантазии есть, и Минфин может удивить нас каким-нибудь иным алгоритмом расчета.
Трудности перехода
Законодатели также внесли поправки в те статьи, которые касаются перехода между системами налогообложения.
Во-первых, они уточнили, что при переходе фирмы-"упрощенца" с 15 процентов на 6 процентов расходы, относящиеся к периодам применения объекта налогообложения "доходы" учесть нельзя (п. 4 ст. 346.17 НК РФ в новой редакции). Даже если они были оплачены уже после перехода на объект "доходы минус расходы".
Во-вторых, теперь Налоговый кодекс уточняет, что делать, если фирма-"упрощенец" купила основное средство, а в расходы его списать не успела, так как перешла на общую систему. Остаточную стоимость такого основного средства в налоговом учете нужно будет уменьшить на те расходы, которые вы уже учли при применении "упрощенки". Такая норма действовала и раньше. Однако теперь фирмы таким же образом могут учесть расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.
В-третьих, сумму НДС с авансов фирмы, которые переходят на "упрощенку", могут поставить к вычету заранее. Для этого не нужно дожидаться реализации товара - к тому времени компания уже не будет платить НДС. Поставить налог к вычету нужно в последней перед переходом на "упрощенку" декларации по налогу на добавленную стоимость (п. 5 ст. 346.25 НК РФ в новой редакции). Однако законодатель поставил одно условие: сумму налога следует вернуть покупателю. То же правило действует и при переходе с общего режима на "вмененку".
В-четвертых, если вы перешли с "упрощенки" на общий режим, но не успели поставить НДС по товарам, работам, услугам в расходы, став плательщиком НДС, вы сможете поставить сумму налога к вычету (п. 6 ст. 346.25 НК РФ в новой редакции). Также НДС по товарам, которые фирма-"вмененщик" не успела использовать до перехода на общую систему, она может впоследствии поставить к вычету.
Доходы и расходы при переходе с "упрощенки" на общую систему теперь нужно учесть, не дожидаясь оплаты, в месяце перехода на традиционную систему.
Также законодатели уточнили список документов, которые нужно передать в налоговую для освобождения от НДС. Как известно, фирмы на общем режиме могут получить освобождение от уплаты НДС, если их квартальная выручка меньше двух миллионов (п. 1 ст. 145 НК РФ). Для этого фирмы должны принести в инспекцию выписку из баланса, выписку из книги продаж и копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6 ст. 145 НК РФ). Естественно, что фирма, только что потерявшая право на применение "упрощенки", таких документов попросту не имеет. Специально для них был дополнен пункт 6 статьи 145 Налогового кодекса. Нетрудно догадаться, что освобождение от НДС такие компании будут подтверждать выпиской из книги учета доходов и расходов.
Немного о патенте
Федеральным законом N 85-ФЗ были внесены исправления и в статью 346.25.1 Налогового кодекса. В частности, был подкорректирован перечень видов деятельности, осуществляя которые, предприниматель может применять патентную "упрощенку". Также уточнено, что перейти на общую упрощенку можно только по истечении периода, на который выдается патент. Это может быть срок в квартал, 6 месяцев, 9 месяцев или год.
Патент будет действителен только на территории одного субъекта. Если вы хотите работать дополнительно в другой области, вам нужно получить патент и там. Что делать в ситуации, если в одном субъекте патент получить можно, а в другом патентной "упрощенки" нет, законодатель умалчивает. О возможности применять оба вида "упрощенки" нигде не написано. Механизма распределения расходов между общей и патентной "упрощенкой" в законодательстве нет. Правда, в Налоговом кодексе прописано, что при нарушении правил применения патентной УСН предприниматель должен платить налоги по общей системе и стоимость патента ему не вернут. Однако расширение бизнеса до соседнего субъекта вряд ли можно назвать нарушением. В общем, что делать, если вы оплатите патент на весь год, а в середине года решите работать еще и в другой области, где патенты не выдают, пока не ясно. Будем ждать арбитраж и разъяснения.
В правилах применения патентной "упрощенки" законодатель внес еще два изменения. Во-первых, потенциально возможный доход будет индексироваться на коэффициент-дефлятор. А во-вторых, стоимость патента можно уменьшить на сумму обязательных взносов в Пенсионный фонд.
Также уточнено, что декларации патентные "упрощенцы" не сдают, а вот налоговый учет вести должны.
НДС "упрощенцу" не товарищ
Если до 2006 года иностранные фирмы могли платить налоги по упрощенной форме, то с начала прошлого года им это делать запрещено. Пункт 3 статьи 346.12 был дополнен подпунктом 18, который гласил, что не вправе применять "упрощенку" "иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации". Теперь подпункт 18 изменен: платить единый налог по УСН не могут просто "иностранные организации". Скорее всего, это просто косметическое исправление, так как без постановки на учет в России в качестве постоянного представительства, иностранная фирма вряд ли сможет подать заявление о применении УСН.
Были также внесены пункт 2 и пункт 3 статьи 346.11 Налогового кодекса, теперь будет четко сказано, что "упрощенцы" должны платить налог на добавленную стоимость.
В пункте 4 статьи 346.12 Налогового кодекса прописано, что фирмы, которые платят ЕНВД, могут перейти на "упрощенку" по остальным видам деятельности. Для этого фирма не должна превысить лимиты по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов. Эти показатели нужно взять в целом по фирме. А вот предельную величину доходов вы должны взять только по деятельности, подпадающей под общую систему. Выручку по "вмененке" брать в расчет не нужно.
Не забыли законодатели и статью 346.13 Налогового кодекса. В пункте 4 теперь будет сказано, что фирмы, считающие единый налог по ставке 6 процентов, при заключении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом должны платить налоги по общей системе.
"Вмененка" и крупнейшие фирмы не совместимы
Законодатели не обошли изменениями и главу, посвященную "вмененке". Так, отныне запрещено применять "вмененку" по услугам общепита учреждениям образования, здравоохранения и социального обеспечения. Если раньше под "вмененку" попадали услуги по сдаче в аренду торговых точек на рынке, то теперь подпункт 13 пункта 2 кодекса дополнился услугами по сдаче в аренду объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов) и объектов общепита, которые не имеют зала обслуживания посетителей. Также с 1 января 2008 года "вмененку" будут платить те, кто сдает в аренду землю под указанные выше объекты.
Если раньше под "вмененку" не попадала работа простого товарищества (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ), то теперь законодатели к этой категории отнесли и деятельность в рамках договора доверительного управления имуществом. Также "вмененку" не будут платить те фирмы, которые можно отнести к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса.
Изменение терминов
Федеральный закон N 85-ФЗ внес также многие коррективы в определения и термины, которые используются в главе Налогового кодекса, посвященной ЕНВД.
Из определения коэффициента К2 убрали слова "фактический период деятельности" (абз. 6 ст. 346.27 НК РФ в новой редакции). Будем надеяться, что это просто косметическая корректировка, и Минфин не вынесет из нее каких-либо негативных выводов для компаний. К тому же в пункте 6 статьи 346.29 Налогового кодекса указано, что К2 "определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода".
Из-под ЕНВД выпали услуги по гарантийному ремонту автотранспорта (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ в новой редакции).
Из розницы, попадающей под ЕНВД, исключили торговлю газом в баллонах, грузовыми и спецавтомобилями, прицепами, автобусами, посылочную торговлю, торговлю через телемагазины и интернет, а также продажу лекарств по льготным рецептам (абз. 12 ст. 346.27 НК РФ в новой редакции).
Продажи через торговые автоматы законодатели теперь отнесли к стационарной торговой сети, не имеющей залов (абз. 12 ст. 346.27 НК в новой редакции). Раньше такая торговля "прикреплялась" к общепиту.
Из определения услуг общепита законодатели исключили производство и реализацию алкоголя и пива (абз. 19 ст. 346.27 НК РФ в новой редакции).
В Федеральном законе N 85-ФЗ дано развернутое определение термина "торговое место" (абз. 30 ст. 346.27 НК РФ в новой редакции) и введено определение "стационарное торговое место" (абз. 31 ст. 346.27 НК РФ в новой редакции).
В подпункте 12 пункта 2 статьи 346.26 лимит общей площади для гостиниц теперь определяется размером "помещений для временного размещения и проживания" (раньше это были "спальные помещения"). Соответственно в статье 346.27 определено, что относится к таким помещениям. Что интересно, в таблицу по вмененной доходности законодатели забыли внести изменения, и она даже в новой редакции зависит от площади спального помещения.
Также законодатель уточнил, что площадь стоянки равна общей площади земельного участка, на котором она расположена.
Маршруткам не повезло
Федеральным законом N 85-ФЗ также будет изменена базовая доходность услуг по перевозке пассажиров. Со следующего года она составит 1 500 рублей на одно посадочное место. Сейчас этот показатель составляет 6 000 рублей за машину.
Законодатели ввели такой показатель, как базовая доходность торгового места, площадью выше 5 квадратных метров. Сейчас за место любой площади показатель базовой доходности составляет 9 000 рублей. В 2008 году этот показатель смогут использовать только точки размером меньше 5м2. У остальных торговых точек базовая доходность будет зависеть от площади - 1 800 рублей за квадратный метр. Каким образом можно измерить площадь торгового места законодатели не уточнили. Например, его размер будет весьма затруднительно определить, если фирма торгует в розницу с территории склада.
Также законодатели поделили в зависимости от площади (до и свыше 5 квадратных метров) базовую доходность услуг по сдаче в аренду торговых мест. Федеральным законом N 85-ФЗ введен показатель базовой доходности услуг по сдаче в аренду земельных участков под торговые места. Он также дифференцируется в зависимости от площади. Граница составляет 10 квадратных метров.
Ошибка Минфина - "уточненка" для бухгалтера
Считая единый налог на вмененный доход за I квартал 2007 года, вы применяли коэффициент-дефлятор К1 в размере 1,241. А что делать, если финансисты настаивали на том, что использовать нужно не коэффициент-дефлятор за 2007 год, равный 1,096, а расчетный коэффициент (письмо Минфина России от 2 марта 2007 г. N 03-11-02/62)? Получили его финансисты, перемножив К1 за 2006 год (1,132) и К1 за 2007 год (1,096), и декларации с другим значением коэффициента налоговики не принимали. Фирмы же вынуждены были платить завышенный налог.
Однако работники Минфина осознали свою ошибку и отменили злополучное письмо (письмо Минфина России от 29 мая 2007 г. N 03-11-02/151). Теперь вы с чистой совестью можете пересчитать налог в меньшую сторону. Правда, это потребует лишних трудозатрат по подаче "уточненки". Но такова судьба российского бухгалтера. Можно только порадоваться тому, что финансисты опомнились до того, как фирмы сдали декларации за II, III и IV кварталы 2007 года.
Внимание!
Основная часть изменений, внесенных Федеральным законом N 85-ФЗ, вступит в силу с 1 января 2008 года. Однако имейте в виду, что коррективы отдельных положений кодекса (подп. 9 п. 3 ст. 149, п. 9 ст. 165, абз. 2 п. 9 ст. 167, ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ) действуют задним числом и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (ст. 3 Федерального закона N 85-ФЗ).
С. Блинова
"Расчет", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru