г. Москва
04 октября 2011 г. |
Дело N А41-3469/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Александрова Д.Д., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: закрытого акционерного общества "Альфа-Медика" (ИНН:7726235982, ОГРН:1027700167868): Моревой Л.Н., по доверенности от 24.02.2011 N б/н, Джавахяна Р.М., по доверенности от 24.02.2011 N б/н;
от административного органа: Ногинской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы: Ступников А.А., по доверенности от 25.05.2011 г.; от Московской областной таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы: Ступников А.А., по доверенности от 11.05.2011 N 03-17/248,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ногинской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Московской области от 07.06.2011 по делу N А41-3469/11, принятое судьей Бычковой А.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Альфа-Медика" (ИНН: 7726235982, ОГРН: 1027700167868) к Ногинской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Альфа-Медика" (далее - ЗАО "Альфа-Медика", общество, заявитель, декларант) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Ногинской таможне:
- о признании решения Ногинской таможни от 25.11.2010 N 10126000-12-16/354 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД незаконным;
- об отмене решения Ногинской таможни от 25.11.2011 N 10126000-12-16/354 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Суд первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, удовлетворил ходатайство истца об уточнении требований, в котором просит суд признать решение Ногинской таможни об отмене, как не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, решения таможенного поста Некрасовский о подтверждении классификационного кода 9018 90 850 0 товара N 1 (грузовая таможенная декларация N 10126100/260210/0000931 - далее ГТД) - аспиратор назальный WC-150 с принадлежностями, незаконным, а соответствующее Решение Ногинской таможни от 25.11.2010 года N 10126000-12-16/354 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.06.2011 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, таможенный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представители общества против доводов апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 48 АПК РФ, произвел замену заинтересованного лица по делу - Ногинскую таможню на Московскую областную таможню.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Во исполнение внешнеторгового контракта от 01.08.2006 N 02.06-ВW, заключенного с фирмой В. Wеll Limited (Б. Уэлл Лимитед, Англия), ЗАО "Альфа-Медика" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и представило к таможенному оформлению на таможенный пост Некрасовский Ногинской таможни по ГТД N 10126100/260210/0000931 товар "Аспиратор назальный WC-150 с принадлежностями" в общем количестве 11088 комплектов.
Декларантом товар был классифицирован в позиции 9018 90 850 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС). Данному коду товара соответствует описание товарной позиции "приборы и устройства прочие, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения; инструменты и оборудование, прочие; прочие" и нулевая ставка ввозной таможенной пошлины.
Таким образом, обществом при таможенном оформлении товара по ГТД N 10126100/260210/0000931 был уплачен только сбор за таможенное оформление.
Решением Ногинской таможни от 25.11.2010 N 10126000-12-16/354 в порядке ведомственного контроля решение таможенного поста Некрасовский Ногинской таможни о подтверждении заявленного декларантом классификационного кода товара признано несоответствующим законодательству и отменено. Указанным решением Ногинской таможни товар был классифицирован в товарной позиции 8414 10 890 0 ТН ВЭД ТС (ставка ввозной таможенной пошлины - 0).
ЗАО "Альфа-Медика", не согласившись с решением Ногинской таможни, обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом первой инстанции решения о признании акта органа, осуществляющего публичные полномочия недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары при их декларировании таможенными органами подлежат классификации, т.е. в отношении декларируемых товаров определяется классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Выбор конкретного кода товара по ТН ВЭД России основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Согласно пунктом 23 Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД (утверждена приказом ФТС N 500 от 17.03.2010, далее - инструкция) уполномоченные отделы таможни осуществляют контроль за правильным определением классификационного кода ТН ВЭД на основании сведений о товарах, указанных как в электронных копиях ГТД, так и в экземплярах ГТД на бумажном носителе, документах, приложенных к ГТД, и акте таможенного досмотра (при наличии).
В дополнении N 1 к декларации N10126100/260210/0000931 указан перечень документов, прилагаемых к декларации, где, в том числе, указано регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06232, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в отношении аспиратора назального WC -150, которое в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.10.2006 г.. N735 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" (рег. Минюст РФ 30.11.06 N 8542) является документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения в процессе исполнения государственной контрольно-надзорной функции Росздравнадзора с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации.
После государственной регистрации изделий медицинского назначения в рамках предусмотренных законом процедур такие изделия идентифицируются в качестве изделия медицинского назначения и любое лицо вправе импортировать, продавать и применять такие изделия на территории РФ, т.е. после регистрации это изделие, в частности, не может быть отнесено к другой категории товаров.
Это же положение подтверждено Письмом ФТС РФ от 14.04.2008 N 01- 11/14678 и письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.08.2007 N04-16491/07, адресованным ФТС РФ.
Вместе с тем, п. 3 вышеназванной Инструкции установлено, что определение классификационного кода (классификационных кодов) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного Союза, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (Международная Конвенция о гармонизированной системе описания и кодировании товаров, Брюссель 14 июня 1983 г., далее Конвенция) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Согласно пункту 1 статьи 3 Конвенции договаривающиеся Стороны обязуются, что их таможенно-статистические номенклатуры будут находиться в соответствии с Гармонизированной системой, и использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В рамках существующего нормативно-правового регулирования классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, являющимися составной частью Единого таможенного тарифа таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) (утв. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 18, 130).
Пункт 1 правил интерпретации ТН ВЭД устанавливает, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
По результатам проверки Ногинская таможня классифицировала заявленный товар в соответствии с кодом ТН ВЭД России 841410890, отнеся товар к группе насосы воздушные или вакуумные и субпозиции насосы вакуумные прочие.
Между тем, таможенный орган не учел характеристики и свойства товара, как изделия медицинского назначения. Поскольку прибор является медицинской техникой, он не может быть использован в других целях и может применяться только в лечебной практике.
Вместе с тем, коду ТН ВЭД России 841410890 соответствуют изделия, классифицируемые российским классификатором продукции в группе оборудование и материалы электротехнические и соответствуют коду 3448. В регистрационном удостоверении N ФСЗ 2010/06232 от 16 февраля 2010 г., выданном Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Министерства здравоохранения РФ, указан код товара в соответствии с ОКП 94 44 70 - медицинская аппаратура аппараты вакуумно- нагнетательные для вливания и ирригации. Так же в сертификате соответствия РОСС GВ.ИМ04.В07575, выданном Центром сертификации медицинских изделий ВНИИМП указанны коды ОК 005 - 944470 и ТН ВЭД 9018 90 850 приборы и устройства, применяемые в медицине прочие.
На основании Приказа министерства промышленности и энергетики РФ от 22.03.2006 N 53 "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов" указание кода ТН ВЭД в сертификате соответствия для импортной продукции обязательно и относится к информации, позволяющей идентифицировать объект. Указывается код продукции по классификатору ТН ВЭД, в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что осуществленная Ногинской таможней классификация товара по ТН ВЭД вошла в противоречие с информацией, отраженной в Сертификате соответствия, решением Росздравнадзора, принятого в рамках осуществляемой государственной контрольно-надзорной функции, о государственной регистрации аспиратора назального WC-150 в качестве прибора медицинской техники.
Вместе с тем, соответствующее регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06232 от 16.02.2010 было предъявлено ЗАО "Альфа-Медика" при таможенном оформлении.
В соответствии с Правилами продаж отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 .N 55 при продаже изделий медицинского назначения предусмотрено ознакомление потребителя с сертификатом соответствия и регистрационным удостоверением изделия медицинского назначения, а так же реализация изделий медицинского назначения, прошедший регистрацию.
Таким образом, оспариваемое решение таможни нарушает законные права и интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, поскольку отнесение товара к товарной позиции ТН ВЭД 8414 препятствует продаже на территории РФ в связи с несоответствием информации, содержащейся в регистрационном удостоверении и Сертификате соответствия, что создает ситуацию неопределенности и может привести потребителя в заблуждение относительно действительных свойств товара, что создает для ЗАО "Альфа-Медика" необоснованные препятствия при его реализации.
Ссылка таможни на одинаковую ставку вывозной пошлины (0%) для каждого из названных классификационных кодов судом отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае нарушение прав заявителя состоит в невозможности реализации товара, а не в сумме подлежащей уплате пошлины.
Принятие незаконного решения обусловлено тем, что при классификации товара по ТН ВЭД Ногинская таможня нарушила правило, установленное п. 1 правил интерпретации ТН ВЭД, так как примечание 1 к разделу ХVI, в который входит 84 группа товаров к которой относится позиция 841410890, четко определяет, что в данный раздел не включатся изделия группы 90, в том числе изделия медицинские или хирургические и их принадлежности.
Доводы апелляционной жалобы таможенного органа о том, что конкуренция между товарными позициями 9018 и 8414 ТН ВЭД ТС должна быть разрешена путем применения основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС:
- "примечанием 3 к разделу ХVI установлено, что комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию."
- "примечанием 4 к разделу ХVI закреплено, что если машина (включая комбинацию машин) состоит из отдельных компонентов (независимо от того, расположены они отдельно или соединены трубопроводами, трансмиссионными устройствами, электрическими кабелями или другими устройствами), предназначенных для совместного выполнения четко определенной функции, охваченной одной из товарных позиций группы 84 или 85, то она классифицируется в товарной позиции, соответствующей этой определенной функции."
- "согласно примечаниям 3 и 4 к разделу ХVI, применяемых также в рамках товарной группы 90, если существует конкуренция между товарными позициями группы 90 и группы 84 или 85, то классификация товара осуществляется в рамках групп 84 или 85" являются несостоятельными, поскольку спорное изделие не является комбинированной машиной, а так же не содержит отдельных компонентов, являющихся товаром классифицируемых в позициях 84,85 в соответствии с примечание 1 к разделу ХVI. Более того, примечание 1 к группе 90 исключает из группы 90 только насосы с измерительными приборами товарной позиции 8413 (подпункт ж). Между тем, при классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД необходимо учитывать целевое и функциональное назначение изделий.
Назальный аспиратор приобретался заявителем для целей дальнейшей продажи, что предполагает возможность его реализации как на территории РФ, так и за ее пределами.
В силу действия с п. 1 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного Союза, классификация товаров в таможенных целях осуществляется на основании Гармонизированной системы в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров означает номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а так же Основные правила интерпретации Гармонизированной системы.
Классификация товара в соответствии с кодом ТН ВЭД России 841410890 подразумевает аналогичную классификацию при экспорте товара, что также является обстоятельством вводящим в заблуждение покупателя, не позволяющим идентифицировать товар как медицинскую технику, создает для заявителя препятствия в реализации возможности продажи данного товара на экспорт.
Так, в соответствии с положениями ст. 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленные в статье в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП), а также Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 утвержден перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС, при этом, в п.2 Примечания к названному постановлению указано, что принадлежность отечественной медицинской техники к перечисленной в перечне подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 00509 3 (ОКП), приведенных в перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии. Постановление не указывает каким образом определяется принадлежность медицинской техники зарубежного производства к перечисленной в перечне.
Вместе с тем, постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" в целях классификации используются как коды ОКП, так и коды ТН ВЭД.
По аналогичной ситуации Письмом от 1 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/1420@ о размере ставки НДС, применяемой при реализации на территории РФ продовольственных товаров, Федеральная налоговая служба РФ разъяснила, что поскольку в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 908 отсутствуют правила применения кода ОКП в случае, если ввозимый на территорию Российской Федерации импортный товар реализуется на территории Российской Федерации, указывающие на необходимость для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость определять соответствие кода ТН ВЭД России коду ОКП, то в этой связи применение кода ТН ВЭД производится не только при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, но и при реализации этой ввезенной импортной продукции на территории Российской Федерации.
Таким образом, налоговые органы при определении ставок налога на добавленную стоимость на импортируемые товары принимают во внимание как код ТН ВЭД так и код ОКП, что создает заявителю определенные препятствия по применению 0 % ставки налога на добавленную стоимость при реализации товара на внутреннем рынке России.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.06.2011 по делу N А41-3469/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3469/2011
Истец: ЗАО "Альфа-Медика"
Ответчик: Воронежская таможня, Воронежская таможня (представитель Ногинской таможни), Ногинская таможня
Третье лицо: Московская областная таможня, Ногинская таможня ЦТУ ФТС РФ