Некоторые аспекты взаимодействия энергосбытовых и сетевых
организаций на розничных рынках электроэнергии
В настоящее время в Российской Федерации активно проводятся мероприятия по реформированию электроэнергетической отрасли страны, моделированию новых отношений субъектов электроэнергетики, модернизации алгоритмов функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии.
"Конституцией" розничных рынков являются Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков).
В ходе реформирования электроэнергетики дочерние (зависимые) общества ОАО "РАО "ЕЭС России"", ранее совмещавшие деятельность по генерации, купле-продаже и передаче электроэнергии, были разделены. Выделившиеся в ходе реорганизации энергосбытовые организации получили статус гарантирующего поставщика электроэнергии. Согласно абз. 17 ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под гарантирующим поставщиком электроэнергии понимается коммерческая организация, которая в соответствии с указанным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами обязана заключить договор купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к ней потребителем либо с действующим от его имени и в его интересах лицом. Следовательно, гарантирующий поставщик электроэнергии является особым видом энергосбытовых организаций.
Для реализации схемы энергоснабжения каждого потребителя помимо организации, обеспечивающей поставку необходимого количества электроэнергии (энергосбытовой организации), необходим субъект электроэнергетики, который осуществляет ее доставку в энергопринимающие устройства потребителя (сетевую организацию).
Таким образом, от эффективного взаимодействия трех видов субъектов электроэнергетики - энергосбытовой организации, сетевой организации и потребителя, а также от легального опосредования их взаимоотношений зависит надежность энергоснабжения страны, являющаяся одним из стратегических интересов государства.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил функционирования розничных рынков и договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется самостоятельно осуществлять продажу электрической энергии*(1) либо оказывать услуги по ее передаче и иные неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией потребителей услуги через привлеченных третьих лиц. Покупатель, в свою очередь, обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения предоставляются в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
Достаточно интересным является вопрос приоритета договора энергоснабжения и договора оказания услуг по передаче электроэнергии. На наш взгляд, некоторая конкуренция правовых норм, имеющая место в Правилах функционирования розничных рынков, может повлечь неоднозначность правоприменительной (в частности арбитражной) практики. Так, в соответствии с абз. 1 п. 11 Правил функционирования розничных рынков обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного между покупателем и продавцом договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Согласно п. 69 указанных Правил исполнение обязательств по договору купли-продажи (поставки) каждой из сторон не может быть начато до начала предоставления покупателю услуг по передаче электрической энергии. Так что же приоритетно?
Согласно требованиям Гражданского кодекса РФ электроэнергия является товаром особого вида, а оказание услуг по ее передаче - де факто своего рода транспортировкой, поэтому, на наш взгляд, первичен договор энергоснабжения. Правовая норма о необходимости предоставления услуг по передаче электроэнергии до начала исполнения договора энергоснабжения между энергосбытовой организацией и потребителем направлена на защиту интересов сетевой организации в части предоставления услуги по возмездному договору. В настоящее время в силу определенных юридических обстоятельств, о которых говорилось ранее, а также технических и технологических причин имеют место случаи неоплаченного бездоговорного транзита электроэнергии.
Если с определением сторон по договору энергоснабжения все более или менее ясно, то с аналогичным вопросом по договору услуг по передаче электроэнергии необходимо разобраться. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии лицам, которые на праве собственности или на ином законном основании имеют энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети; субъектам оптового рынка электрической энергии, осуществляющим экспорт (импорт) электрической энергии, а также к энергосбытовым организациям и гарантирующим поставщикам (абз. 1, 6 Правил недискриминационного доступа).
Лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей услуг, на возмездной договорной основе предоставляют услуги по передаче электрической энергии данным потребителям. Указанные лица участвуют в отношениях по предоставлению услуг по передаче электрической энергии потребителям согласно положениям Правил, предусмотренным для сетевых организаций. Получается, что номинальными сторонами договора услуг по передаче электроэнергии являются сетевая организация и потребитель услуги. Так кто же этот потребитель - энергосбытовая организация, которая привлекает сетевую организацию для доставки электроэнергии покупателю, или сам покупатель электроэнергии?
Правила функционирования розничных рынков достаточно четко регулируют этот вопрос. Согласно абз. 2 п. 7 Правил функционирования розничных рынков по желанию покупателя электрической энергии в договоре купли-продажи (поставки), в соответствии с которым он самостоятельно регулирует отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении его точек поставки на розничном рынке, может быть предусмотрено, что до заключения покупателем электрической энергии соответствующих договоров данные отношения регулируются в рамках договоров, заключенных гарантирующим поставщиком. Кроме того, в соответствии с абз. 1 п. 117 Правил функционирования розничных рынков услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно либо в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Проанализировав данные нормы права, можно сделать следующий вывод: по умолчанию потребителем услуги по передаче электроэнергии в свете законодательства Российской Федерации является именно энергосбытовая организация, которая и должна заключать с сетевой организацией договор оказания услуг по передаче электроэнергии. Однако законодатель в то же время предоставляет покупателю электроэнергии право самостоятельно урегулировать отношения с сетевой организацией и заключить с ней договор оказания услуг по передаче электроэнергии, что, в свою очередь, должно быть закреплено в договоре энергоснабжения, заключаемом энергосбытовой организацией и покупателем электроэнергии. В этом случае потребителем услуги по передаче электроэнергии будет являться ее покупатель. При исполнении сторонами договоров энергоснабжения и услуг по передаче электроэнергии на практике зачастую возникают конфликтные ситуации, обусловленные тесной взаимосвязанностью этих договоров, а также технологическим и правовым единством процесса энергоснабжения.
Если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электричества) заключается с потребителем, в отношении которого сетевая организация приостановила исполнение обязательств путем полного ограничения режима потребления электроэнергии, то продажа электроэнергии такому потребителю может быть начата лишь после устранения обстоятельств, послуживших основанием для введенного ограничения, и (или) его отмены (п. 74 Правил функционирования розничных рынков).
При этом встает вопрос защиты интересов покупателя электроэнергии в ходе реализации данной нормы права на практике в случае, если по договору, заключенному с сетевой организацией, потребителем услуги является энергосбытовая организация. При наличии такой договорной схемы покупатель электроэнергии оплачивает энергосбытовой организации как тариф покупки электроэнергии, так и тариф на услуги по ее передаче, а энергосбытовая организация оплачивает из полученных денежных средств услуги по передаче электроэнергии, оказываемые сетевой организацией. Следовательно, возможна ситуация, когда покупатель добросовестно и в полном объеме произвел оплату электроэнергии, а энергосбытовая организация не оплатила услуги по передаче электроэнергии, оказываемые сетевой организацией, в связи с чем сетевая организация и ввела полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении добросовестного покупателя. Тем самым покупатель попадает в заведомо дискриминационное положение и несет ответственность за действия третьих лиц. На наш взгляд, такая ситуация недопустима.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации предприняты попытки защитить интересы конечного потребителя электроэнергии, достаточно четко очерчен круг обязанностей гарантирующего поставщика электроэнергии в отношении ее покупателя и сетевой организации, в частности при заключении договора услуг по передаче электроэнергии непосредственно гарантирующим поставщиком с сетевой организацией. В силу абз. 4-6 п. 82 Правил функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик, который заключил с покупателем договор купли-продажи (поставки) и, не обратившись в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения, приступил к их исполнению, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Правилами функционирования розничных рынков несет ответственность за пользование услугами по передаче электроэнергии без заключения договора оказания соответствующих услуг. Сетевая организация вправе взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора. В этом случае гарантирующий поставщик также несет ответственность за прекращение предоставления сетевой организацией или иным законным владельцем электрической сети услуг по передаче электроэнергии покупателю по причине отсутствия у них сведений о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии) и договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Если гарантирующий поставщик не уведомил или несвоевременно уведомил сетевую организацию о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии или договора энергоснабжения и сетевой организацией не получено уведомление о заключении покупателем нового договора купли-продажи (поставки) электрической энергии или договора энергоснабжения, то сетевая организация продолжает оказывать услуги по передаче электроэнергии до даты получения уведомления гарантирующего поставщика, если иной срок прекращения оказания этих услуг не установлен законодательством Российской Федерации или не указан в уведомлении. При этом гарантирующий поставщик обязан оплатить оказанные сетевой организацией услуги по передаче электрической энергии.
С правовой точки зрения интересна ситуация, когда в доставке электроэнергии конечному потребителю принимают участие несколько сетевых организаций (объекты электросетевого хозяйства одной сетевой организации присоединены к объектам другой). Сразу встают вопросы достаточно специфичной схемы договорных отношений между субъектами электроэнергетики и оплаты услуг по передаче электроэнергии всем сетевым организациям.
Законодательство Российской Федерации предлагает два варианта решения таких проблем. Определенного рода новацией является включение в Правила недискриминационного доступа раздела II.1, регламентирующего порядок заключения и исполнения договоров услуг по передаче электроэнергии между так называемыми смежными сетевыми организациями, о которых упоминалось ранее. Согласно общему правилу п. 29.1 Правил недискриминационного доступа одна сторона договора между смежными сетевыми организациями обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства (обеспечивать электрические связи в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке присоединения и осуществлять передачу электрической энергии до точки присоединения объектов электросетевого хозяйства другой стороны к электрическим сетям данной сетевой организации). Другая сторона обязуется оплачивать эти услуги или осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Такой договор является обязательным для смежной сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ей причиненных убытков.
В рамках реализации такой схемы смежная сетевая организация, к сетям которой непосредственно подключены энергопринимающие устройства конечного потребителя электроэнергии, обязана оплачивать услуги по передаче электроэнергии прочим смежным сетевым организациям и, в свою очередь, получать компенсацию от энергосбытовой организации с учетом этих затрат. Деятельность по оказанию услуг по передаче электроэнергии является естественно монопольной, а тарифы на услуги по передаче электроэнергии в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" подлежат государственному регулированию. В связи с этим остро встает вопрос об оплате услуг по передаче электроэнергии конечной смежной сетевой организацией, если такие затраты не были предусмотрены при проведении тарифного регулирования в отношении нее, поскольку эта организация будет нести убытки.
Законодатель предусмотрел следующую схему. Если для сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, тариф на услуги по передаче электрической энергии установлен без учета расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии между ней и сетевыми организациями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение от границ единой национальной (общероссийской) электрической сети и используются для поставки электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю, то потребитель либо обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) в силу п. 119 Правил функционирования розничных рынков оплачивает услуги по передаче электрической энергии всех указанных сетевых организаций на основании соответствующих договоров по тарифам, установленным для них органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Это и есть второй вариант решения вопроса, который, на наш взгляд, является лишь временным, рассчитанным на взаимоотношения субъектов электроэнергетики в 2007 г., что следует из Правил функционирования розничных рынков и Правил недискриминационного доступа. В будущем отношения должны быть урегулированы посредством договоров, заключаемых смежными сетевыми организациями, которые при проведении очередного тарифного регулирования обязаны предусмотреть в расчетах тарифов на услуги по передаче электроэнергии все затраты, связанные с оплатой услуг по передаче электроэнергии, оказываемых прочими сетевыми организациями.
В статье рассмотрена лишь небольшая часть аспектов, связанных с деятельностью субъектов электроэнергетики на розничных рынках электроэнергии. Некоторое несовершенство законодательства Российской Федерации в этой области объясняется, скорее всего, тем, что основные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики, были приняты совсем недавно и являются своего рода новацией правового опосредования таких специфичных отношений. Остается дождаться результатов практического применения всех упомянутых правовых норм, в частности арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Это позволит в будущем принять исчерпывающие меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области электроэнергетики и обеспечить стабильное легитимное функционирование электроэнергетической отрасли страны.
Д.О. Куксов,
начальник юридического отдела Энергосбыта - филиала ОАО "РЖД",
кандидат юрид. наук
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По нормам законодательства Российской Федерации гарантирующий поставщик имеет определенные преференции - может совмещать деятельность по купле-продаже с оказанием услуг по передаче электроэнергии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые аспекты взаимодействия энергосбытовых и сетевых организаций на розничных рынках электроэнергии
Автор
Д.О. Куксов - начальник юридического отдела Энергосбыта - филиала ОАО "РЖД", кандидат юрид. наук
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2007, N 3