Новые нормы об энергоснабжении потребителей
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила) для полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.
Бесспорно, в практической работе специалистов юридических служб энергетических предприятий, в особенности специализированных энергосбытовых и электросетевых компаний, со вступлением в силу указанного нормативного акта начался новый этап:
- вступил в силу новый порядок отключений и ограничений потребителей в аварийных ситуациях, а также за неоплату потребленной энергии;
- установлен новый порядок оплаты перерасходованной и недорасходованной потребителями электроэнергии;
- предусмотрены изменения действующих нормативных актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, а также разработка и принятие новых правовых актов, конкретизирующих положения Правил.
Центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик (далее - ГП), который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, находящимся в границах территории его деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, обязать их к этому нельзя, условия заключения и исполнения договоров между потребителями и независимыми сбытовыми компаниями определяются по их усмотрению. В то же время покупатель, которого не устраивает продавец электроэнергии, в любой момент может обратиться к ГП. Населению гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам, причем это единственная категория абонентов, которым не требуется перезаключать договоры с ГП. Вместе с тем установлено, что ГП и энергосбытовые организации осуществляют поставку электрической энергии только тем гражданам, которые проживают в частных жилых домах или осуществляют непосредственное управление многоквартирным домом. В иных случаях ГП лишь продает энергию исполнителю коммунальной услуги. Исполнитель, в свою очередь, предоставляет абонентам, проживающим в многоквартирных домах, коммунальную услугу по электроснабжению, оплачивает ГП стоимость энергии, идущей на общедомовые нужды, и стоимость энергетических потерь. При этом покупка измеряется по прибору учета, расположенному на границе энергосетей дома и сетевой организации.
Изменения коснулись не только порядка заключения и исполнения публичных договоров на розничном рынке электроэнергии, но и их обязательных условий. В связи с этим согласно п. 75 Правил требуется изменить действующие договоры, заключенные до принятия Правил потребителями с организациями, назначенными ГП. При этом у потребителя появился выбор: можно заключить договор энергоснабжения либо договор купли-продажи электроэнергии. В первом случае (по договору энергоснабжения) ГП в интересах потребителя регулирует условия передачи электроэнергии до точек поставки и услуги оперативно-диспетчерского управления. По договору купли-продажи покупатель должен урегулировать эти вопросы самостоятельно.
До 1 января 2008 г. на всей территории России должны быть проведены первые конкурсы на получение статуса ГП, в дальнейшем предполагается проводить их каждые три года. Между тем с момента введения в действие Правил (1 сентября 2006 г.) ГП на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации согласно п. 36 Правил назначаются:
- неразделенные АО-энерго (например, ОАО "Якутэнерго") и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго (например, ОАО "Мосэнергосбыт"). В отличие от остальных они не могут отказаться от статуса ГП;
- крупные оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, осуществляющие энергоснабжение населения и финансируемые из бюджета потребителей в объемах 50 млн кВтч в год;
- энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги" (в первую очередь, ООО "Русэнергосбыт", а также некоторые другие, более мелкие компании);
- хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства, или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (например, дизельные электростанции в отдаленных поселках).
Зоны деятельности ГП в настоящее время установлены администрациями субъектов Российской Федерации либо уполномоченными ими органами исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных ГП (например, зона деятельности ОАО "Амурэнерго" включает территорию Амурской области, кроме территорий деятельности назначенных в качестве ГП мелких организаций-перепродавцов электричества).
Действующий ГП может быть лишен своего статуса, а его функции переданы территориальной сетевой организации в следующих случаях:
- если действующий ГП лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам;
- в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;
- он заявляет о своей ликвидации;
- в отношении него запущены процедуры банкротства;
- он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по ее передаче на розничном рынке;
- финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленные приложением 1 к Правилам.
При смене ГП потребителям-юридическим лицам нужно заключить договоры с новым ГП, а потребителям-гражданам - только начать платить новому ГП.
Правилами значительно усилены требования к точности учета электроэнергии (п. 141 Правил), определены расчетные способы, применяемые при отсутствии приборов учета (п. 144-148), установлена ответственность потребителей за нарушение работы приборов учета. Пунктом 68 предусмотрена обязанность потребителей, в первую очередь крупных (мощностью свыше 750 кВА), по точному планированию объемов потребления электроэнергии. Такие потребители обязаны обеспечить почасовой учет энергии. С одной стороны, это позволит оптимизировать потребление электроэнергии (снизить расходы на электроэнергию при правильном почасовом планировании потребления), с другой - повысит ответственность за потребление электроэнергии в большем или меньшем объеме по сравнению с запланированным и обяжет оплачивать почасовые отклонения от соответствующих заявок.
Интересы потребителей энергии затрагивает предписываемая необходимость замены старых счетчиков на такие, у которых класс точности соответствует Правилам, что, безусловно, повлечет для них существенные материальные затраты. Такая замена предусмотрена по истечении сроков эксплуатации установленных приборов учета, в случае их отказа или отсутствия у потребителя, а также при подключении новых пользователей. В случае неисправности или утери приборов учета, обслуживаемых сетевой организацией, применяется статистический метод определения количества электропотребления на основании данных соответствующего периода прошлого года. В иных случаях используются расчетные способы и методики определения объема потребленной электроэнергии, а также (для мелких потребителей) - по характерным объемам с учетом корректировочных коэффициентов.
Правилами утвержден перечень (приложение 6) так называемых неотключаемых полностью категорий потребителей и подробно описана процедура введения ограничений - сначала до уровня технологической, затем аварийной брони, ниже которой отключение таких потребителей не допускается. О процедуре отключения должен быть уведомлен ряд федеральных и региональных органов власти. В указанный перечень включены, в частности, объекты органов государственной власти и управления, ядерные центры, воинские части, исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи и др.
В соответствии с Правилами ограничение потребителей-граждан, заключивших договоры энергоснабжения, вводится при наличии трехмесячной задолженности. Правила оказания коммунальных услуг на такие отношения не распространяются, так же как не распространяются данные Правила на отключение потребителей за неоплату коммунальных услуг.
Несмотря на весьма долгий (более трех лет) срок подготовки, согласования в заинтересованных ведомствах, доработки и рассмотрения Правительством РФ указанных Правил, приходится констатировать наличие большого количества неясностей и вопросов, возникающих у юристов-практиков при ознакомлении с текстом этого документа. Перечислим некоторые из них:
- в вопросе продления действующих договоров энергоснабжения наблюдаются противоречия. Согласно п. 75 договоры энергоснабжения, заключенные до вступления в силу Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с этим документом. При этом не ясно, как должен поступить ГП в случае отказа потребителей от заключения новых договоров или внесения изменений в действующие договоры, заключенные до принятия Правил. В качестве обязанной сторона публичных правоотношений ГП не обладает правом понудить потребителя к заключению договора в судебном порядке;
- новый порядок ограничений потребителей-неплательщиков не решил стоящую перед большинством ГП проблему. Возможность ограничить неоплачиваемый отпуск энергии некоторых социально значимых потребителей - предприятий ЖКХ по-прежнему отсутствует;
- весьма спорной представляется изложенная в п. 113 норма о приведении территориальной сетевой организацией фактической категории надежности потребителей той, которая требуется Правилами, с последующим возмещением понесенных затрат потребителями;
- требуют разъяснения некоторые нормы, в частности п. 39 Правил, которым предусмотрено представление "решения суда, подтверждающего отсутствие задолженности по оплате электрической энергии". Подача в суд заявления о подтверждении отсутствия задолженности процессуальным законодательством не предусмотрена;
- не вполне ясно, как должен поступить абонент в случае несогласия с методикой определения нормативных потерь (п. 143), предложенной ему ГП. При ознакомлении с указанным пунктом Правил возникает вопрос, необходимо ли согласовывать с аттестованным федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии методику определения величин нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, по каждому договору энергоснабжения в отдельности?
- не сказано, применим ли установленный подп. "а" и "б" п. 145 Правил способ определения объема потребленной электроэнергии в случае, если потребитель (абонент) не согласен с данными общего прибора учета, или такой прибор, предусмотренный для определенной группы потребителей, отсутствует;
- непонятно, чем определяется "стандартное количество часов использования" энергопринимающих устройств потребителя (п. 147);
- согласно п. 145 Правил именно договорами энергоснабжения может быть установлен порядок расчета количества потребленной электрической энергии в случае отсутствия (неисправности) прибора учета, отличный от указанных далее в этом пункте. Однако в соответствии с п. 148 Правил расчетный способ согласуется с сетевой организацией. Правила не дают ответа на вопрос: возможно ли согласование расчетного способа только между ГП и потребителем;
- не объясняется, каким образом до выхода Правил коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии следует определять разность почасовых отклонений от заявленных объемов электрической энергии для возмещения их стоимости потребителями (п. 150 Правил), планирования этих отклонений, а также корректировки договорных величин потребления;
- отсутствует порядок оплаты потребителями реактивной энергии и компенсации ими отклонений от значений соотношения потребления активной и реактивной мощности.
Анализируя текст Правил, необходимо отметить общий декларативный характер значительной части его положений, затрудняющий их применение на практике работниками правовых служб и другим персоналом энергокомпаний и их потребителей. Более того, некоторые нормы Правил (в частности, об оплате почасовых отклонений потребления энергии абонентами, у которых отсутствуют приборы учета, позволяющие проводить почасовое планирование) в сегодняшних условиях вряд ли практически исполнимы для потребителей. Остается только надеяться, что нормы, принятие которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 в развитие положений Правил, ликвидируют имеющиеся пробелы и неясности. Вместе с тем вызывает сожаление тот факт, что ни один из этих нормативных актов до сих пор не принят, несмотря на истекшие сроки их разработки и утверждения.
С.В. Чуясов,
директор по сбыту и правовым вопросам филиала "Амурэнергосбыт"
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новые нормы об энергоснабжении потребителей
Автор
С.В. Чуясов - директор по сбыту и правовым вопросам филиала "Амурэнергосбыт" ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2007, N 3