Ответы на вопросы
Что означает понятие "гарантирующий поставщик" и в чем его отличие от обычной энергосбытовой организации?
Гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является коммерческая организация, обязанная в соответствии с указанным Федеральным законом или добровольно принятыми на себя обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
Чтобы стать гарантирующим поставщиком, коммерческая организация должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в частности названному Федеральному закону, Гражданскому кодексу РФ, Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 (далее - Правила), и другими нормативными актами, и быть включенной в специальный федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков в соответствии с порядком формирования и ведения Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17 ноября 2006 г. N 286-э/9 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 16 Правил статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в три года или при возникновении предусмотренных настоящими Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения трехлетнего периода с даты присвоения такого статуса лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса либо вне конкурса согласно п. 36 Правил.
Согласно п. 36 Правил до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего документа являются:
а) акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся право преемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения или приобретшие права и обязанности по указанным договорам в результате реализации иных мер, обеспечивающих выполнение требований ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике";
б) энергоснабжающие организации, которые на день вступления в силу настоящих Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн кВт/ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения;
в) энергосбытовые организации, принимающие (принявшие) на себя на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте обязательства по снабжению электрической энергией потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически при соединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании указанному единому хозяйствующему субъекту;
г) хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имеют договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии) с организациями, соответствующими указанным в подп. "а", "б" и "в" настоящего пункта требованиям. В случае смены организации, осуществляющей эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства или генерирующих объектов, статус гарантирующего поставщика присваивается соответствующей организации.
К гарантирующим поставщикам согласно п. 4.1 Порядка относятся:
1) акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, соответствующие признакам подп. "а" п. 36 Правил, перечень которых определяется ФСТ России на основании имеющихся у нее данных, в том числе данных из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
2) энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, соответствующие требованиям подп. "б" п. 36 Правил, в отношении которых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков (органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в случаях, если такой уполномоченный орган не определен) согласованы границы зон их деятельности, а также установлено отсутствие задолженности по оплате поставленной электроэнергии и оказанных услуг по ее передаче или представлено соглашение об урегулировании такой задолженности;
3) энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, соответствующие требованиям подп. "в" п. 36 Правил, в отношении которых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков (органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в случаях, если такой уполномоченный орган не определен) согласованы границы зон их деятельности, а также установлено отсутствие задолженности по стоимости поставленной электроэнергии и оказанных услуг по ее передаче или представлено соглашение об урегулировании такой задолженности, и другие организации, перечень которых установлен указанным пунктом.
Что касается энергосбытовой организации, то в соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" к ним относятся организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии, и предъявляется гораздо меньше требований, чем к гарантированным поставщикам.
Какие права имеет энергосбытовая организация при обнаружении незаконного потребления ее электроэнергии?
В соответствии с п. 151 156 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, а также наличия у них оснований для потребления электрической энергии. В случае выявления фактов безучетного потребления электроэнергии они имеют право:
1) отказаться от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии;
2) составить акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. Указанный акт должен содержать данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления выявленного нарушения; описание приборов учета на момент составления акта; дата предыдущей проверки; объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
При составлении такого акта должны присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель. Их отказ от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии либо от присутствия при его составлении также отражается с указанием причин в акте о неучтенном потреблении электрической энергии или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими;
3) рассчитать в течение трех рабочих дней на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии), а также на основании документов, представленных потребителем или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии, объем безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии.
Указанный объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. Отметим, что правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии могут быть предусмотрены иные способы расчета объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии.
Объем безучетного потребления электрической энергии определяется за весь период, истекший со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки на розничном рынке (места присоединения энергопринимающего оборудования к электрическим сетям), уровня энергопотребления и состояния приборов учета потребителя, а если указанная проверка не была проведена по вине сетевой организации, - со дня, не позднее которого она должна быть проведена.
Объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных Правилами, определяется за весь период, истекший со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства, в месте, где осуществляется бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за три года;
4) (для сетевой организации) направить (если иное не установлено договором оказания услуг по передаче электрической энергии) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) уведомление с предложением принять участие в составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии;
5) взыскать стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лица, осуществлявшего такое потребление, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электроэнергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по ее передаче, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые согласно законодательству Российской Федерации подлежит государственному регулированию;
6) взыскать стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии;
7) вычесть объем безучетного потребления электрической энергии из объема электроэнергии, приобретаемой для целей компенсации ее потерь сетевой организацией, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства, с использованием которых осуществлялось безучетное потребление. Указанный объем вычитается из объема электрической энергии, приобретаемой в расчетном периоде, в котором составлены акты о ее неучтенном потреблении.
Имеет ли право (а если имеет, то на каком основании) энергоснабжающая организация (например, структурное подразделение РАО "ЕЭС России") отключать от энергоснабжения городскую организацию-потребителя электроэнергии в случае задержки (не по вине последней) платежей по договору энергоснабжения? Абонентами (потребителями электроэнергии) городской организации-потребителя являются не только коммерческие предприятия и хозяйствующие субъекты, но и школы, больницы, поликлиники и иные малобюджетные социальные учреждения, которые не всегда имеют возможность вовремя и в необходимом объеме уплатить денежные средства за полученную электроэнергию.
В соответствии с п. 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530, ограничение режима потребления может вводиться лишь в случаях:
а) неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);
б) прекращения обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляются энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по ее передаче потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);
в) выявления фактов бездоговорного или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу для жизни и здоровья людей;
д) возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
е) внерегламентных отключений;
ж) обращения потребителя.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств п. 170 указанных Правил предписывает энергоснабжающей организации проводить ограничение режима потребления индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Среди задолжников по электроэнергии могут оказаться так называемые социальные объекты, к числу которых относятся школы, больницы, поликлиники. В пункте 168 Правил указано, что ограничение режима потребления в отношении таких потребителей может привести к возникновению угрозы для жизни и здоровья людей, экологической безопасности либо безопасности государства. В связи с этим ограничение режима потребления ниже уровня аварийной брони в отношении этих объектов не допускается. Здесь действует специальный порядок ограничения режима потребления. В приложении 6 к Правилам приведен перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
В соответствии с указанным перечнем к числу таких потребителей относятся:
- объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи;
- объекты водоснабжения и канализации, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий, метрополитен;
- воинские части Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны РФ;
- исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы;
- объекты Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ;
- федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами;
- объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ;
- питающие линии электроснабжения, обеспечивающие системы пожарной безопасности;
- объекты систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
В отношении таких потребителей в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электроэнергии и использования противоаварийной автоматики устанавливаются определенные величины аварийной и технологической брони.
Ю.Ф. Широков,
юрист-эксперт аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответы на вопросы
Автор
Ю.Ф. Широков - юрист-эксперт аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2007, N 3