г. Москва
05 октября 2011 г. |
Дело N А41-1101/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Александрова Д.Д., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (Дачный потребительский кооператив "Матвейково", ИНН: 5032017736, ОГРН: 1035006457408): Давыдова И.В. (паспорт);
от заинтересованного лица (Администрация Одинцовского муниципального района Московской области): Андронюк Т.В., представитель по доверенности N 56 от 30.12.2010,
от третьих лиц:
Управление Роспотребнадзора по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва: Фролова А.А., представитель по доверенности N 97/10-6 от 04.04.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дачного потребительского кооператива "Матвейково" и Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва на решение Арбитражного суда Московской области от 15.06.2011 по делу N А41-1101/11,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
по заявлению Дачного потребительского кооператива "Матвейково" (ИНН: 5032017736, ОГРН: 1035006457408) к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, при участии третьих лиц - Управление Роспотребнадзора по Московской области, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, об оспаривании отказа о предоставлении в собственность земельного участка и обязании выдать постановление о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Дачный потребительский кооператив "Матвейково" (далее - ДПК "Матвейково") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит: признать незаконным отказ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 23.09.2010 N 223/8959 юр о предоставлении в собственность земельного участка N 66 площадью 83325 кв. м, кадастровый N 50:20:00000001520, для
дачного строительства (земли общего пользования), сельское поселение Назарьевское, с
местоположением дер. Матвейково, ДПК "Матвейково", уч. N 66; обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в 10-ти дневный срок выдать ДПК "Матвейково" постановление о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности ДПК "Матвейково" на земли общего пользования площадью 83325 кв. м с кадастровым N 50:20:00000001520.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление Роспотребнадзора по Московской области и Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (далее - Мослесхоз).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.06.2011 по делу N А41-1101/11 заявленные требования удовлетворены частично, а именно: признан незаконным отказ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 23.09.2010 N 223/8959 юр о предоставлении в собственность земельного участка N 66 площадью 83325 кв. м, кадастровый N 50:20:00000001520, для дачного строительства (земли общего пользования), сельское поселение Назарьевское, с местоположением дер. Матвейково, ДПК "Матвейково", уч. N 66; Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области суд первой инстанции обязал в течение 14-ти дней с момента вступления судебного акта в силу рассмотреть вопрос о предоставлении на праве общего пользования ДПК "Матвейково" земельного участка с кадастровым номером 50:20:00000001520, с местоположением дер. Матвейково, ДПК "Матвейково", уч. N 66. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ДПК "Матвейково" и Мослесхоз обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить.
В судебном заседании представители ДПК "Матвейково" и Мослесхоза поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Представитель Администрации против удовлетворения апелляционной жалобы ДПК "Матвейково" возражал.
Управление Роспотребнадзора по Московской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.08.2010 ДПК "Матвейково" обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просило передать в собственность ДПК "Матвейково" земли общего пользования площадью 83 325 кв. м, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ДПК "Матвейково".
На общем собрании членов ДПК "Матвейково" от 22.08.2010 (протокол N 1) было принято решение об обращении в Администрацию Одинцовского муниципального района с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.
Письмом от 23.09.2010 Администрация Одинцовского муниципального района Московской области в ответ на указанное заявление ДПК "Матвейково" затребовала у последнего следующие документы: оригинал заключения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области в городах Звенигород, Краснознаменск, Одинцовском районе Московской области (г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 12) о влиянии предоставляемого в собственность земельного участка на режим водопользования р. Москва; заявление правообладателя земельного участка об отказе от осуществления принадлежащего ему права (о прекращении права) постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок; оригинал выписки из решений общего собрания ДПК "Матвейково" об отказе от осуществления принадлежащего ему права (о прекращении права) постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок и об оформлении его в собственность; оригинал выписки из ЕГРП о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок, с указанием его площади, кадастрового номера и местоположения.
07.10.2010 заявитель представил в Администрацию испрашиваемые документы.
В сообщении от 29.10.2010 N 2.23/10538 юр Администрация Одинцовского муниципального района Московской области указала, что в представленных ДПК "Матвейково" документах имеются разночтения в конфигурации границ земельного участка общего пользования, в связи чем, затребовала у заявителя следующие документы: оригинал утвержденной в установленном порядке корректировки генерального плана (проекта планировки и застройки) ДПК "Матвейково"; оригинал постановления Главы сельского поселения Назарьевское об утверждении корректировки генерального плана.
Заявитель, считая отказ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 23.09.2010 N 223/8959 юр о предоставлении в собственность земельного участка N 66 площадью 83325 кв. м, кадастровый N 50:20:00000001520, для дачного строительства (земли общего пользования), сельское поселение Назарьевское, с местоположением дер. Матвейково, ДПК "Матвейково", уч. N 66 незаконным, обратился с заявлением в суд.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, Дачный поселок Министерства Госконтроля СССР
перерегистрирован 15.01.1970 за N 157 в отделе по руководству и контролю за ЖСК и ДСК Главмосжилуправления в ДСК "Матвейково", а с 24.01.2002 в ДПК "Матвейково".
Решением Исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся от 29.12.1955 N 1135/14 "Об отводе земельного участка Министерству госконтроля СССР под индивидуальное дачное строительство из гослесфонда Звенигородского лесхоза" было решено просить Совет Министров РСФСР разрешить отвести, в виде исключения, Министерству госконтроля СССР под индивидуальное дачное строительство работников Министерства земельный участок площадью 15,7 га земли, в том числе покрытой лесом 8,0 га, из гослесфонда кв. N 100/99 Назарьевского лесничества Звенигородского лесхоза, в лесах I группы, в 50-километровой зеленой зоне гор. Москвы, в постоянное пользование, с исключением из гослесфонда, без права вырубки леса.
Совет Министров РСФСР своим распоряжением от 23.03.1956 N 929-р разрешил отвести исполкому Звенигородского райсовета для индивидуального строительства дач сотрудников Министерства государственного контроля СССР земельный участок площадью 15,7 га в Назарьевском лесничестве Звенигородского лесхоза, в постоянное пользование, без права рубки леса.
Впоследствии между Управлением землеустройства МОУСХ и Хозяйственным управлением Министерства государственного контроля СССР был заключен Договор N 171 от 11.04.1956 о проведении работ по отводу земли под строительство индивидуальных дач.
04.06.1956 составлен Акт на отвод лесных площадей с исключением из государственного лесного фонда рассматриваемого по настоящему делу земельного участка, а 27.07.1956 утверждены границы земельного участка площадью 15,7 га, в том числе покрытой лесом 8,0 га, о чем свидетельствует План на участок земли отведенный под дачное строительство работников Министерства Государственного контроля из земель гослесфонда Назарьевского лесничества Звенигородского лесхоза в Звенигородском районе Московской области, утвержденный решением Звенигородского Исполкома Райсовета.
По окончании работ, предусмотренных Договором N 171 от 11.04.1956, составлен Акт N 25 от 02.08.1956.
06.11.1956 в связи с исключением из гослесфонда земельного участка площадью 15,7 га земли, в том числе покрытой лесом 8,0 га, и предоставлением его под индивидуальное дачное строительство был изготовлен и согласован Генеральный план поселка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 05.06.2008 по делу N А41-2534/08 суд обязал Москворецкое лесничество Московской области в 10-ти дневный срок выдать Дачному потребительскому кооперативу "Матвейково" акт согласования границ земельного участка площадью 15,7 га, включая 8,0 га лесопокрытой площади, находящейся в середине поселка и соединяющей две его части в единое целое.
Постановлением Главы сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области от 22.12.2009 N 678 земельному участку с
кадастровым номером 50:20:00000001520, площадью 83325 кв. м, расположенному в районе дер. Матвейково, западной части кадастрового квартала 50:20:0041133, Одинцовского района Московской области, присвоен адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, дер. Матвейково, ДПК "Матвейково", уч. N 66.
Постановлением Главы сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области от 24.05.2011 N 239 внесено дополнение в
вышеуказанное постановление от 22.12.2009 N 678, а именно: п. 1 после слов "площадью 83325 кв. м" дополнен словами "земли общего пользования".
Порядок предоставления земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66 от 15.04.1998).
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закон N 66 от 15.04.1998 после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Пунктом 5 статьи 28 Федерального закон N 66 от 15.04.1998 предусмотрено, что предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим некоммерческим объединением; удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого некоммерческого объединения; выписка из решения общего собрания членов садоводческого некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Данная норма закона не предусматривает обязанность заявителя предоставления запрашиваемых Администрацией документов на земельный участок.
Решение о предоставлении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, или об отказе в его предоставлении принимается соответствующим органом в двухнедельный срок с даты получения данным органом заявления садоводческого некоммерческого объединения и необходимых документов. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный Федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (пункт 6 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998).
Арбитражным апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждено, что ДПК "Матвейково" в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области представлены все документы, предусмотренные статьей 28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998. Доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что у Администрации Одинцовского муниципального района Московской области возникла обязанность принять решение о предоставлении в собственность ДПК "Матвейково" бесплатно земельного участка N 66 площадью 83325 кв. м, кадастровый N 50:20:00000001520, для дачного строительства (земли общего пользования), сельское поселение Назарьевское, с местоположением дер. Матвейково, ДПК "Матвейково", уч. N 66.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, с учетом требований статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации противоречат требованиям действующего законодательства в связи с чем обоснованно признал их незаконными, поэтому в силу норм пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ вправе был в резолютивной части решения указать на обязанность Администрации совершить определенные действия, направленные на устранение нарушенных прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Между тем, вывод Арбитражного суда Московской области о том, что адекватным способом восстановления нарушенных прав заявителя будет возложение на Администрацию обязанности в течение 14-ти дней с момента вступления судебного акта в силу рассмотреть вопрос о предоставлении на праве общего пользования ДПК "Матвейково" испрашиваемого земельного участка, нельзя признать обоснованным и правомерным, как противоречащий положению пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 66 от 15.04.1998, поскольку указанной нормой права не предусмотрено предоставление земель общего пользования на праве общего пользования в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва о том, что испрашиваемый земельный участок относиться к землям лесного фонда подлежит отклонению как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам, поскольку заявителем представлены достоверные и допустимые доказательства того, что в 1956 году спорный земельный участок был исключен из земель лесного фонда.
Кроме того, земельный участок площадью 83325 кв.м, включающий дороги, проезды, подъезды к домам, обочины и участки земли, на которых установлена линия электропередач, проходит газопровод, участок земли для проведения общих собраний и др. мероприятий ДПК, лесопокрытая зона отдыха, Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 31.03.2010 N 1087 отнесен к категории земель "земли населенных пунктов" и установлен вид разрешенного использования - дачное строительство. Спорный земельный участок прошел кадастровый учет, сведения кадастрового учета не содержат указание на его принадлежность к землям лесного фонда.
В соответствии со ст. 8 Лесного Кодекса РФ от 08.11.2006 формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст. 65, ч.5 ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ Администрация не представила доказательств, подтверждающих обоснованность ее действий.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
В связи с удовлетворением заявленных требований на Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области подлежат отнесению судебные расходы, понесенные ДПК "Матвейково" в связи с подачей апелляционной жалобы по настоящему делу в размере 2 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 1 ч. 2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2011 года по делу N А41-1101/11 изменить в части обязания Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в течение 14-ти дней с момента вступления судебного акта в силу рассмотреть вопрос о предоставлении на праве общего пользования ДПК "Матвейково" земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1520, с местоположением дер. Матвейково, ДПК "Матвейково", уч. 66.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в течение 14-ти дней с момента вступления судебного акта в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении на праве собственности ДПК "Матвейково" земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1520, с местоположением дер. Матвейково, ДПК "Матвейково", уч. 66.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в пользу Дачного потребительского кооператива "Матвейково" 2 000 руб. судебных расходов за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1101/2011
Истец: Дачный потребительский кооператив "Матвейково"
Ответчик: Администрация г. Одинцово, Администрация Одинцовского МУ р-она МО Управление земельных ресурсов
Третье лицо: Управление лесного хозяйства в г. Москве и МО, УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО МО, Управление Роспотребнадзора по МО и г. Москве