04 октября 2011 г. |
Дело N А55-8379/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 03 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 04 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - Вадченко А.В., представитель по доверенности от 24.12.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвестАл" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2011 года по делу NА55-8379/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвестАл" (ОГРН 1076320030569), г. Тольятти, Самарская область,
к Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,
о признании незаконным решения Мэрии, принятого в форме постановления Мэрии городского округа Тольятти от 04.02.2011 г. N 337-п/1 и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвестАл" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ, о признании незаконным решения мэрии г.о. Тольятти (далее ответчик) об отказе ООО "СтройИнвестАл" в размещении административного здания западнее дома, имеющего адрес: г. Тольятти, Центральный район, ул. Лесная, 36, принятого в форме постановления мэрии г.о. Тольятти от 04.02.2011 года за N 337-п/1 "Об отказе ООО "СтройИнвестАл" в размещении административного здания западнее дома, имеющего адрес: г. Тольятти, Центральный район, ул. Лесная, 36" полностью и обязании мэрии г.о. Тольятти в течение 30 дней со дня вынесения решения по делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного Кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2011 года по делу N А55-8379/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и удовлетворить заявленные требования.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель - ООО "СтройИнвестАл" обратилось в мэрию г.о. Тольятти с заявлением от 06.12.2010 года о возможности выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения Административного здания, предполагаемое место размещения - г. Тольятти, Центральный район, западнее дома, имеющего адрес: ул. Лесная, 36, необходимый размер земельного участка ориентировочно 1720 кв.м., испрашиваемое право на земельный участок - аренда для строительства. К указанному заявлению Обществом были приложены учредительные документы, Эскизный проект, а также сведения о вакантности земельного участка. Данное заявление поступило в мэрию и зарегистрировано 07.12.2010 года за N 9080.
Мэрия г.о. Тольятти, рассмотрев заявление ООО "СтройИнвестАл", приняла постановление от 04.02.2011 года N 337-п/1 "Об отказе ООО "СтроИнвестАл" в размещении административного здания западнее дома, имеющего адрес: г. Тольятти, Центральный район, ул. Лесная, 36".
Принятое постановление мотивировано следующим основанием: учитывая расположение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоквартирными жилыми домами 5-35 этажей) согласно карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 года N 1059, постановление Мэрии г.о. Тольятти от 24.12.2010 года N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах" отказано в размещении объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно указанному полномочию, Мэрией г.о. Тольятти принято Постановление от 24 декабря 2010 г. N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах".
В соответствии с пунктом 1 Постановления установлено, что предоставление для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми органы местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанными в градостроительных регламентах, действующих в пределах территориальных зон: Ж-1А, Ж-1Б, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ц-1, Ц-1А, Ц-2, Ц-3С, Ц-3Т, Ц-3М, Ц-3Н, Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-6, Р-7, - установленных Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059.
Пунктом 3, 4 Постановления N 3790-1/П определено, что настоящее Постановление вступает в силу с момента его опубликования, со дня вступления в силу настоящего Постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, не принимаются.
Свое заявление в суд заявитель мотивирует тем, что заявление Общества подано в мэрию г.о. Тольятти 07.12.2010 года, то есть до принятия и вступления в законную силу Постановления N 3790-п/1, в связи с чем полагает, что правоотношения между Обществом и мэрией, и как следствие, возникшая обязанность по обеспечению выбора земельного участка, возникли и не могут быть прекращены принятием муниципального правового акта.
На основании пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Первым этапом в данной процедуре является выбор земельного участка и принятие компетентным органом в порядке, установленном в статье 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.
В пунктах 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из смысла приведенных норм следует, что на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то есть, минуя процедуру торгов.
Согласно части 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По смыслу норм статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что данные нормы не содержат положений об обязательном оформлении Акта выбора земельного участка, его последующего утверждения с одновременным принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, если имеются препятствия для предварительного согласования и выбора земельного участка, а отсутствие Акта само по себе не свидетельствует о непроведении выбора земельного участка.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 N ВАС-16992/10 по делу N АОЗ-3410/2010, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2010 г. по делу N А03-3410/2010.
Довод заявителя о придании мэрией городского округа Тольятти при принятии постановления N 337-п/1 от 04.02.2011 года обратной силы закону является ошибочным.
Оспариваемое постановление N 337-п/1 принято 04.02.2011 года, в период действия постановления N 3790-п/1.
На момент принятия постановления N 337-п/1 в силу положений пункта 4 постановления мэрии г.о. Тольятти N 3790-п/1 решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются.
Испрашиваемый участок заявителем согласно градостроительному зонированию расположен в территориальной зоне Ж-4, соответственно в данном случае применяется пункт 4 постановления N 3790-п/1.
Постановление Мэрии г.о. Тольятти N 3790-п/1 в установленном порядке не отменено, не признано недействительными не подлежащим применению, в связи с чем мэрия г.о. Тольятти обоснованно при принятии решения N 337-п/1 учла положения постановления N 3790-п/1.
Издавая постановление N 3790-п/1 мэрия г.о. Тольятти реализовала право, предоставленное частью 1.2. статьи 30 ЗК РФ, органам местного самоуправления, то есть указанное постановление принято в пределах полномочий, предоставленных законом.
Также сторонами в материалы дела представлены копии решения Центрального районного суда г. Тольятти от 08 апреля 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.06.2011 года, согласно которым пункт 4 постановления N 3790-п/1 признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту.
Само по себе обращение общества в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не означает безусловно принятия решения о предварительном согласовании и как следствие принятие решения о предоставлении земельного участка.
Согласно части 6 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления вправе принять альтернативное решение по заявлению юридического лица: либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Учитывая, что принятие соответствующего решения по заявлению юридического лица является обязательным, мэрией г.о. Тольятти принято оспариваемое постановление N 337-п/1.
В соответствии со статьей 2 Земельного Кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
Совокупное толкование норм Земельного Кодекса РФ, устанавливающих право органов местного самоуправления по установлению перечня случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах и принятого в развитие данной нормы Постановления мэрии г.о. Тольятти N 3790-п/1 свидетельствует о том, что после вступления в законную силу постановления N 3790-п/1 на территории г.о. Тольятти не осуществляется предварительное согласование размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1.
Учитывая, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право на определение перечня случаев, когда предоставление земельного участка осуществляется исключительно на торгах, соответственно применение положений статей 30, 31 ЗК РФ должно осуществляться с учетом принятых муниципальных правовых актов.
Как указывалось судом выше, статьи 30,31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном, императивном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта, а отсутствие акта само по себе не свидетельствует о не проведении выбора земельного участка.
В данном случае, предварительное согласование места размещения объекта не представляется возможным в виду наличия ограничений, установленным муниципальным правовым актом, изданным в пределах полномочий Мэрии г.о. Тольятти, в связи с чем, постановление мэрии г.о. Тольятти N 337-п/1 от 04.02.2011 года не противоречит положениям земельного законодательства.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2011 года по делу N А55-8379/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8379/2011
Истец: ООО "СтройИнвестАл"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10525/11