город Ростов-на-Дону |
дело N А32-23804/2010 |
03 октября 2011 г. |
15АП-9576/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при участии:
от заявителя - представителя Сай А.В. (доверенность б/н от 19.09.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кубанская степь"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2011 по делу N А32-23804/2010,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "Кубанская степь" (ИНН 2334005509/ ОГРН 1022303979070)
к Администрации муниципального образования Каневской район
при участии третьих лиц:
Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования Каневской район,
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кубанская степь" (далее ОАО "Кубанская степь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Каневской район (далее Администрация) от 17.05.2010 N 1147 в части отказа в предоставлении в собственность за плату двух земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0902000:168 и 23:11:0902000:173, на которых расположены здания, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что заявитель не представил доказательства исполнения в полном объеме Приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370 при обращении в администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность спорных земельных участков и доказательств, подтверждающих осуществление им деятельности по производству сельскохозяйственной продукции на испрашиваемых земельных участках.
Суд пришел к выводу о том, что Земельным кодексом РФ (п.8 ч.1, ч.2 ст. 37 Кодекса), статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено обязательное требование к покупателям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения -которыми могут быть те юридические лица, которые осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
ОАО "Кубанская степь" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2011 г.. в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что судом неправильно применены нормы материального права. Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, который не подлежит расширительному толкованию. Испрашиваемые земельные участки не относятся к той категории, отношении которой допускается отказ в предоставлении в собственность. Получение заявлений ОАО "Кубанская степь" и соответствие их ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 г.. N 370 администрацией не оспаривается. Возражения администрации основаны на том, что испрашиваемые земельные участки, относятся не к той категории, которая указана в кадастровых паспортах, что не является основанием к отказу. Судом не приняты во внимание разъяснения, изложенные в п.4 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N11 от 24.03.2005 г..
Администрация и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2011, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 20.09.2011 г.. до 27.09.2011 г..
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2004 по делу А32-25371/2003-21/519 за ЗАО "Кубанская Степь" признано право собственности на недвижимое имущество, расположенное в пос.Кубанская степь, в том числе: на здание бани площадью 198,1 кв.м., расположенной по адресу: п.Кубанская Степь, ул.Центральная, 83; нефтебазу, расположенную по адресу: п. Кубанская Степь, проезд N 1: операторная площадью 74,7 кв.м. (л.д.19-22).
Согласно представленным ОАО "Кубанская Степь" копиям свидетельств от 25.03.2010 N 23-АЖ 296856 и от 01.04.2010 N 23-АЖ 296702 на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2004 по делу А32-25371/2003-21/519 за обществом зарегистрировано право собственности на здание бани, общей площадью 156,4 кв.м., литер А, местоположение: Краснодарский край, Каневской район, п.Кубанская Степь, ул.Центральная, дом N83; здание операторной общей площадью 8,8 кв.м., литер А, местоположение: Краснодарский край, Каневской район, п.Кубанская Степь, Проезд N1 (л.д.46-47).
Спорные земельные участки с кадастровым номером 23:11:0902000:168 площадью 568 кв.м. и с кадастровым номером 23:11:0902000:173 площадью 6891 кв.м. образованы в результате выдела из земельного участка 23:11:0902000:124, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под постройками, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 26.06.2009 г.. (л.д.14-17).
20.09.2009 ОАО "Кубанская Степь" обратилось с заявлениями на имя главы МО Каневской район о предоставлении в собственность за плату земельных участков: с кадастровым номером 23:11:0902000:168 площадью 568 кв.м., местоположение: Краснодарский край, р/н Каневской, Кубанскостепной с/о, ОАО "Кубанская степь", предназначенного для эксплуатации бани и с кадастровым номером 23:11:0902000:173 площадью 6891 кв.м. местоположение: Краснодарский край, р/н Каневской, Кубанскостепной с/о, ОАО "Кубанская степь", предназначенного для эксплуатации здания нефтебазы.
ОАО "Кубанская Степь" к заявлениям о предоставлении земельных участков в собственность были приложены следующие документы:
-нотариально удостоверенная копия устава ОАО "Кубанская Степь";
-нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
-нотариально удостоверенная копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002;
-нотариально удостоверенная копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
-справка об отсутствии задолженности по платежам за землю;
-протокол заседания совета директоров N 9 от 18.09.2009 о решении приобрести земельный участок;
-копия протокола заседания совета директоров N 3 от 16.03.2007 об избрании генерального директора;
-нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на здания (бани и нефтебазы);
-нотариально удостоверенная копия решения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2004 о признании права собственности (дело А32-25371/2003-21/519);
-кадастровый паспорт земельного участка (кадастровая выписка из государственного кадастра недвижимости) N N 23:11:0902000:168, 23:11:0902000:173;
-выписка Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю об ограничениях (л.д.60-63).
17.05.2010 письмом N 1147 обществу было отказано в предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность, поскольку объекты недвижимости, расположенные на них, не используются для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Заявителю указано, что после изменения категории земельных участков на соответствующие разрешенному использованию и внесения измененных сведений в кадастр заявление будет рассмотрено вновь (л.д.18).
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) содержит аналогичное правило об обязанности собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, взять указанные земельные участки в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования.
В целях приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г.. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности на котором расположены здания, строения, сооружения" (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2009 N 282, действовавшей на дату подачи заявлений) предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт,
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержит следующее разъяснение. Рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Рассматривая дела об оспаривании действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, суды оценивают их доводы о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ и абзаца 5 пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Указанные изъятия из общего правила о недопустимости отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков установлены законодателем императивно и расширительному толкованию не подлежат.
Как следует из кадастровых планов, спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием под постройками. Факт расположения на земельных участках с кадастровыми номерами 23:11:0902000:168 площадью 568 кв.м. и 23:11:0902000:173 площадью 6891 кв.м. принадлежащих на праве собственности ОАО "Кубанская степь" объектов недвижимости: соответственно здания бани площадью 156,4 кв.м. и здания операторной площадью 8,8 кв.м. администрацией не опровергнут.
Согласно п.6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п.7 ст. 27 ЗК РФ пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) названный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В то же время Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (абзац 2 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", запрета на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения занятых зданиями, строениями, сооружениями, не содержат.
Отказ администрации в предоставлении испрашиваемых земельных участков по основанию, изложенному в письме от 17.05.2010 N 1147, является незаконным.
Однако, требования заявителя не могут быть удовлетворены в связи со следующим.
Из перечня документов, приложенных к заявлению ОАО "Кубанская Степь" о предоставлении в собственность за плату испрашиваемых земельных участках не следует, что к заявлениям от 29.10.2010 N 958 приложены выписки из ЕГРП либо иные правоподтверждающие документы (свидетельства) на здание бани площадью 156,4 и здание операторной площадью 8,8 кв.м. в соответствии с требованиями п.4 Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370. Представленные в дело копии свидетельств получены заявителем после обращения с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность.
В решении Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-25371/2003-21/519 за ЗАО "Кубанская Степь" признано право собственности на недвижимое имущество, имеющее иные технические характеристики - здание бани площадью 198,1 кв.м. и нефтебаза - операторная площадью 74,7 кв.м.
В материалы дела не представлено свидетельство на задние нефтебазы указанное в заявлении, тогда как согласно имеющейся в деле копии свидетельства от 01.04.2010 г.. заявителю принадлежит здание операторной площадью 8,8 кв.м. расположенное по адресу: п.Кубанская Степь, Проезд, 1.
Кроме того, из представленных в дело кадастровых паспортов следует, что земельный участок с кадастровым N 23:11:0902000:168 расположен по адресу: Краснодарский край, Каневской район, п. Кубанская Степь, ул. Центральная, 83, а участок с кадастровым номером 23:11:0902000:173 имеет адресный ориентир: Каневской район, п.Кубанская Степь, Проезд N1. При этом, в заявлении от 20.10.2009 заявитель просит предоставить в собственность за плату земельные участки по адресу: Краснодарский край, Каневской район, Кубанскостепной с/о, ОАО "Кубанская степь".
Доказательства того, что несоответствия в техническом описании объектов и описании местоположения земельных участков, до получения отказа заявителем были устранены, отсутствуют.
Указанные несоответствия имеют существенное значение, поскольку препятствуют определению предельных размеров площади спорных земельных участков в соответствии с требованиями п.2 ст. 35 ЗК РФ и п.3 ст. 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Доказательства того, что земельные участки испрашиваются в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования либо были сформированы и поставлены на кадастровый учет именно для использования здания бани площадью 156,4кв.м. по адресу: п.Кубанская Степь, ул. Центральная, 83 (участок кадастровым N 23:11:0902000:168 площадью 568 кв.м.) и здания операторной площадью 8,8 кв.м. по адресу: Каневской район, п.Кубанская Степь, Проезд N1 (с кадастровым номером 23:11:0902000:173 площадью 6891 кв.м.) в порядке пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах администрация не может быть обязана к осуществлению действий по подготовке и направлению проекта договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков на основании поданных ОАО "Кубанская Степь" заявлений от 20.09.2009.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2011 по делу N А32-23804/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23804/2010
Истец: ЗАО Кубанская степь, ОАО "Кубанская степь"
Ответчик: управление имущественных отношений Администрации муниципального образования Каневской район, Администрация муниципального образования Каневской район
Третье лицо: Департамент имущественных отношений КК, Департамент Имущественных отношений Краснодарского края, МУ Управление имущественных отношений администрации МО Каневского района, Администрация МО Каневской район КК
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9576/11