04 октября 2011 г. |
Дело N А55-4184/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Олейник И.А., доверенность от 21 января 2011 г.;
от мэрии городского округа Тольятти - Федоськин В.В., доверенность от 19 января 2011 г. N 352/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
мэрии городского округа Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2011 г.
по делу N А55-4184/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "РТМ-Премьер" (ОГРН 1036301014155), г. Тольятти, Самарская область,
к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "РТМ-Премьер" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к мэрии городского округа Тольятти (далее - заинтересованное лицо, мэрия) о признании незаконным отказа в предоставлении для целей, не связанных со строительством, земельного участка с местоположением: г. Тольятти, Центральный район, севернее жилого дома, имеющего адрес: ул. Мира, 133, а также об обязании включить испрашиваемый земельный участок в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, опубликовать информационное сообщение о планируемом предоставлении земельного участка в СМИ, а также об обязании довести до заявителя информацию о публикации сообщения о планируемом предоставлении указанного земельного участка в СМИ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2011 г. заявленные требования удовлетворены частично, отказ мэрии в предоставлении земельного участка признан незаконным, мэрия обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения испрашиваемого земельного участка в перечень участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, и публикации информационного сообщения о планируемом предоставлении указанного земельного участка в средствах массовой информации. В удовлетворении остальной части требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что мэрией не представлены доказательства в обоснование правомерности доводов, содержащихся в письме от 04 февраля 2011 г. N 1058/5.
Ни ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ни разработанные во исполнение данной нормы Положение о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти, и Регламент прохождения документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти, не содержат требования об информировании потенциальных претендентов о публикации сообщения о планируемом предоставлении указанного земельного участка в средствах массовой информации. Такое информирование поставило бы заявителя в преимущественное положение по сравнению с другими возможными претендентами на приобретение прав на испрашиваемый земельный участок.
Не согласившись с выводами суда, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в удовлетворенной части, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что испрашиваемый земельный участок попадает в границы земельного участка, входящего в перечень (N 19) земельных участков, утвержденных постановлением мэрии городского округа Тольятти от 23 марта 2010 г. N 666-п/1 "Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объекта". В связи с чем данный земельный участок не может быть предоставлен заявителю.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в мэрию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 120 кв.м. с местоположением: г. Тольятти, Центральный район, севернее жилого дома, имеющего адрес: ул. Мира, 133, для установки модульного павильона с целью организации аптечного пункта.
Письмами от 24 августа 2010 г. N 2584/23 и от 27 сентября 2010 г. N 2925/23 мэрия сообщила заявителю о том, что вопрос о формировании испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен на заседании межведомственной комиссии.
На заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов представления земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, принято решение отказать в формировании испрашиваемого заявителем земельного участка, что подтверждается протоколом от 08 декабря 2010 г. N 7 (л.д. 16).
Письмом от 04 февраля 2011 г. N 1058/5 мэрия сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок не может быть сформирован, т.к. попадает в границы земельного участка, входящего в перечень (под N 19) земельных участков для строительства объектов соцкультбыта, утвержденного постановлением мэрии от 23 марта 2010 г. N 666-п/1.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта в обжалуемой части суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение требований указанной нормы законодательства мэрией городского округа Тольятти Самарской области изданы постановление от 21 сентября 2007 г. N 2835-1/п, которым утверждено Положение о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти (далее - Положение), и постановление от 22 января 2008 г. N 227-1/п, которым утвержден Регламент прохождения документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти (далее - Регламент).
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 5 Регламента заявление о приобретении прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, рассматривается межведомственной рабочей комиссией при мэрии городского округа Тольятти, которая принимает одно из следующих решений:
- о возможности формирования земельного участка для целей, не связанных со строительством;
- о невозможности формирования земельного участка для целей, не связанных со строительством.
В п. 7 Регламента установлено, что в случае возможности сформировать земельный участок для целей, не связанных со строительством, Департамент потребительского рынка и предпринимательства мэрии городского округа Тольятти включает сведения о таком участке в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, и готовит данные сведения для опубликования в средствах массовой информации в виде информационного сообщения.
Отказывая в предоставлении земельного участка, мэрия сослалась на тот факт, что испрашиваемый земельный участок попадает в границы земельного участка, входящего в перечень (под N 19) земельных участков для строительства объектов соцкультбыта, утвержденного постановлением мэрии от 23 марта 2010 г. N 666-п/1. Данным постановлением утвержден перечень земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов. В п. 19 данного перечня указан земельный участок площадью 11 502 кв.м., расположенный севернее здания, имеющего адрес: ул. Мира, 123, Центральный район, г. Тольятти.
Однако в силу п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка, которые включают в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 11.3 ЗК РФ.
В нарушение указанных норм законодательства мэрия не представила доказательств того, что земельный участок площадью 11 502 кв.м., указанный в п. 19 перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов, сформирован в соответствии с требованиями законодательства и поставлен на кадастровый учет.
Следовательно, установить границы данного земельного участка не представляется возможным, как и невозможно достоверно установить факт пересечения границ земельного участка площадью 11 502 кв.м., расположенного севернее здания, имеющего адрес: ул. Мира, 123, Центральный район, г. Тольятти, и границ испрашиваемого земельного участка.
Иных ограничений, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка, мэрия суду не представила.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ мэрии в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а также обязал мэрию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем внесения испрашиваемого земельного участка в перечень участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, а также путем публикации информационного сообщения о планируемом предоставлении указанного земельного участка в средствах массовой информации.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2011 г. по делу N А55-4184/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4184/2011
Истец: ООО "РТМ-Премьер"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти