город Ростов-на-Дону |
дело N А53-11034/2011 |
28 сентября 2011 г. |
15АП-9653/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лыковой В.А.
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности Лосева В.В., доверенность N 5 от 24.06.2011 г.,
от заинтересованного лица: инспектора Нежнова Е.А., доверенность от 19.07.2011 г. N 71/8362, сроком до 31.12.2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Департамент благоустройства" г. Шахты
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2011 по делу N А53-11034/2011 по заявлению муниципального учреждения "Департамент благоустройства" г. Шахты
к заинтересованному лицу - Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Шахты
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
принятое судьей Ереминым Ф.Ф.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное учреждение "Департамент благоустройства" г. Шахты (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Шахты (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.11 N 014007 о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ.
Решением суда от 26.07.11г. департаменту в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях департамента имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что департамент обеспечивает содержание дорог муниципального образования г. Шахты только в пределах средств выделяемых на эти цели из бюджета муниципального образования г. Шахты.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель департамента в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель инспекции возражал против отмены решения суда первой инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей департамента и инспекции, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.04.11 в 09 часов 30 минут на улице Державина, в районе перекрестка с пер. Комиссаровский, в г. Шахты Ростовской области, выявлен факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для движения состоянии, а равно факт непринятия мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, а именно не соблюдены требования п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93, выразившемся в наличии на проезжей части - ул. Державина, в районе перекрестка с пер. Комиссаровский выбоины размером по длине - 147 см., по ширине - 337 см. и глубине - 12 см., что превышает предельно допустимые размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., предусмотренные требованиями пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", которые не должны превышать по длине - 15 см., ширине - 60 см. и глубине - 5 см.
Данные недостатки создали помехи в дорожном движении по ул. Державина в районе перекрестка с пер. Комиссаровский, угрожающие безопасности дорожного движения, при этом по указанному участку дороги осуществляется регулярное движение маршрутных транспортных средств выезжающих и заезжающих на конечную автостанцию расположенную, в указанном районе.
Для фиксации данного правонарушения составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в присутствии двух свидетелей. Наличие указанных недостатков было зафиксировано фотосъемкой на фотоаппарат Canon PC 1226 N 4936009331.
С учетом необходимости выполнения процессуальных действии, требующих значительных временных затрат, было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
20.05.11 был составлен протокол об административном правонарушении, совершенным департаментом N 61 АА 014007 по ст. 12.34 КоАП РФ, копия протокола отправлена законному представителю директору департамента благоустройства" г. Шахты Беляеву С.В., заказным письмом с уведомлением (исх. N 7/398 от 21 мая 2011 г.).
27.05.11 вынесено постановление в отсутствии законного представителя учреждения, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела о привлечении департамента к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением департамент обратился в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что постановление инспекции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Субъектом указанного правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного само управления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Областного закона от 16.08.2000 N 97-ЗС "О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, названными нормативными актами на органы местного самоуправления города Шахты Ростовской области возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Государственным стандартом "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93) установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Допускаются повреждения покрытия от 0,3 до 7,0 кв. м в зависимости от групп дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам. В зависимости от групп дорог и улиц установлены сроки ликвидации, а также сроки ликвидации повреждений от 5 до 10 суток, но не более.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Судом первой инстанции обоснованно отклонён довод департамента о том, что им переданы в оперативное управление дороги муниципального образования "Город Шахты", поскольку в соответствии с распоряжением Администрации г. Шахты N 1174 от 12.04.10 г. "О создании муниципального учреждения "Департамент благоустройства" г. Шахты Ростовской области и передачи ему на праве оперативного управления муниципального имущества" на основании статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 г.г. N 7 - ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно порядку принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Шахты, утвержденного решением городской Думы г. Шахты N 468 от 24.07.2008 г., для решения вопросов местного значения и достижения социальных целей в области предоставления транспортных услуг населению, обеспечения проведения работ по содержанию и благоустройству города, дорог и дорожных сооружений, организации освещения улиц и работы светофорных объектов, содержания на территории муниципального образования "Город Шахты" мест захоронения, организация ритуальных услуг: п. 1. Создать муниципальное учреждение "Департамент благоустройства" г. Шахты Ростовской области в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления; п. 8 изъять из муниципальной казны города муниципальное имущество балансовой стоимостью 112340487,85 руб., остаточной стоимостью 105690205,06 руб. согласно приложению N 4 к настоящему распоряжению. В приложении N 4 к распоряжению Администрации города Шахты N 1174 от 12.04.2010 года указан перечень муниципального имущества, передаваемого в оперативное управление департаменту из муниципальной казны, куда входят дороги г. Шахты, в том числе дорога по ул. Державина и пер. Комиссаровский. Таким образом дорога по ул. Державина распоряжением Администрации г. Шахты передана в оперативное управление департаменту.
В соответствии с уставом департамента: п. 1.7 "Учреждение является юридическим лицом со дня государственной регистрации, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс и лицевой счет, и. т.д."; п. 1.11. "Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, размещать муниципальный заказ, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в судах всех инстанций в соответствии с законодательством РФ.; в соответствии с частью II "Цели и виды деятельности" указанного устава: п. 2.1 "Учреждение создано для решения вопросов местного значения и достижения социальных целей, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организациям транспортного обслуживания населения в границах города Шахты, строительства, ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений, улично-дорожной сети, внутригородских дорог, проездов, тротуаров, дворов, организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, содержания на территории муниципального образования "Город Шахты" мете захоронения, организации ритуальных услуг, организации работ по ремонту и содержанию зеленых насаждений общего пользования, санитарной очистке территорий города, организации освещения улиц, работы светофорных объектов на территории муниципального образования "Город Шахты".
В соответствии с п. 2.2.4 устава предприятия, учреждение в соответствии с действующим законодательством осуществляет такой вид деятельности, как: "Организация управления муниципальными дорогами, их содержание, ремонт, реконструкция, строительство и эксплуатация".
В соответствии с п. 2.2.12 устава предприятия, учреждение в соответствии с действующим законодательством также осуществляет такой вид деятельности, как: "Организация взаимодействия, осуществления контроля и координация деятельности организаций, выполняющих работы по строительству, реконструкции, ремонту дорог, мостов, проездов, дворов, тротуаров, инженерных сооружений, средств обустройства дорог", в том числе согласно п. 2.2.33 осуществляет: "Контроль объемов и сроков выполнения работ по заключенным договорам".
В соответствии с п. 2.2.40 устава предприятия, учреждение в соответствии с действующим законодательством осуществляет такой вид деятельности, как:
"Организация работы по содержанию дорог и тротуаров с твердым покрытием, ремонту и содержанию зеленых насаждений общего пользования, санитарной очистке территории города".
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Таким согласием является Распоряжение Администрации г. Шахты N 1174 от 12.04.2010 г. "О создании муниципального учреждения "Департамент благоустройства" г. Шахты Ростовской области и передаче ему на праве оперативного управления муниципального имущества".
Судом первой инстанции также правильно не отклонён довод департамента о том, что ответственность за содержание автомобильных дорог должно нести ООО "Шахтинское дорожное управление-9", в связи с заключенным депаратментом муниципальным контрактом N 11 от 07.02.11 г. с ООО "Шахтинское дорожное управление-9" на выполнение работы по содержанию объектов дорог. В перечень дорог, в отношении которых ООО "Шахтинское дорожное управление - 9" обязано осуществлять содержание и ремонт входит ул. Державина и пер. Комиссаровский, и ответственность за содержание автомобильных дорог должно нести ООО "Шахтинское дорожное управление-9".
При этом срок окончания работ согласно указанному контракту - 20.04.11.
Повреждения дорожного покрытия по ул. Державина, в районе перекрестка с пер. Комиссаровский, в виде выбоины размеры которой превышают предельно допустимые размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. предусмотренные требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" выявлены 23.04.11. При этом департаментом не приняты исчерпывающие меры к устранению выявленных недостатков в содержании дороги по ул. Державина, в районе перекрестка с пер. Комиссаровский, угрожающих безопасности дорожного движения, неприняты меры к расторжению контракта с ООО "Шахтинское дорожное управление-9" в связи с его невыполнением, неприняты меры к заключению нового контракта с другой подрядной организацией, в связи с чем инспекция пришла к выводу о том, что департамент не осуществляет контроль объемов и сроков выполнения работ по заключенным договорам, хотя это предусмотрено п. 2.2.33 устава департамента. При этом в соответствии с п. 10.3 указанного контракта: основанием для приостановления работ и расторжения контракта со стороны муниципального заказчика является, в том числе нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, позволяющие поставить под сомнение возможность завершить работы в срок и невыполнение Подрядчиком существующих условий контракта.
Помимо этого департаментом не были приняты меры по своевременному временному ограничению или прекращению дорожного движения транспортных средств на отдельном участке дороги по ул. Смидовича, пользование которым угрожает безопасности дорожного движения, а также не приняты меры к информированию участников дорожного движения путем, установки соответствующих технических средств организации дорожного движения, информационных щитов и т.д., о наличии угрозы безопасности дорожного движения.
Учитывая вышеизложенное судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что в данном случае департаментом не были предприняты все зависящие от него меры по недопущению нарушений правил содержания дорог в безопасном для движения состоянии, а равно не приняты меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, хотя такая возможность у департамента имелась.
Судом первой инстанции также правильно отклонён довод департамента о том, что Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения не может быть использован в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, ввиду того что он составлен без участия соответствующих органов исполнительной власти, поскольку указанный Акт предусмотрен приложением N 8 к подпункту 10.2.8.4. "Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525), согласно указанного подпункта при обнаружении недостатков в состоянии дорог и .инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, составляется именно вышеуказанный акт выявленных недостатков. Точное место выявленных недостатков в содержании дороги по ул. Державина установлено произведенной фотосъемкой дефектов покрытия, фотографии приложены к материалам дела. Помимо этого с 14 по 17 марта 2011 года в составе комиссии: главного специалиста департамента Дубовик Л.М., ведущего специалиста департамента Склярова А.В., госинспектора инспекции капитана милиции Нежнова Е.А., геодезиста ШД У Онгемах Е.В., проведено обследование автомобильных дорог г. Шахты, в том числе и дороги по ул, Державина и пер. Комиссаровский, в ходе которого выявлены объемы работ по содержанию (ямочному ремонту) дорог подлежащих выполнению в 2011 году, составлен Акт обследования автомобильных дорог г. Шахты.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях департамента присутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена санкцией ст. 12.34 КоАП РФ.
Порядок привлечения департамента к административной ответственности инспекцией не нарушен.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы департамента и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11034/2011
Истец: "Департамент благоустройства", "Департамент благоустройства" г. Шахты
Ответчик: ГИБДД УВД г. Шахты, Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Шахты