04 октября 2011 г. |
Дело N А72-1926/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от негосударственного учреждения культуры "Ульяновские художественно-производственные мастерские" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от администрации (мэрии) г.Ульяновска - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
ВТОО "Союз художников России" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2011 года апелляционные жалобы комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, мэрии г.Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июня 2011 года по делу N А72-1926/2011, судья Прохоров А.Е., принятое по заявлению негосударственного учреждения культуры "Ульяновские художественно-производственные мастерские", ИНН 7325020073, ОГРН 1027301172513, г. Ульяновск, к администрации (мэрии) г.Ульяновска, г.Ульяновск, к комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, г.Ульяновск, третьи лица: МУП ВКХ "Ульяновскводоканал", г.Ульяновск, ВТОО "Союз художников России", г.Москва,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное учреждение культуры "Ульяновские художественно- производственные мастерские" (далее - НУК "УХПМ". заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации (мэрии) г.Ульяновска, комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска (далее - КУГиЗ мэрии г.Ульяновска) о признании незаконным бездействия по принятию в муниципальную собственность канализационных сетей, расположенных от колодца по ул. Ленина (возле трамвайной остановки "Дом Гончарова") до здания НУК "УХПМ" по ул.Гончарова, 11а, и обязании принять в муниципальную собственность канализационные сети.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП ВКХ "Ульяновскводоканал". ВТОО "Союз художников России".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июня 2011 года бездействие мэрии города Ульяновска и комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска в части непринятия в муниципальную собственность участка канализационной сети, расположенного от колодца по ул.Ленина г.Ульяновска (возле трамвайной остановки "Дом Гончарова") до врезки в сети НУК "УХПМ" по ул.Гончарова, д.11а, в г.Ульяновске, признано незаконным. На мэрию города Ульяновска и комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска возложена обязанность устранить допущенные нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия в муниципальную собственность участка канализационной сети, расположенного от колодца по ул.Ленина г.Ульяновска (возле трамвайной остановки "Дом Гончарова") до врезки в сети НУК "УХПМ" по ул.Гончарова, д.11а, в г. Ульяновске.
В апелляционной жалобе мэрия г.Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований НУК "УХПМ" отказать в полном объеме, ссылаясь на несоблюдение порядка передачи объекта в муниципальную собственность, отсутствие у НУК "Ульяновские художественно-производственные мастерские" права на обращение в суд с указанным заявлением, отнесение канализационных сетей к бесхозяйному имуществу.
В апелляционной жалобе комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами города Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований НУК "УХПМ" отказать в полном объеме, ссылаясь на несоблюдение порядка передачи объекта в муниципальную собственность, а также то, что НУК "УХПМ" является ненадлежащим истцом по делу, не может подписывать акт приема-передачи сетей, поскольку не является их собственником; канализационные сети являются бесхозяйным имуществом.
В отзыве на апелляционную жалобу НУК "УХПМ" просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, НУК "Ульяновские художественно-производственные мастерские" зарегистрировано в качестве юридического лица (ИНН 7325020073; ОГРН 1027301172513).
Заявитель располагается в здании по ул.Гончарова, 11А, принадлежащем на праве собственности ВТОО "Союз художников России" на основании свидетельства о государственной регистрации права серии АС N 166148. Данный факт установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда Ульяновской области от 10 августа 2010 года N А72-3578/2010.
Между МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" и НУК "УХПМ" 01 апреля 2006 года заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 17, согласно которому предприятие обязалось обеспечивать абонента питьевой водой, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными нормами и правилами, подавать техническую воду и принимать сточные воды.
В соответствии с п.4.8 указанного договора ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливается схемой разграничения балансовой принадлежности.
В приложении N 1 к договору определена схема разграничения балансовой принадлежности, согласно которой граница раздела по канализационным сетям (колодец КК-1; КК-2 на выпуске в канализацию) пролегает от здания N 11а по ул.Гончарова в г.Ульяновск, где располагается организация заявителя, до ул.Ленина.
Заявитель 04 октября 2010 года обратился в мэрию г.Ульяновска и КУГиЗ мэрии г.Ульяновска с заявлениями N 62, N 63, в которых просил принять в муниципальную собственность участок канализационной сети от колодца, расположенного по ул.Гончарова у здания магазина "Детский мир" до здания заявителя по ул.Гончарова, д.11а, г.Ульяновск.
Заявитель в связи с неполучением ответов 18 ноября 2010 года повторно обратился в мэрию г.Ульяновска и КУГиЗ мэрии г.Ульяновск с заявлениями N 72, N 73, в которых просил принять в муниципальную собственность участок канализационной сети от колодца, расположенного по ул.Ленина у трамвайной остановки "Дом Гончарова" до здания НУК "УХПМ" по ул.Гончарова, д.11а, г.Ульяновск, уточнив место расположения канализационной сети.
Письмами от 22 октября 2010 года N 7233-07, от 25 ноября 2010 года N 9731-07, от 29 ноября 2010 года N 10072-07, от 14 февраля 2011 года N 2178-07, подписанными заместителем главы города - председателем КУГиЗ Т.В. Горюновой, ответчики в качестве условия принятия объекта в муниципальную собственность положили устранение замечаний по техническому состоянию сетей, изложенных в акте обследования от 12 января 2011 года, получения заявителем согласия МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" на передачу сетей, предоставления документов на передаваемую канализационную сеть, техническую документацию, копии учредительных документов заявителя.
В рассматриваемом случае на заявителя фактически возложена обязанность по содержанию участка канализационной сути в соответствии с границей раздела, указанной в приложении к договору N 171.
Вместе с тем НУК "УХПМ" является некоммерческой организацией, созданной с целью обеспечения производственных условий для творческой деятельности членов УРО ВТОО, членов объединения молодых художников, народных мастеров и других художников, работающих в учреждении, для снабжения и обеспечения членов общества необходимыми материалами, творческими заказами, для художественного и эстетического воспитания населения и т.д. В этой связи содержание сети участка водопровода не соответствует уставной деятельности некоммерческой организации.
В силу п.1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий) независимо от того, на чьем балансе они находятся.
С учетом вышеуказанных положений законодательства РФ не относятся к муниципальной собственности только те объекты инженерной инфраструктуры, которые входят в состав имущества предприятия.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1997 года N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п.14 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, к договору водоснабжения прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанных Правил границей эксплуатационной ответственности является линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. В случае отсутствия соглашения сторон, граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности, то есть по линии раздела элементов систем водоснабжения и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
В данном случае в приложении N 1 к договору N 171 от 01 апреля 2006 года граница раздела канализационных сетей установлена. Однако на балансе НУК "УХПМ" спорное имущество не числится, доказательства передачи канализационных сетей собственнику здания либо заявителю на том или ином вещном праве также отсутствуют.
В рассматриваемой ситуации правовых оснований для возложения на некоммерческую организацию функции по содержанию канализационных сетей, не относящихся к ее имуществу и не находящихся на ее территории, не имеется.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства обратного ответчиками не представлены.
В связи с изложенным в силу п.1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 участок водопровода от здания по ул.Гончарова, 11А, до врезки в водопроводные сети абонента по ул.Гончарова, 11А, в силу закона подлежит передаче в муниципальную собственность.
Доводы ответчиков о невозможности принятия участка канализационных сетей в муниципальную собственность в связи с их техническим состоянием, отсутствием на них технической документации и доказательств принадлежности заявителю, а также отсутствия согласия со стороны МУП ВКХ "Ульяновскводоканал", являющихся муниципальной эксплуатирующей организацией, не основаны на законе.
Согласно разъяснениям Минимущества России (письмо от 05 мая 2003 года N ЮМ-8/8781), на которое ссылается заявитель в обоснование своих доводов, не допускается установление в распорядительном акте представительного (законодательного) органа власти субъекта РФ или представительного (законодательного) органа местного самоуправления муниципального образования каких-либо условий передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Исходя из пунктов 4.1, 4.2 Положения о комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами г.Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 24 мая 2006 года N 90, КУГиЗ осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, относящегося к муниципальной собственности, осуществляет учет муниципального имущества, ведет реестр муниципального имущества.
Согласно п. 7.1 Положения "О муниципальной казне МО г. Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 19 декабря 2002 года N 210, действовавшего на дату направления заявителем соответствующих заявлений, передача объектов в муниципальную казну и из муниципальной казны, связанная с включением и исключением из реестра осуществляется на основании постановления мэра Ульяновска и актов приема-передачи, на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Аналогичная норма содержится в п.5.1 Положения "О муниципальной казне МО г.Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 30 марта 2011 года N 10 и действующего на дату рассмотрения спора.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование заявителя о признании незаконным бездействия ответчиков в части непринятии в муниципальную собственность участка канализационной сети от колодца, расположенного по ул.Гончарова у здания магазина "Детский мир" до здания заявителя по ул. Гончарова, д.11а, в г.Ульяновске.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии у НУК "УХПМ" права обратиться с указанным заявлением в суд, несостоятельны, поскольку НУК "УХПМ", являясь юридическим лицом, в силу п.1 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть истцом и ответчиком в суде. При этом не имеет значения то обстоятельство, что НУК "УХПМ" не является собственником вышеозначенных канализационных сетей. Между тем использование этих канализационных сетей необходимо НУК "УХПМ" для обеспечения водоснабжения занимаемого им помещения.
Доводы апелляционных жалоб о необходимости применения к передаче канализационных сетей в муниципальную собственность процедуры, установленной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ, признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несостоятельны. В данном случае подлежит применению постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", которым была разграничена государственная собственность в Российской Федерации.
Доводы апелляционных жалоб о применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих отнесение вещей к бесхозяйным и признание прав на бесхозяйные вещи, подлежат отклонению, поскольку в данном случае спорное имущество не является бесхозяйным, оно отнесено к муниципальной собственности в силу прямого указания на это в акте законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 16 июня 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами города Ульяновска и мэрию г.Ульяновска, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июня 2011 года по делу N А72-1926/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, мэрии г.Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1926/2011
Истец: НУК "Ульяновские художественно-производственные мастерские"
Ответчик: Администрация (мэрия) г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска
Третье лицо: ВТОО "Союз художников России, МУП ВКХ "Ульяновскводоканал", МУП Ульяновскводоканал
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8779/11