г. Санкт-Петербург
07 октября 2011 г. |
Дело N А26-3661/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14764/2011) Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.07.2011 по делу N А26-3661/2011 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Лес С"
к Карельской таможне
о признании незаконным решения и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 153874 руб. 38 коп.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Датская Е.И. - доверенность N 164 от 29.12.2010
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лес С" (ОГРН 1021001150675, место нахождения: 186134, Республика Карелия, Пряжинский район, п. Сяпся, ул. Речная, д. 16) (далее - ООО "Лес С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Карельской таможни (место нахождения: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 25) (далее - таможня), изложенного в письме от 13.04.2011 N 18-42/5341, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и обязании таможню возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины в сумме 153874 руб. 38 коп.
Решением суда от 13.07.2011 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Карельская таможня просит решение суда от 13.07.2011 отменить. Податель жалобы считает, что применение представленных обществом расчетов влечет занижение суммы таможенных платежей, поскольку, по его мнению, указанные расчеты сделаны без учета объема коры экспортированных лесоматериалов. В обоснование своей позиции таможенный орган также ссылается на необходимость применения аттестованных методик выполнения измерений - МВИ N 203-04-2007 "Измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры геометрическим методом. Методика выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов, погруженных на вагоны и на автомобили".
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Лес С", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2009 году ООО "Лес С" во исполнение внешнеэкономического контракта от 25.03.2009 N 13176, заключенного с компанией "Стора Энсо" (Финляндия), вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар - неокоренные лесоматериалы хвойных и лиственных пород (код ТН ВЭД 4403999502 и 4401100009) по 25 ГТД (л.д. 43-69) и уплатило таможенные платежи в размере 1497468 руб. 68 коп.
При определении объема вывозимых лесоматериалов общество увеличивало коэффициент, установленный пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79 Е, на величину "0,06".
Посчитав, что неправильное применение ОСТ 13-43-79 Е привело к излишней уплате таможенных платежей, общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 06.04.2011 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в сумме 153874 руб. 38 коп. (л.д. 16).
Письмом от 13.04.2011 N 18-42/5341 Карельская таможня возвратила указанное заявление без рассмотрения (л.д. 14-15).
Посчитав отказ таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможни в связи со следующим.
В силу статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), действовавшего на момент таможенного оформления вывозимых обществом товаров, декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно статье 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322 ТК РФ).
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (пункт 1 статьи 323 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также постановлению Правительства РФ от 24.12.2008 N 982 "О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов, вывозимых с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" расчет вывозной таможенной пошлины за товар, классифицируемый по кодам ТН ВЭД 4403999502 и 4401100009, зависит от объема (куб. м) экспортируемых лесоматериалов.
Как установлено судом первой инстанции, сторонами не оспаривается факт вывоза с таможенной территории Российской Федерации неокоренных лесоматериалов.
Установление излишней уплаты таможенных пошлин связано с методикой определения объема вывезенных лесоматериалов с корой и обоснованностью применения поправочного коэффициента 0,06 для правильного определения этого объема.
При вывозе неокоренных лесоматериалов таможенные пошлины подлежат уплате исходя из объема лесоматериалов с учетом коры.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что общество при определении объема лесоматериалов с корой и без коры использовало отраслевой стандарт ОСТ 13-43-79 Е.
В соответствии с пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79 Е для перевода геометрического объема штабелей лесоматериалов в коре в плотный объем применяют переводные коэффициенты, приведенные в таблице 1. Для бревен грубой окорки коэффициенты, указанные в таблице 1, увеличивают на "0,04", а для бревен чистой окорки - на "0,06".
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что для определения плотного объема древесины с корой (объема без пустот) к уже установленному складочному объему (объему штабеля - геометрическому объему) применяются коэффициенты таблицы 1 ОСТ 13-43-79 Е.
Поскольку обществом экспортировалась неокоренная древесина, размер таможенных пошлин и налогов зависел от плотного объема именно неокоренных лесоматериалов. Однако в спорных ГТД указаны объемы лесоматериалов большие, чем требовалось, поскольку декларант увеличил переводной коэффициент таблицы 1 на коэффициент "0,06", предназначенный для перевода геометрического объема древесины чистой окорки в плотный объем, а не для перевода плотного объема лесоматериалов в объем древесины в коре. Таким образом, применение поправочного коэффициента "0,06" не соответствует его функциональному назначению по ОСТ 13-43-79 Е.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в результате применения неустановленного коэффициента 0,06 в спорный период общество указало объемы вывезенных неокоренных лесоматериалов с превышением, что и привело к излишней уплате таможенных пошлин в размере 153874 руб. 38 коп. при экспорте лесоматериалов.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам таможенного органа о возможности применения к спорным правоотношениям иной методики выполнения измерений - МВИ N 203-04-2007. Суд обоснованно указал на рекомендательный характер данной методики.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что методика выполнения измерений МВИ N 203-04-2007 должна применяться в течение всего цикла экспорта лесоматериалов, начиная от погрузки партии лесоматериалов на вагоны и автомобили и заканчивая таможенным оформлением. Поскольку таможенный орган не предъявлял обществу требований относительно применения МВИ N 203-04-2007 при выпуске товара, ссылка таможни на возможность произвести фактический расчет объемов вывезенного товара с учетом указанной методики после выпуска товаров является несостоятельной. Такой расчет не может служить подтверждением правомерности размера таможенных платежей, уплаченных при таможенном оформлении вывезенного товара, поскольку использование при расчете результатов измерений, произведенных по ОСТ 13-43-79 Е, не отвечает методам и показателям измерений, используемых МВИ N 203-04-2007.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза, вступившего в силу с 01.07.2010 (далее - ТК ТС), излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
При этом в соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего с 29.12.2010) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Часть 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
В данном случае оспариваемое решение (письмо таможни от 13.04.2011 N 18-42/5341) не содержит ссылок на предусмотренные частью 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин. В судебном заседании суда первой инстанции представитель таможни также подтвердил, что указанные в частьи 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ основания для возврата заявителю излишне уплаченных таможенных платежей отсутствуют.
Факт уплаты обществом таможенных платежей в размере 153874 руб. 38 коп. сторонами не оспаривается и подтверждается представленным в материалы дела расчетом (л.д.68-69).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив факт излишней уплаты таможенных пошлин на момент обращения общества с заявлением об их возврате в таможенный орган, правомерно признал незаконным решение Карельской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин изложенного в письме от 13.04.2011 N 18-42/5341, и обязал таможню возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины в сумме 153874 руб. 38 коп.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Карельской таможни и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13 июля 2011 года по делу N А26-3661/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3661/2011
Истец: ООО "Лес С"
Ответчик: Карельская таможня
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14764/11