Жизнь в долг
В 2006 году на российском рынке было размещено 237 выпусков облигаций на общую сумму более 450 миллиардов рублей. Более 50 процентов выпущенных облигаций пришлось на компании-эмитенты, впервые вышедшие на данный рынок. Что же привлекает новичков в этих долговых бумагах? Облигации обладают определенными преимуществами, такими как фактическое отсутствие лимитов на объемы займа или, например, установление самим эмитентом сроков погашения долга. Однако они же налагают на эмитента ряд повышенных обязательств. Выпуск облигационного займа является серьезным шагом в развитии компании. Руководство и собственники должны четко осознавать, что это долгий и трудоемкий процесс, который не всегда приводит к желаемому результату. Поспешный и непродуманный вывод компании на публичный рынок капитала способен на долгие годы существенно испортить репутацию и кредитную историю предприятия.
Берем чужие, а отдаем свои
Российский рынок корпоративных облигаций начал развиваться в 1999 году, когда было принято постановление о возможности включения процентов по облигациям в себестоимость продукции. До этого момента большинство компаний, которым были нужны дополнительные средства, обращались за кредитом в банки. Основными минусами банковских кредитов тогда, и во многих случаях сегодня, являются: необходимость залога, небольшие сроки кредита (от года до трех лет), его ежемесячное погашение и выплата процентов, установление максимальных лимитов кредитования одного заемщика.
Облигации же решают большинство этих проблем. Так, по облигационному выпуску необязательно наличие залога. По законодательству суммарный объем облигационных выпусков эмитента не может превышать размера его уставного капитала и суммы обеспечения, выданной по займу. В качестве обеспечения может выступать поручительство трех лиц, банковская и государственная гарантии, залог недвижимого имущества. Особенный интерес для эмитента представляет поручительство трех лиц, точнее те возможности, которые оно открывает для облигационного займа. Дело в том, что в законодательстве не указано, кто может выступать в качестве поручителей и какие к ним предъявляются требования. На практике это позволяет компании выпустить облигационный заем, в несколько раз превышающий размер его уставного капитала. То есть даже ООО с уставным капиталом в 10 000 рублей может позволить себе организовать крупный заем.
Другое несомненное преимущество облигаций перед походом в банк за кредитом - это увеличение сроков заимствований. Если банковские кредиты в редких случаях выдаются на срок более трех лет, то для облигаций три года, наоборот, являются минимальным сроком. А на данный момент наблюдается тенденция по его увеличению (компаниям, выходящим на рынок со вторым или третьим займом, как правило, устанавливают срок уже на четыре-пять лет).
Что касается погашения процентов, то и здесь у облигаций есть свое преимущество. Дело в том, что компания-эмитент сама может определять периодичность выплаты процентов по займу (купонных выплат) и срок его погашения, в отличие от ежемесячных выплат процентов банку. Наиболее распространенной на данный момент является структура выпуска, которая предусматривает полугодовую выплату купонных платежей и погашение основной суммы займа в конце его обращения.
Многие предприятия также практикуют выпуск амортизационных облигаций. Основная сумма долга по таким бумагам выплачивается постепенно в течение срока их обращения. Например, облигация со сроком обращения три года может быть погашена тремя траншами: 20 процентов по окончании первого года, 30 процентов по окончании второго года и 50 процентов по окончании третьего. Таким образом, эмитент имеет возможность структурировать выпуск, исходя из своего цикла производства и товарооборота и учитывая эффект от произведенных инвестиционных вложений.
Надежный, как облигация
Не углубляясь в теоретические аспекты оптимального соотношения акционерного и заемного капиталов для компании, можно сказать, что до тех пор пока у нее существует возможность привлечения долгового капитала (выпуск облигаций, кредиты банков и т.д.), необходимо использовать именно этот путь. Заемный капитал в большинстве случаев будет для компании дешевле акционерного, а для ее нынешних владельцев не создаст вопроса о разделении собственности и потере контроля.
Выпуск и размещение акций оправданны в случаях, когда:
отсутствуют резервы по привлечению долгового капитала (компания исчерпала лимиты залогового и беззалогового кредитования);
отсутствуют возможности по привлечению долгового капитала для вновь образовавшихся компаний;
необходимо привлечение стратегического инвестора, который помимо финансовых вложений готов предоставить компании возможности по выходу на новые рынки, получению новых технологий, лоббировать интересы компании и т.д.
В остальных случаях в качестве источника финансирования необходимо рассматривать долговой капитал.
Облигации не так сильно зависят от колебаний фондового рынка, как акции. Держатель облигации получает фиксированный доход в виде процентов (если, конечно, он не занят игрой на бирже и не собирается заработать на перепродаже этих бумаг). Именно поэтому облигации относятся к самым низкорисковым финансовым инструментам. Неслучайно самые консервативные (и, соответственно, самые надежные) паевые фонды формируют свой инвестиционный портфель таким образом, чтобы его большую часть составляли облигации. По пятибалльной шкале рисков (один балл - это "нулевой" риск, а пять баллов - максимальный уровень) им присваивается первая или вторая категория, в зависимости от класса эмитента, а акциям - четвертая или пятая. Однако следует учитывать, что первая категория присваивается только государственным облигациям, так как по определению считается, что государство не может обанкротиться. Надежность корпоративных облигаций несколько ниже, но зато у них выше плата за риск (в нашем случае это процентная ставка облигации). Так, гособлигация может принести своему владельцу около 6 процентов годовых, облигации крупных известных российских компаний - около 7 процентов годовых. А для начинающих, еще не известных на фондовом рынке предприятий приемлемой ставкой будет 10-12 процентов годовых.
Анализируй это
На данный момент ситуация на рынке облигаций складывается весьма благоприятная - с июля 1999 года по январь 2007 года объем рынка вырос в 71 раз (для сравнения: объем рынка банковских кредитов увеличился в 18 раз). Доля корпоративных долговых бумаг растет опережающими темпами, а государственных облигаций - снижается (см. табл. 1 и 2). При этом, рассматривая долговой рынок и, как его часть, рынок облигаций, следует объединить внутренние и внешние заимствования, то есть внутренние и еврооблигации. Тем более граница между ними достаточно условна. Так, около 30 процентов внутренних облигаций выкупается компаниями-нерезидентами. В то же время еврооблигации выпускает большинство крупных отечественных банков и иных финансовых структур. С учетом этих факторов ситуация на рынке облигаций выглядит еще более многообещающей (см. табл. 2), что, в свою очередь, привлекает на него все новых и новых участников.
Большое количество эмитентов впервые вступают на фондовый рынок со своими ценными бумагами, прекрасно понимая, что это, возможно, их первый шаг к публичной деятельности и от него зависит очень многое, в том числе и финансовое развитие компании на несколько лет вперед. Поэтому при подготовке к выпуску займа руководство предприятия должно адекватно оценивать возможности и риски эмиссии облигаций, четко представлять те цели, которые должны быть достигнуты при их размещении, а также стратегию поведения в случае неудачи.
Непростой фрукт
Возникает естественный вопрос: если облигации так хороши, почему до сих пор они не стали основным финансовым инструментом большинства компаний? Почему они, "не понимая своего счастья", продолжают идти за кредитами?
На это есть две причины, и обе они достаточно весомые. Первая заключается в том, что существуют "рыночные" ограничения на объем выпускаемых займов и размер компаний-эмитентов. Необходимо сразу оговориться, что ограничения, о которых пойдет речь, устанавливаются не на законодательном уровне (таких ограничений почти нет или они легко обходятся), а на уровне самого рынка, то есть его основных участников.
Займов в 500 миллионов рублей и менее достаточно мало по причине низкого спроса со стороны инвесторов. На сегодняшний день уже трудно встретить облигационный заем менее 1 миллиарда рублей - этот объем стал пороговой планкой при выходе на фондовый рынок.
Исходя из рыночной практики, средний объем выпуска, приобретаемый одним инвестором при размещении, составляет от 50 до 150 миллионов рублей. Из всех приобретателей, участвующих в размещении, одна треть, как правило, - долгосрочные инвесторы, то есть те, кто будут держать купленную бумагу до момента ее погашения или оферты. А две трети - это краткосрочные и среднесрочные инвесторы ("активные" инвесторы), которые заинтересованы в продаже приобретенной бумаги в течение 3-12 месяцев с момента размещения. Именно для них важна ликвидность облигаций на рынке. Опыт работы говорит, что бумага может считаться ликвидной, если при размещении ее приобрели не менее семи-десяти "активных" инвесторов, которые в дальнейшем будут работать с ней на вторичном рынке. Вот и получается, что если средний объем приобретения займа одним инвестором составляет 100 миллионов рублей и минимальное число инвесторов при размещении должно составить 10 покупателей облигаций (трое долгосрочных + семеро "активных"), то минимальный объем займа, который можно считать ликвидным, составляет 1 миллиард рублей.
Разумеется, займы меньшего объема существуют на рынке и выходят на него до сих пор, но, как правило, их размещение проходит намного труднее и требует больших затрат, как финансовых, так и временных. Организатор вынужден предлагать потенциальным инвесторам повышенную комиссию за их участие. Если для займов свыше 1 миллиарда рублей стандартной считается комиссия в 0,1-0,15 процента от приобретаемого объема, то для "маленьких" займов величина этого показателя может доходить до 1 процента. Само собой, эти расходы ложатся на плечи эмитента. Если говорить прямо, то организатор просто "покупает" спрос на заем. Во многих случаях в дополнение к высокой комиссии организатор также устанавливает по займу более высокую ставку купона. Размер такой премии может колебаться в пределах 1-2 процентов годовых.
Второй причиной, сдерживающей желающих разместить свои облигации на рынке, стали требования к информационной прозрачности эмитента, его структуры и структуры денежных потоков. Инвесторы при приобретении займа задают вопросы, на которые у компании может и не быть четких ответов: кто является конечным собственником компании-эмитента? какова история перехода прав собственности на данный актив? насколько прозрачен бизнес эмитента? кто и на каких основаниях владеет основными активами компании? как распределяются денежные потоки? как работают центры формирования прибыли? какова вероятность, что завтра юридическое лицо, владеющее активами, не будет продано?
Таким образом, выпуск облигаций, достаточно простой с правовой точки зрения, недоступен для ряда компаний в силу именно "рыночных" ограничений. Успешный выход предприятий на облигационный рынок возможен только после достижения определенного уровня финансовых показателей и качественного уровня информационной прозрачности и корпоративного управления.
Кроме того, следует учитывать, что облигационный заем - это источник долгосрочного финансирования, поэтому для компании логично направлять средства, полученные от него, на долгосрочные проекты - приобретение нового оборудования, строительство и реконструкцию производственных площадей и т.д. Также популярным направлением использования средств от облигационного займа является рефинансирование краткосрочной и среднесрочной кредитной задолженности перед банками или лизинговыми компаниями. Если компания нуждается в оборотных средствах или финансировании краткосрочных затрат, то лучше рассмотреть альтернативные источники привлечения капитала. Ведь если средства от размещения облигаций будут использоваться частично или не в течение всего срока обращения займа, то это значительно уменьшит экономический эффект.
Что? Где? Когда?
Если компания приняла решение финансировать свое развитие путем выпуска и размещения облигаций, то один из основных вопросов, на которые ей предстоит ответить, - это как правильно структурировать выпуск облигационного займа. Сегодня на рынке сложилось определенное понимание оптимальной структуры облигационного выпуска, которая является понятной для основной массы инвесторов и которой придерживается большинство эмитентов (см. табл. 3).
Берем по максимуму
Каков максимальный объем займа, который предприятие может выпустить? Ответ на этот вопрос порой становится ключевым при решении об эмиссии облигаций. При расчете данной цифры предприятие должно учитывать два фактора: предельный уровень текущей кредитной задолженности и потребности предприятия в привлечении долгового финансирования в будущем.
Говоря о текущем предельном уровне кредитной задолженности необходимо уточнить, что на рынке нет четко сформулированных значений данного показателя. В целом можно говорить о примерных ограничениях, на которые можно опираться при расчете (см. табл. 4).
При анализе потребностей предприятия по привлечению долгового финансирования в будущем нужно учитывать, что такое финансирование может понадобиться на оборотные средства или какие-либо непредвиденные расходы, и предприятие должно рассчитывать объем планируемого займа с учетом резерва для привлечения дополнительных средств.
Дорогое удовольствие
Потенциальный эмитент должен быть готов к тому, что еще до размещения займа он понесет достаточно ощутимые расходы. Общая величина затрат на выпуск и размещение займа составит от 0,7 до 1,7 процента от объема выпуска. Основная часть данных расходов - это комиссия организатору займа, большую часть которой он получает только после его успешного размещения (см. табл. 5). При этом стоит учитывать, что срок подготовки и размещения займа составляет в среднем от трех до пяти месяцев. В некоторых случаях помимо указанных выше процедур требуется проведение дополнительных мероприятий по подготовке эмитента к выпуску (подготовка и аудит консолидированной отчетности, постановка корпоративного управления, проведение due diligence и т.п.), и тогда срок подготовки и размещения займа может быть увеличен до 9-12 месяцев.
Кому довериться?
Выбор организатора является одним из важнейших моментов при подготовке к облигационному займу. Ведь именно организатор должен будет помочь правильно спланировать и структурировать заем, подготовить и зарегистрировать необходимые документы, взять на себя работу по поиску и общению с инвесторами, правильно организовать процесс размещения и раскрытия информации.
Условно все компании, предоставляющие услуги по организации облигационных займов, можно разделить на:
крупные банки и инвестиционные компании;
средние банки и инвестиционные компании;
мелкие и региональные банки и инвестиционные компании.
Характеристики каждой группы приведены в таблице 6.
При выборе организатора займа лучше ориентироваться на компании из первых двух групп и обязательно проводить тендер, который должен включать в себя не только пункты, касающиеся финансовой составляющей, но и условия по обеспечению вторичного рынка облигаций, предоставлению услуг по финансированию компании в моменты выплаты купонов и прохождения оферты.
Властелины "колец"
Одним из способов размещения низколиквидных и малоинтересных рынку займов является так называемая схема "кольца". При размещении займа через биржу эмитент имеет право получить деньги от размещенной части займа в день выхода на рынок, то есть если в первый день организатору займа удалось продать 30 процентов выпуска, то эмитент на следующий день уже может получить средства от продажи на свой расчетный счет. После этого по договору займа или путем приобретения векселя он передает данные средства на счета сторонней компании, которая, как правило, входит в одну группу с ним. Полученные средства она опять же направляет на выкуп размещаемого облигационного займа. Таким образом, за счет использования одних и тех же денежных средств заем полностью размещается за несколько дней. Это негативно отражается как на самом эмитенте - он не получает необходимый объем инвестиционных ресурсов, на которые рассчитывал, так и на инвесторах - они получают совершенно "мертвый" вторичный рынок облигаций.
"Аз" и "буки" корпоративных облигаций
Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего ее, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет своему держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права (ст. 816 ГК РФ).
В соответствии с действующим законодательством, можно выделить основные формальные требования, которые предъявляются как к облигациям, так и к их эмитенту (табл. 7). Эмитентом облигаций может выступить предприятие любой организационно-правовой формы, кроме ГУПов, для которых предусмотрен разрешительный характер заимствований. Чаще всего на фондовом рынке встречается документарная облигация с обязательным централизованным хранением, то есть облигационный заем оформляется единым сертификатом, который хранится в Национальном депозитарном центре (НДЦ).
"Динамика развития рынка облигаций (1999-2007 годы) (данные предоставлены редакцией журнала "Консультант")"
Таблица 1. Анализ рынка облигаций (данные предоставлены редакцией
журнала "Консультант")
Показатель |
Сумма (млрд руб.) | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Государственные облигации + облигации Банка России + + муниципальные облигации |
696 | 981 | 1106 |
Корпоративные облигации | 268 | 481 | 902 |
Итого | 964 | 1462 | 2007 |
ВВП | 17 048 | 21 620 | 26 632 |
Прибыль | 2485 | 3226 | 3846 |
Прибыль/ВВП | 15% | 15% | 14% |
Облигации/ВВП | 6% | 7% | 8% |
Корпоративные облигации/ВВП | 2% | 2% | 3% |
Таблица 2. Анализ рынка облигаций с учетом как внутренних, так и
внешних заимствований
(данные предоставлены редакцией журнала "Консультант")
Показатель |
Сумма (млрд руб.) | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Государственные облигации + облигации Банка России + + муниципальные облигации |
696 | 981 | 1106 |
Государственные еврооблигации + муниципальные еврооблигации |
1521 | 1396 | |
Корпоративные облигации | 268 | 481 | 902 |
Корпоративные еврооблигации | 1415 | 1870 | |
Итого | 964 | 1462 | 2007 |
ВВП | 17 048 | 21 620 | 26 632 |
Прибыль | 2485 | 3226 | 3846 |
Прибыль/ВВП | 15% | 15% | 14% |
Облигации/ВВП | 6% | 20% | 8% |
Корпоративные облигации/ВВП | 2% | 9% | 10% |
Таблица 3. Типовая структура облигационного займа
Характеристика | Рекомендуемые значения | Примечание |
Эмитент | Головная компания, где сосредоточены активы и денежные потоки, либо вновь созданная компания под поручительством компаний группы, на которых сосредото- чены активы и денежные потоки |
Наиболее распространенной схемой является создание нового юридического лица - это упрощает процесс подготовки и регистрации займа и снижает объем раскрытия информации |
Объем выпуска | Не менее 1 млрд руб. | |
Срок выпуска | 3, 4, 5 лет | Более длинные займы могут выпускать компании со сформировавшейся рыночной кредитной историей |
Срок оферты (воз- можность предъяв- ления займа к дос- рочному погашению) |
1,5 или 2 года | Оферта, как правило, назначается в середине срока обращения займа и привязана к моменту определения размера купонных выплат на вторую половину срока обращения |
Периодичность ку- понных выплат |
Полугодовая или ежеквартальная | |
Определение разме- ра купонныхи вып- лат |
Размер первого купона определяется в ходе конкурса при размещении займа, размер остальных купонов до оферты ра- вен размеру первого купона. Размер ку- понов после оферты определяется эмитен- том |
Ставка купона обычно указывается в границах, обозначенных эмитентом и организатором займа. Размер купонов на срок после оферты назначается эмитентом, исходя из состояния рынка и показателей эмитента на тот момент |
Цена размещения | 100% номинала | В законодательстве предусмотрена возможность проведения аукциона по цене или размещение дисконтных облигаций, но такие займы на рынке практически не встречаются и являются для рынка "нестандартными" |
Размещение | Публичное размещение на ФБ ММВБ путем проведения конкурса по определению ста- вки купона |
Такая практика размещения является стандартной, и до 98% всех облигационных выпусков размещаются таким способом. Практика по внебиржевому размещению среди ограниченного круга лиц является в большинстве случаев неэффективной |
Вторичное обраще- ние |
ФБ ММВБ, РТС, внебиржевой рынок | |
Погашение займа | Погашение всей суммы в конце срока об- ращения или частями в течение срока об- ращения |
Более распространенной является практика погашения всей суммы займа в конце срока обращения, но и частичное погашение в процессе обращения воспринимается инвесторами нормально |
Депозитарий и пла- тежный агент |
Национальный депозитарный центр |
"Возможный график проведения работ по организации облигационного займа"
Таблица 4. Система показателей для расчета текущего предельного
уровня кредитной задолженности
Показатель | Допустимое значение, % |
Сумма краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов компании с учетом планируемого займа / Активы |
<80 |
Заем/Активы | <50 |
Сумма краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов компании с учетом планируемого займа / Выручка |
<80 |
Сумма краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов компании с учетом планируемого займа / Операционная прибыль |
<300 |
Чистая прибыль / Сумма краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов компании с учетом планируемого займа |
>15 |
Таблица 5. Расчет расходов на эмиссию акций
Статья расходов | Сумма |
Государственные пошлины | 112 000 руб. |
Услуги биржи по организации размещения | 120 000 руб. + (объем займа - 120 млн руб.) # 0,01%, но не более 300 000 руб. |
Комиссионный сбор биржи при размещении | 0,0205% от объема выпуска |
Комиссия брокера при размещении | 0,01-0,1% от объема выпуска |
Услуги депозитария по обслуживанию выпуска | 0,01-0,05% от объема выпуска (рассчитывается индивидуально для каждого выпуска) |
Услуги платежного агента | <0,02% от объема выпуска и размера выплачиваемых купонов |
Публикации в прессе, рекламные материалы, организация презентаций |
= 300 000-500 000 руб. |
Услуги организатора займа | 0,5-1,5% от объема займа (в зависимости от объема займа и уровня организатора) |
Комиссия инвесторам за участие в займе | 0,1-0,3% (чаще всего включена в комиссию организатора) |
Таблица 6. Характеристики компаний, предоставляющих услуги по
организации облигационных займов
Группа | Основные клиенты | "Плюсы" | "Минусы" | Представители |
Крупные банки и инвестицион- ные компании |
Компании первого и второго эшелонов с выручкой и актива- ми от 10 млрд руб. |
Большая клиентская база, возможность предоставления бридж-финансирования до момента выхода займа, возможность финансовой поддержки эмитента во время выплаты купонов и исполнения оферты, предоставление РЕПО по займу |
Большая загруженность и "потоковое" обслужи- вание клиентов, низкий интерес к небольшим клиентам,"навязывание" услуг по кредитованию, проведению IPO и т.п. |
ВТБ, Уралсиб, Тройка-Диалог, Банк Москвы |
Средние банки и инвестицион- ные компании |
Компании второго- третьего эшелонов с выручкой и акти- вами от 1 млрд руб. |
Хорошая клиентская база и опыт работы на рынке, внимательное отношение к потребностям клиента и предоставление ему индивидуального обслуживания, гибкая ценовая политика, наличие опыта по организации "трудных для размещения" займов |
Небольшие возможности по кредитованию и пре- доставлению РЕПО,мень- шая база клиентов, чем у крупных игроков |
АЛОР ИНВЕСТ, Русские фонды, Абсолют банк, Антанта-капи- тал |
Мелкие и региональные банки и инвес- тиционные компании |
Компании третьего эшелона, мелкие региональные ком- пании, сотрудни- чающиес данными банками и инвести- ционными компания- ми по другим услу- гам |
Практически нет | Отсутствие клиентской базы и большого опыта работы на рынке, от- сутствие опыта по ор- ганизации займов |
- |
Таблица 7. Основные формальные требования к облигациям и их
эмитентам (данные предоставлены редакцией журнала "Консультант")
Параметр | Характеристика |
Форма выпуска | Документарная (на предъявителя) или бездокументарная (именная) |
Организационно-правовая форма | Нет ограничений, за исключением ГУПов, для которых предусмотрен разрешительный характер эмитента заимствований |
Особые требования к эмитенту | Эмиссия облигаций возможна с третьего года существования компании. При отсутствии обеспечения выпуска необходимо наличие надлежащим образом утвержденной годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года |
Дополнительное обеспечение | Поручительство третьих лиц, залог ценных бумаг или недвижимости, банковская, государственная либо муниципальная гарантия |
Необходимость регистрации выпуска | Государственная регистрация выпуска, регистрация проспекта (в некоторых случаях) и отчета об итогах выпуска облигаций |
Специальные государственные налоги | Пошлина за государственную регистрацию выпуска и сборы |
Порядок и место размещения ценных | Открытая или закрытая подписка, биржевое (на одной или более биржах) или внебиржевое бумаг размещение |
Срок размещения выпуска | Один год с даты начала размещения |
Форма оплаты ценных бумаг при размещении |
Только денежными средствами |
Ограничения на объем выпуска цен- ных бумаг |
Уставной капитал эмитента и/или размер обеспечения |
Срочность заимствования | Ограничений нет |
Начало вторичного обращения | После государственной регистрации отчета об итогах выпуска |
Организация вторичного обращения ценных бумаг |
Биржевое (на одной или более биржах) или внебиржевое обращение |
Требования к раскрытию информации | Согласно стандартам ФСФР по обязательному раскрытию информации |
Досрочное погашение | В соответствии с действующим законодательством. Возможность досрочного погашения по инициативе эмитента должна быть предусмотрена эмиссионными документами |
М. Дремин,
руководитель управления корпоративных финансов
ЗАО "АЛОР ИНВЕСТ"
Несложный выбор
А. Сидоренко,
исполнительный директор дирекции экономики
и финансов ОАО "Торговый дом "Копейка"
"Торговый дом "Копейка" трижды становился эмитентом корпоративных облигаций. Все три выпуска мы считаем достаточно успешными. Первая серия долговых бумаг была размещена в июне 2005 года, номинальный объем эмиссии составил 1,2 миллиарда рублей, срок обращения - три года, первоначальная ставка купона - 9,75 процента годовых. Оферта к погашению этого выпуска прошла в декабре 2006 года, при этом компания снизила купонный доход по облигациям данной серии до 9,4 процента годовых. Вторая серия была размещена в феврале 2006 года, номинальный объем эмиссии уже составил 4 миллиарда рублей, срок обращения - шесть лет, оферта заявлена через три года после размещения, действующая ставка купона - 8,7 процента годовых. Третья серия размещалась в феврале этого года, номинальный объем эмиссии - 4 миллиарда рублей, срок обращения - пять лет, оферта заявлена через 1,5 года после размещения, ставка купона - 9,8 процента годовых.
Быстро растущим компаниям, как правило, целесообразно выпускать облигации либо для финансирования сделок по слияниям и поглощениям, либо для рефинансирования краткосрочных банковских кредитов. То есть компания, в соответствии со своими текущими потребностями, осуществляет привлечение кредитных средств в банках, а затем, накопив достаточно большой кредитный портфель, выпускает долгосрочные облигации и полученными денежными средствами гасит банковские кредиты.
Процентные ставки по краткосрочным банковским кредитам очень часто сопоставимы со ставками купонов по долгосрочным облигациям. При этом эмитент имеет возможность выбрать время для размещения долговых бумаг (в соответствии с законодательством, эмитент имеет право разместить облигации в течение одного года после государственной регистрации проспекта эмиссии). По сравнению с банковскими кредитами (особенно синдицированными) облигации имеют еще одно преимущество. Банки часто прописывают в кредитных соглашениях ряд ограничений по финансовым показателям компании (например, соотношение долг/EBITDA), по распоряжению имуществом, по выплате дивидендов, а вот при эмиссии облигаций такие ограничения отсутствуют.
В целом, размещение облигаций позволяет эмитенту предложить профинансировать свою деятельность потенциально неограниченному кругу инвесторов, получив, таким образом, денежные средства по объективно сложившейся на рынке ставке, при этом сами инвесторы получают технически удобный инструмент для вторичного обращения".
"Консультант", N 11, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.