Налоговое меню заказывали?
2 марта на заседании правительства были утверждены "Основные направления налоговой политики в РФ на 2008-2010 гг." - документ, разработанный Минфином и, по сути, конкретизировавший задачи, определенные в Бюджетном послании президента. Все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы должны быть приняты и законодательно оформлены в течение 2007 года, а это означает, что Налоговый кодекс опять претерпит существенные изменения.
Реакция бизнес-сообщества не заставила себя ждать: 9 апреля руководители крупнейших российских предпринимательских организаций*(1) подписали "Совместную платформу деловых кругов России по вопросам совершенствования налогообложения". В документе, который направлен в Правительство РФ, констатируется, что отечественная налоговая система "не может считаться реформированной в достаточной степени, поскольку сохраняет ряд неоправданных барьеров для наращивания предпринимательской активности и экономического роста". Особый интерес представляют предложения деловых кругов по совершенствованию налоговой системы, которые, по всей вероятности, не будут проигнорированы законодателями. В целом, отталкиваясь от задач, обозначенных в Бюджетном послании, документ содержит конкретные предложения, реализация которых, по мнению авторов, привела бы к достижению основной цели, изложенной президентом: "создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения". Так как же видят будущее налоговой системы правительство и бизнес?
"Ценный" супчик для самых близких
Изменение налогового законодательства в области противодействия трансфертному ценообразованию в 2008-2010 годах правительство предлагает проводить по следующим направлениям:
ввести в законодательство порядок определения долей прямого и косвенного участия одной организации холдинга в другой, а также предусмотреть возможность признания лиц взаимозависимыми на основании судебных решений с учетом определения взаимной зависимости, данного в Налоговом кодексе;
установить закрытый перечень контролируемых сделок, цена которых в целях налогообложения может быть скорректирована налоговыми органами. В этот список могут войти сделки между аффилированными лицами, а также лицами, взаимная зависимость которых может основываться на особых условиях заключения таких сделок (внешнеторговых - с компаниями, являющимися налогоплательщиками в низконалоговых юрисдикциях, а также бартерных). Предполагается отказаться от такого основания контроля за ценами сделок, как колебания цен в зависимости от контрагента и времени заключения сделки;
предусмотреть в НК РФ обязанность организаций, совершающих контролируемые сделки, уведомлять налоговые органы о фактах совершения таких сделок и их основных параметрах, например, в приложениях к декларации по налогу на прибыль, либо к декларации, представляемой в рамках спецрежимов. Предлагается при доначислении налога в случае применения инспекторами положений статьи 40 НК РФ в части изменения цены сделки в налоговых целях не прибегать к штрафам, если предприятие на момент совершения сделки с взаимозависимыми лицами располагало документами, обосновывающими рыночный характер ее фактической цены, а также представило в налоговые органы достоверную информацию о совершении контролируемых сделок по итогам налогового периода;
ввести в НК РФ понятие инструмента предварительных соглашений о ценообразовании между компаниями, заключающими контролируемые сделки, и налоговыми органами (на платной основе для налогоплательщика) и в случае полного выполнения условий таких соглашений признавать цену сделки рыночной без дополнительных оценок;
установить новые требования к методам оценки диапазона рыночных цен, а также принципам их применения. С этой целью определить в законодательстве характеристики товаров, работ или услуг, являющихся однородными, а также определить правила, в соответствии с которыми из множества цен сделок налоговые органы выбирают значение рыночной цены, используемое при принятии решения о доначислении (отказе от доначисления) налога и т.д. При этом положения Налогового кодекса будут дополнены нормативно-методическими документами, имеющими разъяснительный характер.
В свою очередь, деловые круги предлагают распространить контроль за трансфертными ценами только на внешнеторговые операции по биржевым товарам между взаимозависимыми лицами, а также предусмотреть введение нормы о возможности заключения предварительных соглашений по трансфертным ценам с 1 января 2008 года.
Все вместе за круглым столом
Правительство и бизнес-сообщество сошлись во мнении о необходимости ввести понятие консолидированного налогоплательщика, позволяющее различным компаниям, входящим в состав группы или холдинга, в целях налогообложения суммировать свой финансовый результат. При этом платежи по налогу на прибыль такого консолидированного налогоплательщика планируется распределять между бюджетами субъектов Российской Федерации по аналогии с действующими правилами распределения налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений, не являющихся юрлицами, - то есть пропорционально средней арифметической доле компании-участника консолидированной группы в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда всей группы.
НДС от шеф-повара
В среднесрочной перспективе в области НДС законодатель планирует:
упорядочить ситуацию с возмещением налога из бюджета при применении нулевой ставки. С этой целью планируется изменить перечень документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки исходя из того, что прежде необходимо подтвердить факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ в режиме экспорта;
ввести с 1 января 2008 года систему регистрации лиц в качестве плательщиков НДС. Организации и предприниматели не будут по умолчанию признаваться плательщиками НДС. Будет создана отдельная система их регистрации в качестве плательщиков НДС, в рамках которой им будут присваиваться отдельные идентификационные номера, указываемые на счете-фактуре. Реестр плательщиков НДС планируется сделать публичным и разместить в сети Интернет. Регистрация в качестве налогоплательщиков НДС будет обязательной для всех организаций и предпринимателей, выручка от реализации услуг которых превышает законодательно установленную сумму. При регистрации новой компании будет установлен срок, в течение которого она должна показать этот объем выручки, для того чтобы получить право на регистрацию в качестве плательщика НДС, а также введены иные ограничения (например, запрет на регистрацию в качестве налогоплательщика НДС организации, использующей в своей учетной политике кассовый метод определения налоговых обязательств по налогу на прибыль).
Бизнес-сообщество предлагает радикально снизить ставку НДС либо заменить его налогом с продаж.
"Прибыльные" блюда
С 1 января 2009 года правительство предполагает ввести в налоговое законодательство понятие резидентства юрлиц в РФ на основе критериев места управления и резидентства участников компании, владеющих в ней контрольным пакетом. Совокупность двух предлагаемых критериев необходима для того, чтобы предотвратить ситуацию, при которой физлица - налоговые резиденты - учреждают юрлицо в другом государстве, с более низкими ставками налогообложения прибыли, без намерения фактически осуществлять хоздеятельность в этой стране, исключительно в целях минимизации своих российских налоговых обязательств.
В это же время планируется ввести в законодательство принцип налогообложения нераспределенной прибыли иностранной контролируемой компании, для чего в НК РФ будет дано определение такой организации, вытекающее из понятий стратегического участия и взаимозависимости. Также предполагается ввести обязанность для российских организаций или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные компании. В законодательстве должны указываться условия возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями. Обязательным также будет являться предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли ее нераспределенного дохода. Уклонение от исполнения этого обязательства будет приравниваться к налоговому правонарушению и наказываться взиманием штрафов.
В среднесрочной перспективе правительство предлагает остановиться на решении проблем, связанных с налогообложением прибыли организаций по операциям с ценными бумагами. С этой целью планируется:
установить, что при отсутствии информации о рыночной стоимости ценной бумаги у организаторов торговли на дату совершения сделки следует ориентироваться на торги, которые состоятся до конца отчетного периода, в котором была заключена сделка, или на ближайшие торги до дня совершения сделки, если торги по данной ценной бумаге проводились у организаторов торговли хотя бы раз в течение последних 30 дней, а не 12 месяцев, как это происходит сейчас;
регламентировать создание специализированных обществ по приобретению прав требования и эмиссии облигаций, обеспеченных такими правами. Кроме того, предполагается ввести порядок учета закладной как договора займа, а не как ценной бумаги, что позволит принимать к вычету расходы на ее приобретение. При этом планируется снять льготу по налогообложению ипотечных облигаций (на данный момент ставка составляет 9 или 15%, в зависимости от момента приобретения). Также рассматривается вопрос о возможности признания в налоговых целях убытка от переуступки прав требования долга по кредитам;
изменить порядок налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, прописав четкий перечень срочных финансовых инструментов и установив временной критерий для определения срочной сделки (исполнение не ранее третьего рабочего дня). Будет уточнен порядок налогообложения сделок СВОП и опционов.
В свою очередь, бизнес-сообщество в отношении налога на прибыль настаивает на:
пересмотре принципов амортизационной политики. С этой целью предлагается уточнить состав групп и сроки полезного использования оборудования; разрешить использовать механизмы переоценки ОС для целей налогообложения; предоставить предприятиям, инвестирующим в закупку нового оборудования, особенно в приоритетных отраслях и проектах, ставки амортизации до 200 процентов от стоимости приобретения и применять ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3;
полном освобождении вновь вводимых в эксплуатацию производственных предприятий несырьевого или перерабатывающего секторов экономики от налога на первые три-пять лет.
Леди и джентльмены, десерт!
С 1 января 2008 года правительство планирует продолжить реформирование системы налоговых вычетов, предоставляемых физлицам по НДФЛ. В частности:
ввести налоговый вычет, предоставляемый на сумму отчислений гражданина на добровольное пенсионное страхование;
объединить социальные вычеты, предоставляемые на сумму расходов на обучение и лечение, с соответствующим увеличением предельной общей суммы такого вычета;
усовершенствовать имущественный вычет, предоставляемый при реализации недвижимого имущества;
ввести порядок, в соответствии с которым по одним и тем же видам имущества физлицо вправе определять налоговую базу как разницу между доходами от реализации имущества и расходами, связанными с его приобретением, даже если эти расходы были осуществлены в других налоговых периодах.
Бизнес-сообщество предлагает не останавливаться на совершенствовании системы вычетов и разработать механизм уплаты подоходного налога по месту жительства граждан, а не по месту нахождения работодателя. Кроме того, представители деловых кругов считают, что вместо предлагаемой дифференциации ставок НДФЛ следует создать систему социальных фондов для добровольных пожертвований обеспеченных граждан на соцпрограммы федерального, регионального и местного уровней, обеспечив при этом абсолютную финансовую прозрачность деятельности таких фондов и четкую систему оценки достигнутых ими результатов.
Дивиденды с местными приправами
Правительство предлагает с 1 января 2008 года применять нулевую ставку налога на прибыль при получении дивидендов российскими гражданами и компаниями. Среди намеченных к принятию мер следует отметить:
освобождение от налога на прибыль дивидендов, выплачиваемых российской или иностранной компанией отечественной организации, при условии ее стратегического участия. Критерием такого участия предлагается установить долю организации в размере не менее 50 процентов, которая в абсолютном выражении должна составлять 500 миллионов рублей и больше;
снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, до 15 процентов.
Бизнес-добавка
По мнению бизнес-сообщества, предложения правительства не содержат мер налогового стимулирования промышленного производства. В связи с этим деловые круги предлагают реализовать следующие меры, направленные на диверсификацию российской экономики.
В отношении налога на имущество бизнес настаивает на:
введении 50-процентной льготы на пятилетний период для новых производственных предприятий несырьевого или перерабатывающего секторов экономики в части вновь вводимого в эксплуатацию технологического оборудования;
постепенном снижении ставки налога по мере роста стоимости совокупных активов (земли, основных фондов) частного сектора российской экономики.
Что касается ЕСН, то бизнес-сообщество предлагает, помимо снижения налоговой ставки, разделить сам налог на налоговый платеж и обязательные страховые платежи во внебюджетные фонды, а также предусмотреть меры налогового стимулирования работодателей, реализующих программы добровольного страхования своих сотрудников.
Бизнес не обошел вниманием и вопросы налогового администрирования. Основные предложения включают:
снижение объема документов, запрашиваемых налоговыми органами. Для этого необходимо упростить систему бухучета путем перехода от ежеквартальной к ежегодной отчетности, с уплатой всех налогов и сборов к установленному сроку единым платежным поручением с указанием в примечании суммы каждого налога. Также предлагается ввести принцип "одного окна" для налоговой отчетности, установив законодательный запрет на повторный запрос документов любым налоговым органом, если компания подтверждает описью факт ранее состоявшейся передачи документов. Кроме того, следует сократить размер форм налоговой отчетности (до двух-шести листов); признать оправданным запрос первичных документов в рамках камеральной проверки только при экспорте товаров и в иных случаях, когда организация претендует на возмещение денежных сумм из бюджета. При этом в случае использования компанией льгот и вычетов контроль за правильностью их применения должен осуществляться в ходе выездной налоговой проверки;
пресечение практики предъявления налоговыми органами необоснованных претензий. Для этого нужно определить критерии оценки эффективности деятельности должностных лиц налоговых органов в направлении повышения качества контрольной работы без ущемления прав налогоплательщиков и установить ответственность инспекторов за умышленные нарушения норм налогового законодательства и причинение вреда налогоплательщикам;
упорядочение полномочий налоговых органов путем устранения многочисленных отсылочных норм в законодательстве, позволяющих контролерам трактовать те или иные положения по своему усмотрению;
создание при Верховном и Высшем Арбитражном судах экспертно-консультативного совета по налогам с целью выработки рекомендаций по применению налогового законодательства в наиболее сложных ситуациях, а в судах общей юрисдикции и арбитражных судах - специализированных коллегий по налоговым спорам с целью упрощения процедур обжалования решений и действий налоговых органов;
развитие института мирового соглашения налогоплательщиков и налоговых органов в судебном процессе. Этого можно добиться, реализовав на практике принцип возмещения расходов на защиту в налоговых спорах, а также оплаты налоговыми органами госпошлины в случае проигрыша судебного дела.
Перечень реформ налоговой системы бизнес-сообщества предусматривает также внесение изменений в федеральные законы от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях" и от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", направленные на практическую реализацию "дедушкиной оговорки". Кроме того, особую озабоченность деловых кругов вызывают попытки внедрения в практику работы инспекторов и арбитров доктрины "деловой цели сделки". Ведь нередко для ее пояснения необходимо раскрыть информацию о маркетинговой политике и рыночной стратегии компании. Поэтому прежде всего необходимо принять меры и обеспечить сохранение и защиту коммерческой информации, получаемой налоговыми и другими госорганами, и только затем рассматривать вопрос о внедрении подобной доктрины.
В ожидании банкета
Очевидно, что у правительства много планов в отношении налоговой политики: уже определены основные направления и даже прописаны конкретные мероприятия. Нужно сказать, изменения в налоговом "меню" на среднесрочную перспективу были вполне ожидаемы. Ведь главные финансисты страны не скрывали своих "рецептов". Но остается надежда, что позиция деловых кругов по совершенствованию налогового законодательства не останется без внимания правительства, а высказанные предложения будут включены в программу законотворческой деятельности. "Консультант" будет следить за появлением новых блюд и в своих гастрономических сводках отмечать их полезные свойства.
Кто работает, тот платит дважды
Между тем Совет Федерации уже утвердил поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают с 2008 года увеличение акциза на пиво на 33 процента. Напомним, что Госдума приняла закон о внесении изменений в главу 22 части второй НК РФ в отношении индексации ставок акцизов на 2008-2010 годы. Основной особенностью данного закона стало то, что народные избранники решили не индексировать ставку акциза на пиво на уровень прогнозируемой инфляции, как предложило Правительство РФ поступить в отношении всех акцизных товаров, а значительно ее повысить. В соответствии с новым законом, акциз на пиво с содержанием спирта от 0,5 до 8,6 процента в 2008 году установлен в сумме 2 рублей 74 копеек за литр, в 2009 году - 2 рублей 92 копеек, в 2010 году - в сумме 3 рублей 9 копеек. Это самое большое повышение ставки акциза на пиво за последние 10 лет. По данным правительства, в результате данного повышения стоимость бутылки пива вырастет в среднем на 30 копеек. Однако производители с нововведениями не согласны, и Союз российских пивоваров рассматривает вопрос о направлении Президенту РФ официального обращения с изложением своего протеста.
Основные направления налоговой политики |
Планируемые мероприятия | Срок вступления в силу |
Контроль за транс- фертным ценообразо- ванием в целях нало- гообложения |
а) Определение взаимозависимости лиц. б) Установление закрытого перечня контролируемых сделок. в) Введение обязательного предоставления специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов, обосновывающих применяемые налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами. г) Введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами. д) Введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам их применения. |
01.01.2008 г.- 01.01.2010 г. |
Налогообложение ди- видендов, выплачи- ваемых российским лицам |
а) Освобождение от обложения налогом на прибыль получаемых дивидендов, при стратегическом участии отечественной компании в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предлагается установить в виде доли размером не менее 50 процентов (в абсолютном выражении не менее 500 млн руб.). б) Снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам, являющимся налоговыми резидентами РФ, до 15% (в настоящее время - 30%). |
01.01.2008 г. |
Регулирование нало- гообложения конт- ролируемых иностран- ных компаний |
а) Введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. б) Введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определений взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации. в) Установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффилированные компании. г) Определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями. д) Предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании. е) Обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ. |
01.01.2009 г. |
Проблемы определения налогового резидент- ства юрлиц |
Введение понятия резидентства юрлиц на основе критериев места управления и резидентства участников юрлица, владеющих в нем контрольным пакетом. |
01.01.2009 г. |
Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении нало- га на прибыль |
а) Определение характеристик холдинга или группы налогоплательщиков, для которых возможна консолидация по налогу на прибыль. б) Внедрение возможности перерасчета налоговых обязательств за прошедшие налоговые периоды при изменении состава лиц, формирующих консолидированного налогоплательщика. в) Определение особенностей консолидации для предприятий, относящихся к отдельным секторам экономики (банков, страховых организаций, финансовых учреждений). г) Определение механизма консолидации, а также лица ответственного за исчисление и уплату в бюджет налога н прибыль консолидированной группы налогоплательщиков. д) Система консолидированной отчетности о прибыли группы компаний должна иметь следующие основные характеристики: - материнская компания несет ответственность за подачу декларации от имени всех членов группы; - группой считают компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской на основании минимальной доли участия; - компании группы принимают решение о подаче деклараций о доходах в консолидированной форме*(2); - не принимаются во внимание последствия операций внутри группы (например, распределений дивидендов и сделок между членами группы); - право на зачет чистых убытков одной компании группы против чистых прибылей других членов группы, поскольку результаты экономической деятельности компаний должны консолидироваться; - особые правила в отношении зачета чистых убытков, понесенных за период, предшествующий году консолидации, в счет прибылей группы; кроме того, предусмотрены ограничения на использование чистых убытков компаний, которые выходят из группы; - наличие договора о распределении налоговой обязанности между компаниями группы, которым определяются их взаимные относительные обязанности, несмотря на то что юридически все члены группы должны солидарно и по отдельности нести налоговую обязанность всей группы; - введение определенного метода учета экономического вклада компаний в группе компаний, экономических льгот, полученных ими, а также способов корректировки в случае выхода компании из группы; - введение особых требований к сведению и ведению консолидированной отчетности. |
01.01.2009 г. |
Совершенствование НДС |
а) Упорядочение ситуации с возмещением НДС из бюджета при применении нулевой ставки. б) Введение системы регистрации юрлиц в качестве плательщиков НДС. в) Внедрение автоматизированных методов контроля и отбора налогоплательщиков для проведения проверок, обеспечивающих мониторинг и анализ операций по реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг) зарегистрированными плательщиками НДС. |
Введение спец- регистрации во- зможно с 01.01.2008 г., автоматизирова- нных методов - 01.01.2009 г. |
Индексация ставок акцизов |
а) Индексация специфической составляющей ставки на табачные изделия темпами, в среднем на 5% превышающими прогнозируемое значение индекса потребительских цен на очередной год. б) Индексация специфических акцизных ставок на алкогольную продукцию в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен, отмена льгот по акцизам в части спиртосодержащей продукции с 01.01.2008 г. в) Отказ от индексации ставок на нефтепродукты на 2008 год с постепенной индексацией в 2009-2010 годах. При этом опережающими темпами индексировать ставки акцизов на нефтепродукты в части видов топлива, не удовлетворяющих стандартам Евро-2, Евро-3 и Евро-4 (по мере разработки соответствующих технических регламентов). Установление пониженных ставок акцизов на топливо, содержащее биоэтанол, в случае разработки технологических условий применения этого вида топлива в России. |
2008-2010 гг. |
Налогообложение на- логом на прибыль при совершении операций с ценными бумагами |
а) При отсутствии у организаторов торговли на дату совершения сделки информации о рыночной стоимости ценной бумаги надо будет ориентироваться на торги, которые состоятся до конца отчетного периода, в котором была заключена сделка, или на ближайшие торги до дня ее совершения, если торги по ценной бумаге проводились у организаторов хотя бы раз в течение последних 30 дней. При покупке или продаже ценной бумаги через международные электронные системы, когда невозможно установить, на территории какой страны приобретена бумага и каким образом определяется рыночная цена, следует рассмотреть вопрос о признании рыночной цены по месту продажи или по месту приобретения ценной бумаги. б) Регламентация создания специализированных обществ по покупке прав требования и по эмиссии облигаций, обеспеченных такими правами. Введение возможности признания в налоговых целях убытка от переуступки прав требования долга по кредитам. в) Введение возможности учета закладной как договора займа, а не как ценной бумаги, что позволит принимать к вычету расходы на ее приобретение. г) Отмена льготы по налогообложению ипотечных облигаций (на данный момент ставка составляет 9 или 15%, в зависимости от момента приобретения). д) Корректировка налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок. Нужно прописать четкий перечень срочных финансовых инструментов и ввести временной критерий для определения срочной сделки (исполнение - не ранее третьего рабочего дня). |
01.01.2008 г.- 01.01.2009 г. |
Налогообложение НДФЛ при совершении опе- раций с ценными бу- магами |
а) Установление особого режима налогообложения процентного дохода физлиц, предусматривающего возможность уменьшать проценты на сумму расходов (убытков) от погашения обязательства, по которому они выплачиваются. Сохранение повышенной ставки налога к доходам от материальной выгоды в виде экономии на процентах. б) Установление общего режима налогообложения для ценных бумаг и имущественных прав, расширение налоговой базы, предотвращение формирования каналов налоговых уклонений, унификация подхода к объекту обложения налогом на прибыль и НДФЛ в части финансовых вложений. в) Уточнение нормы, устанавливающей порядок налогообложения материальной выгоды при приобретении ценных бумаг по цене ниже рыночной. |
01.01.2008 г. |
Совершенствование налога на имущество физлиц (введение налога на недвижи- мость) |
а) Организация процесса формирования реестра объектов недвижимости на федеральном уровне. б) Обеспечение гибких механизмов оценки налоговой базы (определение уровня, на котором должна происходить оценка, и подходов к самой оценке). в) Предоставление возможности органам местного самоуправления варьировать налоговую ставку в широких пределах. г) Введение переходного периода при внедрении новых правил налогообложения недвижимости. |
01.01.2009 г. |
Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ |
а) Введение налогового вычета, предоставляемого на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование. б) Объединение соцвычетов, предоставляемых на сумму расходов на обучение, лечение с соответствующим увеличением предельного общего размера вычета. в) Совершенствование имущественного вычета, предоставляемого при реализации недвижимого имущества. г) Введение измененного порядка определения налоговой базы при реализации имущества (по одним и тем же видам имущества налогоплательщик вправе определять базу как разницу между доходами от реализации имущества и расходами, связанными с его приобретением, даже если эти затраты были осуществлены в других налоговых периодах). |
01.01.2008 г. |
Совершенствование НДПИ |
Переход к широкому использованию специфических налоговых ставок (в первую очередь в отношении каменного угля, торфа, солей, общераспространенных полезных ископаемых, минеральных вод и т.д.). С учетом принятого решения о повышении внутрироссийских цен на газ предполагается индексация ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа, на коэффициент, превышающий уровень прогнозируемой инфляции. |
2008-2009 гг. |
Создание ОЭЗ порто- вого типа |
а) Освобождение от таможенных пошлин и НДС товаров, ввозимых резидентами ОЭЗ на территорию ОЭЗ. б) Применение нулевой ставки НДС при ввозе товаров резидентами ОЭЗ с таможенной территории РФ на территорию ОЭЗ. |
2007 г. |
Совершенствование налогового законода- тельства в части регулирования учет- ной политики |
а) Ограничение выбора методов налогового учета соображениями обоснованности и последовательности их применения. б) Дополнение определения учетной политики принципом, согласно которому она должна содержать все положения, по которым налоговое законодательство допускает вариантность методов учета и которые имеют место в ФХД организации. Разработка рекомендаций, разъясняющих возможности выбора метода учета того или иного факта ФХД, а также порядка отражения выбора в учетной политике. в) Ограничение права организации менять метод налогового учета по собственной инициативе с начала каждого налогового периода. Разрешить внесение дополнений в приказ об учетной политике в течение налогового периода. г) Изменение форм налоговых деклараций, введение в них полей для информации о методах налогового учета объектов. Установление перечня объектов, для которых методы учета четко определены налоговым законодательством. Ввести порядок, когда организация однократно, после утверждения руководителем собственных методик учета, представляет в налоговый орган приказ об учетной политике для целей налогообложения, а впоследствии прилагает данный документ к отчетности, только если в эти методики внесены изменения. Полный перечень таких преобразований должен содержаться в едином документе, систематизирующем требования к учетной политике для целей налогообложения. д) Отказ от применения метода ЛИФО для целей налогового учета. |
2008-2010 гг. |
Международное сот- рудничество, интег- рация в международ- ные организации и соглашения, инфор- мационный обмен |
а) Ужесточение правил о наличии обязательной документации, подтверждающей факт уплаты средств контрагентам, находящимся в юрисдикции "налоговых гаваней". б) Определение ставок налогов, удерживаемых у источника выплаты, которые ограничат манипуляции с льготами, предусмотренными договорами об избежании двойного налогообложения только для резидентов стран - сторон соглашения. в) Регулирование вопросов противодействия недостаточной капитализации и введение ограничений на отнесение к расходам, учитываемым при обложении налогом на прибыль, процентов по заемным средствам. г) Ужесточение требований к отчетности по международным сделкам и участию в иностранных дочках. д) Проведение совместных с другими странами налоговых проверок, скоординированного обучения, одновременных расследований, осуществление проектов обмена информацией, международной взаимопомощи в вопросах собираемости налогов. е) Разработка и внедрение принципов выявления стран - "налоговых гаваней", создание и утверждение их единообразного перечня. ж) Гармонизация законодательства и налоговой политики со странами СНГ в части акцизов и таможенных пошлин. |
2008-2010 гг. |
Введение понятия ин- дексируемой налого- вой единицы |
Установление: - специфических налоговых ставок; - величин вычетов; - границ, в которых применяются различные налоговые ставки; - предельных величин выручки от реализации, установленных в качестве критериев для перехода на спецрежимы, а также для возможного освобождения от обязанностей плательщика НДС; - прочих показателей в виде условных налоговых единиц, ежегодно индексируемых в рамках принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. |
С 2009 г. |
Создание налоговых стимулов для осущес- твления инновацион- ной деятельности |
Освобождение от НДС реализацию любыми организациями НИОКР, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, если в их состав включаются следующие виды деятельности: 1) разработка конструкции инженерного объекта или технической системы - конструкторские работы; 2) разработка новых технологий - технологические работы; 3) создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, обладающих принципиальными особенностями создаваемых нововведений и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание. |
01.01.2008 г. |
Реформирование нало- га на игорный биз- нес |
а) Запрет на размещение объектов игорного бизнеса вне специально отведенных зон. б) Разработка подхода по компенсации выпадающих доходов бюджетам регионов, на территориях которых отсутствует объект налогообложения. в) Совершенствование налога, включающее перераспределение полномочий по установлению ставок между федеральными и региональными властями, а также доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. |
С 1 июля 2009 г |
Е. Оралова,
редактор налогового отдела компании "КПМГ"
"Консультант", N 11, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России".
*(2) Такая новация повлечет внесение соответствующих изменений в корпоративное законодательство РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.