Международные корпоративные инструменты: критерии выбора
Что следует предусмотреть, регистрируя компанию за рубежом? Использование каких корпоративных инструментов поможет обеспечить оптимальный режим предпринимательской деятельности в этом случае?
Под международным корпоративным инструментарием в настоящей статье, прежде всего, подразумеваются юридические лица (далее - компании), зарегистрированные за пределами РФ и осуществляющие свою (в большинстве случаев предпринимательскую) деятельность как в стране своей регистрации, так и за ее пределами. В российском налоговом законодательстве такие компании именуются иностранными организациями, а в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле - нерезидентами РФ.
Причины, побуждающие российский бизнес к использованию международных корпоративных инструментов, не нуждаются в разъяснениях в связи с их очевидностью. Отметим только, что среди приоритетных задач - причин обращения к ним, наряду с интернационализацией бизнеса, зачастую выступает защита активов. Вместе с тем вопрос, какой инструмент выбрать, всегда остается актуальным.
Разрешая вопрос о выборе международного корпоративного инструмента, а также страны для его создания, целесообразно рассмотреть следующие аспекты с точки зрения двух подходов:
I. Базовый подход:
1) налоговый аспект;
2) корпоративный аспект;
3) репутационный аспект;
4) конфиденциальный аспект;
5) затратный аспект.
II. Функциональный подход:
1) торговля;
2) услуги;
3) производство;
4) холдинговая деятельность.
Базовый подход исходит из необходимости осуществления анализа корпоративного и налогового законодательства, а также сопоставления результатов указанного анализа с возможными затратами на создание и обслуживание инструмента. Функциональный подход связан с необходимостью анализа предполагаемой деятельности и сопоставления поставленных задач с характеристиками инструмента, выявленными в результате анализа, проведенного с точки зрения базового подхода.
Базовый подход
Налоговый аспект
Помимо налоговых ставок, при анализе налогового законодательства во внимание принимаются такие моменты, как порядок формирования налоговой базы, наличие налоговых льгот, законодательство о контролируемых иностранных компаниях (CFC Rules), нормы о трансфертном ценообразовании, наличие и возможность использования соглашений об избежании двойного налогообложения, наличие специальных налоговых режимов для некоторых видов компаний (например, для холдингов) и пр.
Несмотря на стремление мирового сообщества к унификации национальных налоговых законодательств, между ними по-прежнему сохраняются существенные отличия. Так, с точки зрения величины налоговых ставок и процедур налогового администрирования страны условно можно разделить на следующие категории:
- безналоговые (или оффшорные). К числу таковых относятся Сейшелы, Белиз, Британские Виргинские острова, Невис и др. В данном случае местное законодательство, как правило, устанавливает безналоговый режим для компаний, осуществляющих деятельность за пределами страны регистрации, и фиксированный сбор (государственную пошлину) за поддержание таких компаний в жизнеспособном состоянии. Всем этим компаниям вменяется в обязанность вести соответствующую отчетность, но представлять ее в государственные органы зачастую не требуется. Традиционной особенностью таких стран также является невозможность использования соглашений об избежании двойного налогообложения в силу отсутствия такового для компаний международного бизнеса.
Между тем существуют и такие государства, которые, несмотря на безналоговый режим, для компаний, ведущих деятельность за пределами страны регистрации, устанавливают требования по представлению отчетности в государственные органы (например, Гибралтар), а также такие, в которых решение о наличии или отсутствии налогового бремени принимается по результатам рассмотрения данной отчетности (например, Гонконг);
- низконалоговые. Такие территории иногда также причисляются к группе оффшорных, поскольку устанавливаемые ими ставки налогов колеблются в пределах нескольких процентов. Так, ранее очень популярным инструментом был люксембургский холдинг, который создавался в соответствии с законом 1929 г. Его использование давало возможность выплачивать налог на капитал по ставке 1% при регистрации и при увеличении размера капитала, а также налог на подписку по ставке 0,2% на оплаченный капитал;
- средненалоговые. Ставки корпоративного налога в таких странах колеблются от 10 до 15%. Кроме того, там существуют законодательно установленные требования по составлению и подаче в государственные органы корпоративной, финансовой, а иногда и консолидированной отчетности, имеется достаточно развитая сеть соглашений об избежании двойного налогообложения. Примером в данном случае может служить Кипр, ставка корпоративного налога в котором составляет 10%, но вместе с тем существует целый ряд освобождений;
- высоконалоговые. Данная категория стран характеризуется достаточно высокими налоговыми ставками; наличием публичных государственных реестров и законодательно установленных требований по составлению и подаче в государственные органы корпоративной, финансовой, а иногда и консолидированной отчетности; развитой сетью соглашений об избежании двойного налогообложения (например, Великобритания, Нидерланды, Австрия, Люксембург, Швейцария и др.).
Законодательство некоторых средне- и большинства высоконалоговых государств содержит нормы о трансфертном ценообразовании и контролируемых иностранных компаниях. Это приводит к необходимости при использовании такого инструментария тщательным образом планировать и контролировать порядок формирования цен по контрактам с зависимыми структурами, а также принимать во внимание факт наличия дочерних зависимых структур, облагаемых по более низким ставкам, чем материнская компания из высоконалогового государства.
Корпоративный аспект
При анализе корпоративного аспекта рассмотрению подлежат следующие вопросы:
- организационно-правовые формы регистрируемых компаний и их основные характеристики (выбор организационно-правовой формы также иногда связан с налогообложением, например: партнерства могут облагаться налогами не на уровне юридического лица, а на уровне партнеров);
- уставный капитал и требования к его оплате (корпоративное законодательство далеко не всех государств предусматривает минимальный размер уставного капитала, подлежащий обязательной оплате при регистрации юридического лица, но широко распространено указание в учредительных документах разрешенного к выпуску капитала, а также возможных способов его оплаты);
- требования к учредителям, акционерам, участникам (в большинстве ТМ случаев нет ограничений по резидентное учредителя (акционера, участника), а также в отношении того, юридическими или физическими лицами они являются);
- требования к директорам компании (в большинстве случаев нет ограничений по резидентности директора, а также в отношении того, юридическим или физическим лицом он является, однако резидентность директора может оказать существенное влияние на резидентность компании в стране ее регистрации и, соответственно, на возможность применения соглашений об избежании двойного налогообложения);
- процедура и сроки регистрации (в большинстве случаев не требуется личного присутствия собственника компании при ее регистрации, среднестатистический срок которой составляет 1 месяц);
- основные органы управления и их компетенция (требуют детальной проработки на уровне учредительных документов);
- основные права и обязанности директоров, назначение и смена директоров (требуют детальной проработки на уровне учредительных документов, особенно если в качестве директоров выступают привлеченные специалисты);
- основные обязанности акционеров;
- выпуск и передача акций (в некоторых странах взимается государственная пошлина при отчуждении акций, а также требуется предоставление информации о новых акционерах в государственный реестр, поэтому представляется целесообразным заблаговременно уточнить данный момент).
Кроме того, необходимо помнить о том, что иностранное юридическое лицо является объектом владения, управления и воздействия целого ряда субъектов, имеющих свои особенности (см. схему):
/------------------\ /-------------------\ /-------------------\
| Контрагенты |--\ | Бенефициар | /--| Директор |
| | | | | | | (директора) |
\------------------/ | \-------------------/ | \-------------------/
\----------------\ | /----------------/
/------------------\ /-------------------\
| Международные | /-----------------------\ | Акционеры |
| организации |----------------| |----------------| (участники) |
\------------------/ | Иностранная | \-------------------/
| компания |
/-----------------------------------| |------------------------------------\
|Государственные | \-----------------------/ | Доверенные |
|органы страны веде-| | лица, |
|ния бизнеса и стра-| | | | | | поверенные |
|ны инкорпорации | | | | | | |
\-------------------/ | | | | \-------------------/
/---------------------/ | | \----------------\
/------------------\ /-------------------\ /-------------------\ /------------------------\
| Банки | | Профессиональные | | Инкорпоратор | | Адвокаты, нотариусы, |
| | | посредники | | | | аудиторы |
\------------------/ \-------------------/ \-------------------/ \------------------------/
Репутационный аспект
Данный аспект, как правило, связан с отношением, проявляемым к компании со стороны контрагентов, банков и государственных органов страны ведения деятельности.
Негативная репутация того или иного государства формируется зачастую под воздействием международных организаций, в том числе путем включения в так называемые черные списки. Остановимся подробнее на некоторых из них.
"Черный список" ФАТФ*(1) ведется с 2000 г. и включает страны и территории, уклоняющиеся от сотрудничества с ФАТФ в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или сотрудничающие недостаточно активно. РФ также побывала в рассматриваемом списке. По состоянию на текущий момент там осталась одна единственная страна - Мьянма.
Список ОЭСР*(2) впервые был выпущен в апреле 2002 г. и включал в себя семь стран. Сейчас в нем осталось пять государств и территорий, а именно: Андорра, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова.
Помимо международных черных списков, существуют и национальные аналоги. В РФ в настоящее время есть два документа, предусматривающих наличие списков оффшорных территорий:
- Указание ЦБ РФ от 7 августа 2003 г. "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)".
Данный документ касается межбанковских взаимоотношений;
- Письмо МНС РФ от 27 марта 2002 г. "Обмен информацией".
Данный документ содержит список зарубежных стран, с которыми у РФ отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения, а также информацию об оффшорных зонах. Он не был опубликован и не учитывает некоторые новые соглашения, заключенные РФ с момента его подписания. В данный документ внесены далеко не все оффшорные территории - его сложно комплексно прокомментировать, поскольку не совсем ясен критерий включения в него тех или иных государств.
Конфиденциальность
Говоря о конфиденциальности, чаще всего имеют в виду доступность информации о директорах, акционерах и бенефициарах компании.
В большинстве европейских стран при регистрации компании сведения об ее акционерах и директорах в обязательном порядке предоставляются в публичный государственный реестр компаний, чего зачастую не требуется в оффшорных государствах. Соответственно, информация о директорах и акционерах запрашивается там в целях соблюдения местного законодательства (в частности, его положений о месте хранения реестров директоров и акционеров) так называемыми зарегистрированными агентами (или секретарскими компаниями), осуществляющими сам процесс регистрации и предоставляющими компании юридический адрес.
Информация о бенефициарах в случае использования так называемого номинального сервиса запрашивается юристами, осуществляющими регистрацию компании и предоставляющими ей юридический адрес или оказывающими содействие в ее регистрации. Такие сведения также в обязательном порядке запрашивают банки при открытии банковских счетов.
Раскрытие информации, не находящейся в публичном реестре, возможно на основании соответствующего судебного решения, которое может явиться результатом исполнения международных следственных поручений, а также возбуждения уголовного дела.
Затратный аспект
Затраты на обслуживание компании складываются из следующих составляющих:
- затраты на регистрацию (государственная пошлина, юридические услуги по составлению и проработке корпоративных документов, в некоторых странах - нотариальные услуги);
- затраты на ежегодное обслуживание компании (государственная пошлина или подлежащие уплате ежегодные налоги и сборы, оплата юридического адреса и услуг директоров, секретарей, акционеров, бухгалтеров, а иногда аудиторов и юристов, профессиональных посредников и переводчиков; затраты на подготовку дополнительной документации: документов из налоговых органов, выписок из государственного реестра и пр.).
Функциональный подход
Принимая решение о выборе корпоративного инструмента и страны для его регистрации, необходимо учитывать предполагаемую деятельность, которую можно условно разделить на следующие категории:
1) торговля;
2) услуги (работы);
3) производство;
4) холдинговая деятельность.
При создании компании в целях торговли, производства или оказания услуг (выполнения работ), важно помнить, что налоговое законодательство большинства стран мира, в том числе и РФ, содержит нормы о "постоянном представительстве" (п. 2, 9 ст. 306 НК РФ). Так, на территории РФ постоянное представительство может возникнуть в результате следующей деятельности нерезидента.
1. Производство:
- производство продукции на территории РФ;
- организация производства продукции по поручению нерезидента;
- производство продукции по давальческой схеме (толлинг).
2. Торговля:
- продажа товаров на территории РФ;
- продажа товаров на территории РФ по поручению нерезидента (деятельность через зависимого агента*(3));
- продажа товаров с территории РФ;
- продажа товаров с территории РФ по поручению нерезидента (деятельность через зависимого агента).
3. Услуги (работы):
- оказание нерезидентом услуг (выполнение работ) на территории РФ;
- оказание услуг нерезиденту, находящемуся на территории РФ;
- выполнение нерезидентом строительных работ на территории РФ.
Важно отметить, что в соответствии со ст. 306 НК РФ (части второй) не приводит к возникновению постоянного представительства на территории РФ:
1) деятельность подготовительного и вспомогательного характера, к которой, в частности, относится:
- использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и(или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;
- содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации;
2) деятельность на территории РФ через независимого агента, т.е. через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности;
3) сам по себе факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории РФ при отсутствии признаков постоянного представительства;
4) сам по себе факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ;
5) факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен;
6) осуществление иностранной организацией операций по ввозу в РФ или вывозу из РФ товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства.
Поскольку в данной области применение соглашений об избежании двойного налогообложения ограничено спецификой деятельности и налогообложение часто осуществляется там, где возникает постоянное представительство, для указанных видов деятельности в большинстве случаев используются традиционные оффшорные компании, партнерства (в том числе и европейские), а также всевозможные агентские соглашения.
Холдинговые компании, в первую очередь, характеризуются отсутствием активной торговой,производственной и иной деятельности; сосредоточенностью на держании активов и получении пассивных доходов в виде дивидендов, процентов, роялти; а также участием в управлении дочерними компаниями, входящими в их структуру. Холдинги также выполняют защитную функцию, аккумулируя в качестве своих активов доли и акции торговых и производственных компаний.
Критериями выбора юрисдикции для создания холдинговой компании будут являться следующие моменты:
налогообложение "входящих" дивидендов: поступающие дивиденды, выплачиваемые дочерней компанией холдингу, должны быть либо освобождены от налогообложения, либо подпадать под действие низкой ставки налога у источника в юрисдикции дочерней компании;
налогообложение полученного дохода в виде дивидендов: доход в виде дивидендов, полученный холдинговой компанией от дочерней, должен либо быть освобожден от налогообложения, либо подпадать под действие низкой ставки налога на прибыль в юрисдикции холдинговой компании;
налогообложение дохода от прироста капитала в результате продажи акций: прибыль, полученная холдингом от продажи акций дочерней компании, должна быть либо освобождена от налогообложения, либо подпадать под действие низкой ставки налога на доход от прироста капитала, действующий в юрисдикции холдинговой компании;
налогообложение "исходящих" дивидендов: дивиденды, выплачиваемые холдинговой компанией ее акционерам (участникам), должны быть либо освобождены от налогообложения, либо подпадать под действие низкой ставки налога у источника в юрисдикции холдинговой компании;
налогообложение процентов у источника выплаты;
возможность отнесения процентов к расходам в целях налогообложения;
ограничения по правилам тонкой капитализации;
наличие соглашений об избежании двойного налогообложения;
наличие правил о контролируемых иностранных компаниях (CFC Rules);
возможность предварительного согласования с налоговыми органами финансовых результатов деятельности компании в целях налогообложения (Tax Ruling);
наличие требований о представлении консолидированной отчетности;
влияние резидентности директоров и акционеров на резидентность компании;
наличие специальных режимов для холдинговых компаний.
В качестве традиционных холдинговых юрисдикции часто рассматриваются Кипр, Нидерланды и Люксембург. Вместе с тем определенными законодательными возможностями в данной сфере также располагают Австрия, Швейцария, Дания, Великобритания и др.
Важно отметить, что законодательства некоторых европейских стран содержат нормы, предусматривающие специальные режимы налогообложения холдинговых компаний, а также возможность в предварительном порядке получить заключение местных налоговых органов о допустимости применения таких режимов в конкретном случае.
В данном случае, делая выбор в пользу европейского инструментария, необходимо помнить о наличии Директив ЕС, регламентирующих, в том числе, налогообложение материнских и дочерних компаний. Так, Директива Совета 90\435\ЕЕС от 23 июля 1990 г. "Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов" с изменениями, внесенными Директивой Совета 2003\123\ЕС,
устанавливает общую для ЕС систему налогообложения компаний, если материнская и дочерняя компании расположены в разных государствах ЕС, и предусматривает:
- отмену налога, уплачиваемого у источника по дивидендам между взаимозависимыми компаниями, расположенными в разных государствах ЕС;
- устранение двойного налогообложения материнских компаний по доходам, полученным от дочерних предприятий.
В качестве инструментов, используемых в холдинговых целях, а также в целях защиты активов, можно еще назвать трасты и фонды. Однако данный инструментарий в силу своей сложности нуждается в отдельном рассмотрении. Поэтому надеемся вернуться к нему в следующих статьях.
Выводы
При выборе международного корпоративного инструмента и той или иной юрисдикции необходимо:
1) основываться на комплексном и системном анализе налогового и корпоративного законодательства предполагаемой страны регистрации компании, законодательства страны планируемой деятельности, а также международных норм;
2) учитывать характер предполагаемой деятельности (в связи с тем, что существуют ее разновидности, подлежащие обязательному лицензированию в стране осуществления такой деятельности, например банковской, страховой, это относится и к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и др.), а также помнить о разумной коммерческой основе и экономической целесообразности деловой активности компании;
3) учитывать, что надежность часто оказывается в обратно пропорциональной зависимости с конфиденциальностью, а высокая репутация в прямой зависимости со стоимостью обслуживания;
4) проконсультироваться с соответствующими специалистами.
О. Попутаровский,
партнер GSL Law & Consulting, адвокат
Н. Трофимец,
старший юрисконсульт GSL Law & Consulting
"Корпоративный юрист", N 2, февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF). Создана на саммите Большой семерки в Париже в 1989 г. Россия была принята в ФАТФ в июне 2003 г.
*(2) Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD). Данная организация берет свое начало в Organisation for European Economic Cooperation (OEEC), образованной в 1948 г. Одно из направлений деятельности ОЭСР - борьба с так называемой вредоносной налоговой конкуренцией.
*(3) Лицо, которое на основании договорных отношений с иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент) - п. 9 ст. 306 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Международные корпоративные инструменты: критерии выбора
Авторы
О. Попутаровский - партнер GSL Law & Consulting, адвокат
Н. Трофимец - старший юрисконсульт GSL Law & Consulting
"Корпоративный юрист", 2007, N 2