Принципы формирования налоговой базы при исчислении налога на
прибыль и финансового результата в бухгалтерском учете
С введением в действие гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" существенным условием для подтверждения достоверности исчисления налоговой базы по налогу на прибыль является то, что налогоплательщики определяют налогооблагаемую прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода по данным налогового учета. В прежнем законодательстве размер налоговых обязательств перед бюджетом по налогу на прибыль определялся на основании данных бухгалтерского учета. Таким образом, гл. 25 Налогового кодекса РФ в отношении исчисления налога на прибыль устанавливает приоритет налогового учета перед бухгалтерским учетом.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.
Порядок ведения налогового учета для целей исчисления налога на прибыль организаций предусматривает большое количество различных вариантов. Предприятие может разработать для себя такой учет в части налогообложения прибыли, которая будет полностью учитывать все нюансы деятельности налогоплательщика.
Однако на практике большинство организаций стремятся не разнообразить налоговый учет, а, наоборот, построить его так, чтобы он как можно меньше расходился с бухгалтерским учетом. Причина известна: несовпадение тех или иных вариантов учета в бухгалтерском и налоговом учете приводит к тому, что бухгалтеру приходится рассчитывать временные и постоянные разницы, постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства, иными словами все то, что требует от бухгалтеров ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Таким образом, организациям желательно производить налоговый учет для целей исчисления налога на прибыль путем параллельного ведения бухгалтерского и налогового учета на основе одного и тоже массива первичных документов, отражающих хозяйственную деятельность организации, в части хозяйственных операций, порядок учета которых в целях налогового учета не отличается от порядка бухгалтерского учета. Для отражения хозяйственных операций, порядок учета которых в целях налогового учета отличен от порядка бухгалтерского учета, применять дополнительный рабочий план счетов налогового учета.
В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно вводить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Организации должны четко представлять, что финансовый результат (прибыль, убытки) по данным бухгалтерского учета редко совпадает с налоговым учетом. Данные расхождения имеют место по причине различных правил признания доходов и расходов и их формирования в бухгалтерском учете (бухгалтерские проводки, формирующие в результате балансовую прибыль или убыток) не совпадают с правилами формирования налоговой базы (прибыли или убытка) по налогу на прибыль (система двойной записи и иные инструменты фиксации хозяйственных операций бухгалтерского учета в налоговом учете не применяются).
Тем не менее, введение налогового учета не означает, что данные бухгалтерского учета не могут использоваться для расчета налоговой базы. В том случае, если порядок отражения и группировки хозяйственных операций и объектов в первичных документах бухгалтерского учета совпадает с правилами ведения налогового учета в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ, то налогоплательщики вправе использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения прибыли.
Поскольку правила бухгалтерского учета с целью формирования бухгалтерской отчетности в отношении группировки учетных данных на высших уровнях учета фактически не совпадают с порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ, то практически всем предприятиям следует организовать самостоятельную учетную систему в целях налогообложения прибыли. Система налогового учета может быть построена как на основе данных регистров бухгалтерского учета (в этом случае регистры бухгалтерского учета должны быть снабжены соответствующими реквизитами для придания им статуса регистров налогового учета) с их последующей перегруппировкой по правилам налогообложения, так и на основе самостоятельно формируемых регистров налогового учета, не имеющих отношения к бухгалтерскому оформлению этих финансово-хозяйственных операций. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Основное правило определения прибыли и в бухгалтерском и в налоговом учете едино: прибыль определяется как разница между суммой всех доходов и суммой всех расходов.
Бухгалтерская отчетность это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Финансовое положение организации характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса. Отчетность дает возможность определить общую стоимость имущества предприятия, внеоборотных и оборотных средств, собственных и заемных средств предприятия.
По данным бухгалтерской отчетности можно установить излишки или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, а также обеспеченность предприятия собственными, кредитными и другими заемными источниками.
Данные бухгалтерской отчетности позволяют определить кредитоспособность предприятия; его наиболее и наименее ликвидные активы и, что особенно важно для предприятий, работающих в рыночных условиях, дают возможность определить срочность погашения обязательств организации.
Все юридические лица составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета нарастающим итогом с начала отчетного года. И для того, чтобы правильно составить бухгалтерскую отчетность и вовремя ее представить, необходимо подготовить и четко систематизировать все необходимые документы с учетом требований законодательства.
При составлении бухгалтерской отчетности налогоплательщики руководствуются законодательными и нормативными актами, которые, в соответствии с Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" можно подразделить на четыре уровня.
Первый уровень составляют закон РФ и иные законодательные документы, Указы Президента Российской Федерации, обеспечивающие единообразное ведение учета и своевременное и достоверное составление и представление отчетности организаций заинтересованным пользователям.
К таким документам относятся:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.);
2) Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля 2007 г.);
3) Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля, 13 марта, 3, 30 июня, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 10 ноября, 4, 5, 18, 29, 30 декабря 2006 г.);
4) Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.);
5) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.);
6) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями);
7) др.
Второй уровень составляют национальные российские бухгалтерские стандарты - положения по бухгалтерскому учету.
К настоящему времени утверждены и действуют 19 положений по бухгалтерскому учету:
1) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н;
2) Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167;
3) Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденным приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н;
4) Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43-н;
5) Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н;
6) Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н;
7) Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденным приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н;
8) Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. N 96н;
9) Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года N 32н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н и от 30 марта 2001 г. N 27н);
10) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н и от 30 марта 2001 г. N 27н);
11) Положение по бухгалтерскому учету " Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденным приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 5н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 27н);
12) Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденным приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н;
13) Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н;
14) Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н;
15) Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60н;
16) Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращению деятельности" ПБУ 16/02, утвержденным приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н;
17) Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденным приказом Минфина РФ от 11 ноября 2002 г. N 115н;
18) Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н;
19) Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N 126н;
Третий уровень составляют документы, разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета на основе и в развитие документов первого и второго уровней. К ним относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые в разрезе существующих ПБУ. К ним относятся, например:
1) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н;
2) Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";
3) Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н;
4) Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.03.2000 г. N 33н;
5) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. N 119н и другие.
Четвертый уровень составляют документы, разрабатываемые организациями при формировании своей учетной политики.
Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В соответствии с Федеральным Законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в перечень документов, утверждаемых приказом или распоряжением руководителя организации, входят:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2. Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней отчетности;
3. Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
4. Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
5. Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
С 2003 г. вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н.
Данное ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленной в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (прибыль (убыток), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период прибыль (убыток), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Малым же предприятиям, подпадающим под критерии Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", предоставлено право самим решать вопрос о применении ПБУ 18/02.
Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в налоговом учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как отмечалось выше, с вводом в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ появилась отдельная система определения доходов и расходов в целях налогообложения прибыли - налоговый учет. В связи с этим отпала необходимость расчета налогооблагаемой прибыли исходя из показателей бухгалтерского учета, как это было до 01.01.2002 г.
ПБУ 18/02 предлагает новый способ расчета суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете. Следует отметить, что определение суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет за отчетный период, не является самоцелью ПБУ 18/02, так как данная сумма рассчитывается в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Цели применения ПБУ 18/02 организациями сформулированы в п. 1 данного Положения:
1) отразить в бухгалтерском учете и отчетности взаимосвязь прибыли (убытка), определенной в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету, и налоговой базы по налогу на прибыль, определенной в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
2) отразить в бухгалтерском учете и отчетности отличие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль;
3) отразить в учете суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающиеся организации, суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, а также суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задача, поставленная ПБУ 18/02 перед бухгалтерами, проанализировать разницы по доходам или расходам, отраженным в бухгалтерском и налоговом учете, сформировать постоянные и отложенные элементы исчисленного налога (налоговые активы и обязательства) и правильно определить чистую прибыль (убыток) организации за отчетный период.
Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.
Постоянными разницами признаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Такие разницы возникают в результате:
1) превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;
2) непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей;
3) непризнания для целей налогообложения убытка, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества при внесении его в уставный (складочный) капитал другой организации и стоимостью, по которой это имущество отражено в бухгалтерском балансе у передающей стороны;
4) образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени согласно законодательству о налогах и сборах уже не может быть принят в целях налогообложения ни в отчетном, ни в последующих отчетных периодах;
5) прочих аналогичных различий.
Расчет налога на прибыль в бухгалтерском учете согласно требованиям ПБУ 18/02 можно представить виде следующей схемы.
......... = ......... +- .........
Как видно из схемы для исчисления суммы налога необходимо:
1) рассчитать сумму налога исходя из финансового результата путем умножения суммы прибыли или убытка, исчисленной по данным бухгалтерского учета, на величину налоговой ставки;
2) рассчитать отдельные налоговые показатели (составляющие части налога на прибыль) путем умножения выявленных разниц по доходам и расходам, отраженным в бухгалтерском и налоговом учете, на величину налоговой ставки;
3) определить сумму текущего налога на прибыль путем корректировки (увеличения и уменьшения) суммы налога, исчисленной исходя из финансового результата, на сумму налоговых показателей, рассчитанных исходя из разниц по доходам и расходам.
В ПБУ 18/02 под текущим налогом на прибыль понимается итоговая сумма налога, полученная в результате произведенных расчетов. Также называется и сумма налога, исчисленная в налоговой декларации. Никакого нового термина для бухгалтерского учета не потребовалось, поскольку сумма текущего налога на прибыль, рассчитанная в бухгалтерском учете согласно нормам ПБУ 18/02 и исчисленная по налоговой декларации, должна быть одинаковой.
Для того чтобы отграничить остальные составляющие налога на прибыль, выделяемые согласно требованиям ПБУ 18/02, были введены специальные понятия и термины.
Сумма налога, исчисленная исходя из финансового результата (бухгалтерской прибыли или убытка), называется в ПБУ 18/02 "условный расход по налогу на прибыль" и "условный доход по налогу на прибыль".
Сумма налога на прибыль, исчисленная исходя из бухгалтерской прибыли, раскрывает в Положении понятие условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль. Под условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль для целей Положения понимается сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка).
Рассмотрим пример расчета и отражения в бухгалтерском учете условного расхода по налогу на прибыль.
Пример.
Бухгалтерская прибыль организации за 2006 г. составила 450 000 руб. Условный расход по налогу на прибыль за 2006 г. будет равен:
450 000 руб. х 24% / 100 = 108 000 руб.
В бухгалтерском учете условный расход по налогу на прибыль отражается следующим образом:
Дебет счета 99 "Прибыли и убытки",
Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 108 000 руб. - начислен условный расход по налогу на прибыль.
Не должно удивлять то, что к налогу на прибыль применяется термин "условный расход (условный доход)", так как, во-первых, при уплате любого налога у организации происходит отток денежных средств, приводящий к уменьшению экономических выгод, а при его неуплате - пусть временное, но использование денежных средств, что может привести к экономической выгоде, а во-вторых, налог на прибыль, исчисленный в порядке, установленном Положением, действительно является условным, так как чаще всего отличается от налога на прибыль, исчисленного по правилам налогового законодательства.
Е.П. Тихонова
"Горячая линия бухгалтера", N 13, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.