город Омск
07 октября 2011 г. |
Дело N А46-1297/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6673/2011) общества с ограниченной ответственностью "Правовой центр "ЛЕГКО!" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2011 по делу N А46-1297/2011 (судья Суставова О.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правовой центр "ЛЕГКО!" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по СФО) об отмене постановления от 19.01.2011 N 04-02/10-611П,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Правовой центр "ЛЕГКО!" - Белослюдцева М.Н. (предъявлен паспорт, по доверенности от 25.01.2011 сроком действия 3 года);
от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Правовой центр "ЛЕГКО!" (далее по тексту - ООО "ПЦ "ЛЕГКО!", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - заинтересованное лицо, МРУ Росфинмониторинга по СФО) об отмене постановления N 04-02/10-611П от 19.01.2011 о привлечении ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 50000 рублей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.06.2011 по делу N А46-1297/2011 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт совершения ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2011 по делу N А46-1297/2011 отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправомерно не применил положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, поскольку в данном случае отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения Общества к своим публично-правовым обязанностям.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным.
МРУ Росфинмониторинга по СФО в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
МРУ Росфинмониторинга по СФО заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
18.11.2010 специалистом 3 разряда отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СФО Уразовой В.Г. по результатам рассмотрения документов ООО "ПЦ "ЛЕГКО!", полученных в процессе осуществления исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "ПЦ "ЛЕГКО!".
Уведомлением от 18.11.2010 N 04-12/2314 законный представитель ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" был приглашен в МРУ "Росфинмониторинга по СФО для составления и подписания протокола об административном правонарушении на 10.12.2010 в 10 час. 00 мин.
10.12.2010 специалистом 3 разряда отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СФО Уразовой В.Г. в отношении ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" был составлен протокол об административном правонарушении.
В указанном протоколе зафиксировано, что при проведении административного расследования в отношении ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" было установлено, что ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" были нарушены сроки постановки на учет, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28, а также сроки направления на согласование правил внутреннего контроля, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6, а именно: ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" документы для постановки на учет были направлены 16.11.2010, правила внутреннего контроля утверждены директором 01.02.2010 и направлены в МРУ Росфинмониторинга по СФО 16.11.2010.
Данные действия влекут административную ответственность, предусмотренную статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10.12.2010 заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Некрасовым С.Ю. было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, определены дата и время - 24.12.2010 с 14 час. 30 мин.
Постановлением N 04-02/10-611П заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Некрасова С.Ю. от 19.01.2011 ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.06.2011 по делу N А46-1297/2011 в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления N 04-02/10-611П от 19.01.2011 о привлечении ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 50000 рублей, отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности) установлена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закон N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "Об утверждении правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (далее - Постановление N 6) правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения (пункт 2 Постановления N 6).
Согласно части 9 стать 7 Закон N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28, определен порядок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28, постановке на учет подлежат организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
При этом постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (пункт 3 названного Положения).
С учетом указанного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что ООО "ПЦ "ЛЕГКО!", являющееся юридическим лицом, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, обязано было в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (01.02.2010) осуществить действия по постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций; а также в течение 1 месяца со дня государственной регистрации в установленном порядке руководитель Общества обязан был утвердить правила внутреннего контроля в организации и в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения представить на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Из материалов дела следует, что ООО "ПЦ "ЛЕГКО!" документы для постановки на учет были направлены 16.11.2010, правила внутреннего контроля утверждены были директором 01.02.2010 и направлены в МРУ Росфинмониторинга по СФО 16.11.2010, т.е. с нарушением установленного законом срока.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суд первой инстанции исследовал вопрос о наличии вины в действиях Общества по соблюдению вышеуказанных требований законодательства и установил, что Общество не приняло все зависящие от него меры с целью обеспечения своевременного представления в административный орган документов для постановки на учет и правил внутреннего контроля.
Также апелляционный суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Пренебрежительное отношение общества к исполнению обязанностей выразилось в непринятии мер по их соблюдению. Доказательств того, что у Общества отсутствовала возможность их соблюдения, в деле не имеется.
Вместе с тем, статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей на момент совершения обществом административного правонарушения и привлечения к ответственности, не разграничивала ответственность правонарушителя за совершение различных самостоятельных правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Диспозиция статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включала в себя такой состав правонарушения, как неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, квалифицируемых одной нормой, и ответственность за совершение которого предусматривалась в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 23.07.2010 N 176 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в законную силу с 24.01.2011, статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в новой редакции и имеет пять частей.
Частью 1 указанной статьи установлена административная ответственность за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что размер административного штрафа в связи с принятием нового закона, смягчающего административную ответственность, должен быть снижен до минимального.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях минимальный размер санкции предусмотрен в виде предупреждения.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из конкретных обстоятельств, учитывая, что изменение санкции вызвано не нарушениями административного органа при привлечении Общества к административной ответственности, а требованиями законодательства на день вынесения судебного акта (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), суд апелляционной инстанции усматривает основания для признания постановления МРУ Росфинмониторинга по СФО от 19.01.2011 N 04-02/10-611П незаконным и его отмене в части назначения административного штрафа в размере 50 000 рублей, заменив его предупреждением.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а постановление административного органа признанию незаконным и отмене в части назначенного наказания.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2011 по делу N А46-1297/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу от 19.01.2011 N 04-02/10-611П о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Правовой центр "ЛЕГКО!" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части применения меры ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, заменив меру ответственности на предупреждение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1297/2011
Истец: ООО "Правовой центр "ЛЕГКО!"
Ответчик: МРУ Росфинмониторинга по СФО
Третье лицо: УФССП России по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6673/11