г. Чита |
|
7 октября 2011 г. |
Дело N А19-9729/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 октября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Н. М. Паньковой, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Качугском и Жигаловском районах Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2011 года по делу N А19-9729/2011 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Качугском и Жигаловском районах Иркутской области (ИНН 3830905900 ОГРН 1063827023809) к Муниципальному учреждению культуры Межпоселенческое социально-культурное объединение (ИНН 3824001921 ОГРН 1053827048648) о взыскании недоимки и пени по страховым взносам.
(суд первой инстанции судья Гурьянов О. П.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Качугском и Жигаловском районах Иркутской области (далее учреждение, УПФР, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному учреждению культуры Межпоселенческое социально-культурное объединение (далее учреждение культуры) о взыскании 461331 руб. 31 коп., из которых:
- 129324 руб. 69 коп. - страховые взносы на страховую часть пенсии; 25717 руб. 50 коп. - страховые взносы на накопительную часть пенсии, 8571 руб. 32 коп. - страховые взносы в ФФОМС и 15539 руб. 32 коп. - страховые взносы в ТФОМС- за 6 месяцев 2010 г.;
- 195007 руб. - страховые взносы на страховую часть пенсии, 39144 руб. - страховые взносы на накопительную часть пенсии, 12878 руб. - страховые взносы в ФФОМС и 23415 руб. - страховые взносы в ТФОМС - за 9 месяцев 2010 г.;
- 5073 руб. 62 коп. - пени за неуплату страховых взносов на страховую часть пенсии, 1007 руб. 37 коп. - пени за неуплату страховых взносов на накопительную часть пенсии, 91 руб. 28 коп. - пени за неуплату страховых взносов в ФФОМС и 165 руб. 93 - пени за неуплату страховых взносов в ТФОМС - за 6 месяцев 2010 г.;
- 3407 руб. 36 коп. - пени за неуплату страховых взносов на страховую часть пенсии, 668 руб. 54 коп. - пени за неуплату страховых взносов на накопительную часть пенсии, 224 руб. 18 коп. - пени за неуплату страховых взносов в ФФОМС и 407 руб. 59 - пени за неуплату страховых взносов в ТФОМС - за 9 месяцев 2010 г.;
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. С учреждения культуры взыскано 458600 руб. 72 коп., из которых:
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии за полугодие 2010 г. в размере 129324 руб. 69 и пени в сумме 3102 руб. 51 коп.;
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии за полугодие 2010 г. в размере 25717 руб. 50 коп и пени в сумме 615 руб. 39 коп.;
- недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2010 г. в размере 8571 руб. 32 коп. и пени в сумме 205 руб. 62 коп.;
- недоимка по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2010 г. в размере 15539 руб. 32 коп. и пени в сумме 372 руб. 70 коп.;
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии за 9 месяцев 2010 г. в размере 195007 руб. и пени в сумме 3407 руб. 36 коп.;
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии за 9 месяцев 2010 г. в размере 39144 руб. и пени в сумме 668 руб. 54 коп.;
- недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2010 г. в размере 12878 руб. и пени в сумме 224 руб. 18 коп.;
- недоимка по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2010 г. в размере 23415 руб. и пени в сумме 407 руб. 59 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа во взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на сумму 2730 руб. 59 коп., заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в обжалуемой части, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Учреждение культуры отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 215 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3, 6 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платеж и, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе и организации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" N 326-ФЗ от 29.11.2010 г.. страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 17 п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" N 326-ФЗ от 29.11.2010 г. страхователь обязан: своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 28, ст. 15, 18 ФЗ от 24.07.2009 г. Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, в соответствии с представленным учреждением культуры расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, сумма страховых взносов подлежащая уплате составила:
за 6 месяцев 2010 г. 129324 руб. 69 коп. - на страховую часть пенсии, 25717 руб. 50 коп. - на накопительную часть пенсии, 8571 руб. 32 коп. - в ФФОМС и 15539 руб. 32 коп. - в ТФОМС;
за 9 месяцев 2010 г. 195007 руб. - на страховую часть пенсии, 39144 руб. - на накопительную часть пенсии, 12878 руб. - в ФФОМС и 23415 руб. - в ТФОМС.
В добровольном порядке указанные страховые взносы в установленный законом срок уплачены не были.
Согласно п. ст. 26 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим законом сроки.
Согласно ч. 3, 5 и 6 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неуплатой сумм страховых взносов в установленные законом сроки в соответствии с вышеуказанными нормами права на суммы недоимки начислены пени.
В связи с неисполнением учреждением культуры в добровольном порядке требования об уплате страховых взносов и пени, суд первой инстанции, с учетом вышеуказанных норм права обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю во взыскании с учреждением культуры пени за неуплату страховым взносов в сумме 2730 руб. 59 коп., поскольку, УПФР в материалы дела представлен расчет пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за 6 месяцев 2010 г. именно на сумму 4296 руб. 22 коп.
В связи с чем, не состоятельны доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применением судом норм процессуального и материального права в части отказа в взыскании пени в сумме 2730 руб. 59 коп.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияет по существу на законность принятого судом первой инстанции решения.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2011 года по делу N А19-9729/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2011 года по делу N А19-9729/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Н. М. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9729/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Качугском и Жигаловском районах Иркутской области
Ответчик: культуры Межпоселенческое социально-культурное объединение