г. Пермь |
|
01 февраля 2010 г. |
Дело N А50-19458/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Виноградовой Л. Ф.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковй Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Русановой Ю.С.,
при участии:
от истца ТСЖ "Водники-1": Федотовой Л.Н. - доверенность N 07 от 30 июня
2009 года, паспорт;
от ответчика Департамента имущественных отношений администрации г. Перми: Аристовой Е.Н. - доверенность N 230 от 28 декабря 2009
года, удостоверение;
от третьего лица Администрации г. Перми: Аристовой Е.Н. - доверенность N
И-01-43-5735 от 24 декабря 2009 года, удостоверение;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика, Департамента имущественных отношений администрации г. Перми,
и третьего лица,
Администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 ноября 2009 года
по делу N А50-19458/2009,
принятое судьей Теслевой Н.В.
по иску ТСЖ "Водники-1"
к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми
третье лицо: Администрация города Перми
о признании права общей долевой собственности,
установил:
Товарищество собственников жилья "Водники-1" (далее ТСЖ "Водники-1", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми о признании подвального помещения I площадью 29,5 кв. м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Адмирала Ушакова, д. 55/2, общей долевой собственностью собственников жилого дома на основании статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (л. д. 3-4).
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнил исковые требования требованием о признании помещения техподвала II площадью 69 кв. м., расположенного в жилом доме по адресу: г. Пермь, ул. Адмирала Ушакова, 55/2, общей долевой собственностью собственников многоквартирного жилого дома и исключении из реестра муниципальной собственности помещения техподвала I площадью 29,5 кв. м., помещения II площадью 69 кв. м., расположенных в многоквартирном жилом доме 55/2 по ул. Адмирала Ушакова в г. Перми (л. д. 163).
Определением от 28 июля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Перми (л. д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19 ноября 2009 года, принятым судьей Теслевой Н.В. по делу N А50-19458/2009, исковые требования удовлетворены. Признано право общей долевой собственности собственников многоквартирного жилого дома N 55/2 по ул. Адмирала Ушакова в г. Перми на помещения технического подвала площадью 29,5 кв. м. и 69 кв. м. Данные помещения исключены из реестра муниципальной собственности (л. д. 168-173).
Ответчик Департамент имущественных отношений администрации г. Перми и третье лицо Администрация г. Перми, не согласившись с названным решением, обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители апелляционных жалоб полагают, что в данном случае лицами, чьи права и законные интересы считаются нарушенными, являются все собственники, проживающие в доме N 55/2 по ул. Адмирала Ушакова г. Перми. Постановление N 3125 от 19 октября 2004 года, на основании которого спорные помещения включены в реестр муниципальной собственности, является действующим и в судебном порядке не оспорено. Оно является муниципальным ненормативным правовым актом, который не подлежит официальному опубликованию. Выпиской из технического паспорта, выданного ОГУП "ЦТИ Пермской области", подтверждается, что спорные помещения не имеют технического назначения и являются обособленными, а, следовательно, не могут быть включены в перечень, установленный статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Само по себе расположение помещений в подвале не свидетельствует об их исключительно техническом и обслуживающем назначении. Более того, спорные помещения в техническом паспорте обозначаются арабскими цифрами, что в силу пункта 3.25 Инструкции по техническому учету жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года N 37, исключает их отнесение к помещениям общего пользования. Заявители полагают, что техническое заключение, представленное истцом, не может являться доказательством по данному делу, поскольку составлялось с целью определения технического состояния помещений, а не их назначения. Кроме того, заявители считают, что суд первой инстанции необоснованно не удовлетворил заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, так как о нарушении своего права собственники, являющиеся членами ТСЖ "Водники-1", должны были узнать с момента передачи имущества в муниципальную собственность, которая состоялась в 2004 году. По мотивам, изложенным в апелляционных жалобах, Департамент имущественных отношений администрации г. Перми и Администрация г. Перми просят отменить решение Арбитражного суда Пермского края от 19 ноября 2009 года и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений администрации г. Перми и Администрации г. Перми доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме (протокол судебного заседания от 28 января 2010 года).
Представитель истца, ТСЖ "Водники-1", в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что с доводами апелляционных жалоб не согласен. Полагает, что суд первой инстанции дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам. Просит оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения (отзыв на апелляционную жалобу б/н, б/д, протокол судебного заседания от 28 января 2010 года).
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 20 октября 1992 года по 11 января 2002 года заводом им. С.М. Кирова безвозмездно в собственность граждан переданы квартиры, находящиеся в д. 55/2 по ул. А. Ушакова в г. Перми (л. д. 10-24).
Впоследствии на данные квартиры произведена государственная регистрация права собственности граждан (л. д. 25-74).
19 октября 2004 года постановлением Администрации г. Перми N 3125 на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 27 февраля 2004 года N 861-р, распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области от 02 апреля 2004 года N 133-р и решения Пермской городской Думы от 25 марта 2003 года N 21 в муниципальной собственности утвержден жилищный фонд со строенными нежилыми помещениями и объектами инженерной инфраструктуры, передаваемый из федеральной собственности с баланса ГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова", согласно приложениям N 1-5. Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми предписано внести принятое по акту приемки-передачи имущество в реестр муниципальной собственности (л. д. 75-76).
Согласно приложениям N 1, 2 к указанному постановлению в перечень жилых домов, передаваемых из федеральной собственности в муниципальную собственность, включен и жилой дом N 55/2 по ул. А. Ушакова с нежилыми помещениями общей площадью 538,6 кв. м. и 545,1 кв. м. на 1 этаже, используемые МУП "Пермские аптеки" под аптеку и ГДБ N 4 под молочную кухню соответственно (л. д. 106-107).
Из приложения N 3 к постановлению от 19 октября 2004 года следует, что на 1 этаже в доме 55/2 по ул. А. Ушакова, передаваемом с баланса ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова", находятся проданные нежилые помещения площадью 1 217,9 кв. м., используемые ООО "Рада" под магазин (л. д. 107-108).
24 октября 2004 года приказом Департамента имущественных отношений администрации г. Перми N 1476 МУ "Жилищная служба" Кировского района г. Перми предписано принять на баланс от ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова" жилищный фонд, в том числе и жилой дом N 55/2 по ул. А. Ушакова. Данное имущество закреплено за МУ "Жилищная служба" Кировского района г. Перми на праве оперативного управления. Отделу реестров департамента предписано внести имущество в реестр муниципальной собственности (л. д. 109-111).
На основании постановления Администрации г. Перми N 3125 от 19 октября 2004 года нежилое помещение 29,5 кв. м. включено в реестр муниципальной собственности (выписки из реестра муниципальной собственности N 19-19-9905 от 12 ноября 2007 года, N 19-18-9995/07 от 21 августа 2009 года, л. д. 83, 104).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности N 19-18-9911/07 от 29 октября 2009 года в реестр муниципальной собственности г. Перми на основании постановления Администрации г. Перми включены нежилые помещения общей площадью 98,5 кв. м. в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Адмирала Ушакова, 55/2 (л. д. 160).
20 февраля 2007 года по решению общего собрания собственников жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных домах по адресу: г. Пермь, ул. А. Ушакова, 55/1, 55/2, 76, создано ТСЖ "Водники-1" (протокол от 20 февраля 2007 года, л. д. 91), которое зарегистрировано в качестве юридического лица 15 марта 2007 года (Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ, л. д. 99).
11 апреля 2007 года МУ "Жилищная служба" Кировского района г. Перми (учреждение) и ТСЖ "Водники-1" (ТСЖ) заключено соглашение N 19 о передаче управления многоквартирным домом (л. д. 93).
В соответствии с пунктом 1 данного соглашения обязательства учреждения по организации содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах прекращаются с 01 мая 2007 года.
Обязательства по управлению многоквартирными домами у ТСЖ, связанные с обеспечением надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, с решением вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлением коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, возникают с 01 мая 2007 года (пункт 2 соглашения, л. д. 93).
Полагая, что помещения техподвала I площадью 29,5 кв. м. и II площадью 69 кв. м. являются общей долевой собственностью собственников помещений жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Адмирала Ушакова, 55/2, ТСЖ "Водники-1" обратилось в арбитражный суд с иском о признании названных помещений общей долевой собственностью собственников многоквартирного жилого дома 55/2 по ул. Адмирал Ушакова г. Перми и исключении их из реестра муниципальной собственности на основании статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (л. д. 3-4, 163).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья обязано принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому, представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами (подпункты 7-8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3.2.7 Устава ТСЖ "Водники-1" также предусмотрено, что ТСЖ обязано принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих ему (л. д. 94-96).
Таким образом, ТСЖ "Водники-1" вправе обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.
Абзацем 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Согласно выписке из технического паспорта здания 55/2 по ул. Адмирала Ушакова, спорные помещения площадью 29,5 кв. м. и 69 кв. м. обозначены на плане техподвала римскими цифрами I и II и используются как подвальное помещение и теплоузел соответственно (л. д. 85-90).
Абзацем 4 пункта 3.25 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по жилищной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года N 37, предусмотрено, что коридор общего пользования, лифтовые холлы, вестибюли, лестничные клетки и т.п., а также междуквартирные помещения общего пользования нумеруются римскими цифрами черной тушью.
Следовательно, спорные помещения являются помещениями общего пользования.
Согласно техническому заключению, составленному ООО Ремонтно-строительное предприятие "Энергетик" по результатам обследования строительных конструкций нежилых подвальных помещений I, II (в осях 1-3/А-Г) жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Адмирала Ушакова, 55/2, в указанных помещениях находятся общедомовые инженерные коммуникации и оборудование; распределительные сети отопления с запорно-регулировочной арматурой, обслуживающей жилые и нежилые помещения дома; распределительные падающие трубопроводы холодной и горячей воды с вентилями; канализационные трубы обслуживающие весь дом. Обнаруженные в подвале дома инженерные коммуникации и оборудование обслуживают все жилые и нежилые помещения дома, а помещения подвала, в которых они находятся, специально предназначены для их обслуживания и ремонта, то есть являются техническими (л. д. 135-157).
Из письма ГУП "ЦТИ Пермского края" N 38/448 от 02 ноября 2009 года следует, что помещение N I площадью 29,5 кв. м. имеет назначение -подвальное помещение, а помещение N II техподвала площадью 69 кв. м. используется под теплоузел (л. д. 161).
Подпунктом "а" пункта 2 раздела I правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что в состав общего имущества включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
Доказательства того, что спорные помещения не предназначены для обслуживания и ремонта более одного жилого и (или) нежилого помещения, принадлежащего собственникам многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Адмирала Ушакова, 55/2, и имеют самостоятельное назначение, либо проектировались как таковые ответчиком, Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми, в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что постановлением Администрации г. Перми N 3125 от 19 октября 2004 года, которое является действующим и в судебном порядке не оспорено, спорные помещения включены в реестр муниципальной собственности, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Согласно приложению N 2 к вышеназванному постановлению в перечень нежилых помещений, передаваемых из федеральной собственности с баланса ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова", включены и нежилые помещения по адресу: ул. А. Ушакова, 55/2, общей площадью 538,6 кв. м. и 545,1 кв. м. на 1 этаже, используемый МУП "Пермские аптеки" под аптеку и ГДБ N 4 под молочную кухню соответственно (л. д. 106-107).
Из приложения N 3 следует, что на 1 этаже в доме 55/2 по ул. А. Ушакова, находятся также проданные нежилые помещения площадью 1 217,9 кв. м., используемые ООО "Рада" под магазин (л. д. 107-108).
Нежилые помещения, расположенные в техподвале дома по указанному адресу, площадью 29,5 кв. м. и 69 кв. м. в приложениях к постановлению от 19 октября 2004 года отсутствуют. Доказательств иного ответчиком в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах постановление Администрации г. Перми N 3125 от 19 октября 2004 года не может являться доказательством возникновения права муниципальной собственности на спорные помещения.
Заявление ответчика, Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, о пропуске истцом, ТСЖ "Водники-1", срока исковой давности правомерно отклонено судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
При этом течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации права муниципальной собственности в установленном порядке (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абзац 2 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Государственная регистрация прав носит открытый характер (пункт 1 статьи 7 вышеназванного ФЗ).
Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми не представлено доказательств того, что постановление N 3125 от 19 октября 2004 года, на основании которого, по мнению ответчика, спорные помещения включены в реестр муниципальной собственности, доведено до сведения собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Адмирала Ушакова, 55/2 (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По утверждению истца, ТСЖ "Водники-1", оно узнало о включении спорных помещений в реестр муниципальной собственности при выполнении обязанностей, возложенных на него Уставом ТСЖ "Водники-1", утвержденным 20 февраля 2007 года, и соглашением N 19 от 11 апреля 2009 года, получив выписку из реестра муниципальной собственности от 12 ноября 2007 года.
Доказательства того, что истцу стало известно о нарушении его права ранее указанной даты, в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С настоящим исковым заявлением ТСЖ "Водники-1" обратилось в арбитражный суд 24 июля 2009 года, то есть в пределах срока, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств решение Арбитражного суда Пермского края от 19 ноября 2009 года об удовлетворении исковых требований ТСЖ "Водники-1" о признании права общей долевой собственности на спорные помещения и исключении их из реестра муниципальной собственности является законным и обоснованным. Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Ссылка Администрации г. Перми и Департамента имущественных отношений администрации г. Перми на то, что выпиской из технического паспорта, выданного ОГУП "ЦТИ Пермской области", подтверждается, что спорные помещения не имеют технического назначения и являются обособленными, обозначаются арабскими цифрами, что исключает их отнесение к помещениям общего пользования, опровергается материалами дела (л. д. 85-90).
Довод заявителей о том, что техническое заключение, представленное истцом, не может являться доказательством по данному делу, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (пункт 2 названной статьи).
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (пункт 3 названной статьи).
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (пункт 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение технического состояния нежилых подвальных помещений I и II не исключает возможность для вывода о том, являются ли данные помещения техническими.
ООО Ремонтно-строительное предприятие "Энергетик" имеет лицензию на разработку рекомендаций и заключений по материалам технических отчетов обследований.
Оценив данное техническое заключение наряду с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд не находит оснований для признания данного доказательства недостоверным.
Таким образом, апелляционные жалобы заявителей, Администрации г. Перми и Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 ноября 2009 года по делу N А50-19458/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с момента его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www.fasuo.arbitr.ru".
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19458/2009
Истец: ТСЖ "Водники-1"
Ответчик: Департамент имущественных отношений администрации г. Перми, ДИО администрации г. Перми
Третье лицо: Администрация г. Перми, Администрация города Перми
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12935/09